29 261
18 августа 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: «Яндекс.Карты», архив Onlíner

Тогда и сейчас. Километры дорог, которых не было: «Новая Боровая» и «Маяк Минска»

Автор: Виталий Петрович. Фото: «Яндекс.Карты», архив Onlíner
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

Мы хорошо знаем Минск, и все же для каждого он свой. Родной район, места, где когда-то жил, учился, работал, — все это складывается в свой личный Минск, тот Минск, который мы любим, но административные границы которого сильно не совпадают с общепринятыми. Из-за этой разницы — между своим городом и общим — мы часто не замечаем, как сильно меняется столица. Но есть фотографии — они точно и бесстрастно фиксировали наше «тогда», чтобы мы могли сравнить его с нашим «сейчас».

Мы решили собрать наиболее знаковые изменения в дорожной инфраструктуре Минска за последние 15 лет. Период этот все-таки очень значительный, и понятно, что за раз все не охватить. Мы начнем, а затем будем продолжать, в том числе с вашей помощью. Какие дороги, перекрестки, развязки преобразились за эти годы, как это отразилось на вашей жизни? Пишите нам, рассказывайте: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Необычная деревня

Улица Гинтовта на северо-востоке столицы с момента завершения строительства микрорайонов Уручье-5 и Уручье-6 воспринималась как граница города. Пятнадцать лет назад она и выглядела пограничной: по одну сторону — характерные девятиэтажные панельки Уручья, по другую — почти пустырь. Овраги, за которыми начинали что-то строить, гаражный массив, какие-то чудом уцелевшие сквозь года избушки. Возле одной из них стоял валун с надписью «Копище». К райотделу МЧС вела подъездная дорога, а дальше — чистое поле, еще дальше — аэроклуб с авиационным музеем. В общем, то с парашютами прыгали, то музыку играли на всю округу.

Формально «Новая Боровая», которую стали строить в 2014-м и продолжают возводить до сих пор, несмотря на то что район весьма значительно разросся за эти годы, так и остается деревней Копище. Ну и ладно, значит, просто признаем, что это самая необычная деревня под Минском: с километрами отстроенных улиц, почти десятком действующих многоуровневых паркингов, парковками за шлагбаумами, из-за которых то и дело начинаются споры, и четырьмя открытыми круговыми перекрестками, которые похвалил Юрий Краснов.

— Деревня Копище? — неуверенно спросил таксист. — Никогда раньше туда не ездил.

Молодой, видно, только начал работать, а может, не местный. Приезжаем.

— Это деревня? — ошарашено переспрашивает он же. — А круги как в центре города, смотри-ка! Вам под шлагбаум? А выеду я как? Ах, сам откроется! Ничего себе деревня, а я боялся, главное, отсюда заказы принимать, думал, реально деревня какая-нибудь, что по дорогам не проедешь.

Это совсем не анекдот. Привезите любого знакомого из другого города, из другой страны — реакция будет схожей.

Но «Новая Боровая» не сразу строилась, и было время, когда добраться туда было куда сложнее.

— Я помню, мы тогда только начинали строиться, а жили у тещи в Уручье, но довольно далеко — как ходил в «НБ» пешком, — рассказывает наш читатель. — Автобус тогда ходил редко, был один единственный маршрут, ждать его никогда не хотелось. И приходилось выходить на улицу Гинтовта, а потом топать в обход к территории нынешнего транспортного парка — его тогда тоже строили, там долго был какой-то долгострой, вроде троллейбусное депо должно было появиться. А новый район к тому моменту уже неплохо отстроился: новые широкие дороги, улицы, велодорожки. А для въезда, по сути, одна единственная дорога. Меня тогда это тревожило, я думал: а что же будет, когда все заселятся?

Транспортную доступность решали постепенно. К «Новой Боровой» появился свой проезд с внутреннего кольца МКАД, также «пробили» широкий выезд с трассы Колодищи — Заславль, на которой интенсивность движения за последние годы выросла весьма значительно за счет опять же «деревенских» жителей Копища. Возможно, поэтому трассу и обновили год назад, полностью заменив асфальт на участке до проспекта Независимости.

Ну и, наконец, самый масштабный проект — проезд между улицами Авиационной и Шафарнянской: широкая дорога с обустроенным тротуаром, велодорожкой и автобусной остановкой, которая имеет значительный перепад высоты и сегодня, по сути, является основным въездом в Копище со стороны Минска. По ней въезжают и два городских автобусных маршрута, связывающих «НБ» с Уручьем и станцией метро.

Конечно, можно взгрустнуть о музыкальных фестивалях, о полетах или с печалью смотреть на «разоренный» авиамузей. Еще три года назад там оставались экспонаты, и люди приходили со стороны модных многоэтажек фактически через стройплощадку, чтобы увидеть стоящие МиГи, Яки и вертолеты Ми.

Кстати, это было популярной точкой притяжения для велопокатушек: «Новая Боровая» задала для всего Минска новый стандарт современного микрорайона, где есть не только проезжая часть для машин и мощенный тротуар для пешеходов, но и велодорожка с подходящим покрытием для велосипедистов (15 лет назад про СПМ мало кто думал). Теперь, правда, веломаршрут здесь сильно урезан: районы, кварталы, жилые массивы. Чтобы посмотреть на что-то другое, нужно уезжать в лес или выбираться на велодорожку до Раубичей.

А район продолжает прирастать километрами новых дорог между заселяющимися кварталами. Судя по всему, скоро будет открыт отрезок улицы Пилотной, и можно будет напрямую въезжать в «НБ» с улицы Городецкой — это станет уже третьим проездом, по сути, со все той же улицы Гинтовта, когда-то пограничной.

Тогда и сейчас. Посмотрите, как изменился Минск за 15 лет

Пустырь у библиотеки

Немногим более 15 лет назад в районе станции метро «Восток» началось строительство, которое пусть и не фундаментально изменило внешний вид улично-дорожной сети этой части города, все же оказало очень значительное влияние на распределение транспортных потоков. Появились в прямом смысле маяк — «Маяк Минска» и большой торгово-развлекательный центр Dana Mall, — который, нужно признать, весьма осовременил часть главного проспекта столицы, прилегающую к тому же к Национальной библиотеке, открытой, напомним, в 2006-м. А современному району — современные же проблемы: заторы в час пик, дефицит парковочных мест, трудности с посадкой и высадкой пассажиров и так далее.

Перенесемся на 15 лет назад. Проспект Независимости, как мы знаем, ведет до самой городской черты. Дальше — трасса на Смолевичи, Жодино, Борисов, это же путь к Национальному аэропорту Минск и выезд из этой части города к трассе M1 (Брест — Минск — граница России). Направление со всех сторон загруженное. И остановка «Станция метро „Восток“» уже в те годы была масштабным по минским меркам транспортным хабом. Ситуацию несколько облегчили открытые в 2007-м станции метро «Борисовский тракт» и «Уручье», присоединившие микрорайоны северо-востока к городской подземке. Но все же от «Востока» по-прежнему отправлялось большое количество городского общественного транспорта, а также пригородные рейсы, притом что неподалеку еще функционировал автовокзал «Московский».

И все же сама остановка, как эта часть проспекта, была скорее транзитной, а не являлась центром притяжения сама по себе. По одну сторону проспекта много лет смотрели окрест мозаичные образы с высоток микрорайона «Восток-1», по другую возвышалась сложная геометрия библиотеки, окруженная красивым молодым парком. Но больше не было ничего. Библиотеку строили, по сути, на пустующей земле: яблоневые деревья, выпас для коров, ветхие постройки — все это было здесь когда-то. И после завершения строительства «шара знаний» все еще оставалось неосвоенное, но весьма лакомое пространство вблизи станции метро.

Появление здесь большого жилого комплекса, а также крупного торгового центра изменило эту ситуацию в корне. На «Восток» стали приезжать домой и ради шопинга, в кино и на свидания, за продуктами и ради деловой встречи.

Но ширина проспекта не изменилась: те же четыре полосы в каждую из сторон, причем довольно узкие и одна из них теперь выделена строго для общественного транспорта. В итоге трудности быстро стали явными. Во-первых, это заторы в час пик. Во-вторых, не так просто высадить или подобрать пассажира. Въезжать на гостевую парковку перед торговым центром хотят не все: придется покружиться, да еще велик риск встрять в пробку уже там. Поэтому очень многие вызывают такси на остановку общественного транспорта, а там и без того жизнь кипит: автобусы, троллейбусы, маршрутки, пригородный транспорт — все это стремится найти место у края проезжей части и затем без задержек уехать оттуда. А в это время по тротуару бегают люди с пакетами, старающиеся понять, где именно на этой длиннющей остановке остановилось такси, которое они вызвали.

«Маяк Минска» обрамляют улицы Жасминовая и Кирилла Туровского. Первая 15 лет назад существовала как неширокий подъезд к парковкам у Национальной библиотеки, второй не было и в помине. Строили с расчетом на интенсивный трафик, ширины не жалели, и за это проектировщикам спасибо. И все же появление двух таких артерий не могло не отразиться на происходящем на проспекте Независимости. Ведь потребовалось организовать левые повороты на обоих перекрестках — поток значительный, а удобных мест для разворота нет — что оставалось делать? Но левый поворот — это всегда дополнительное время ожидания для встречного транспорта. В результате это сказывается на общей заторовой ситуации.

Улицу Франциска Скорины с тыльной стороны «Маяка» расширили с двух полос до трех в каждую сторону. Изменился перекресток с улицей Филимонова: некогда простой Т-образный, он теперь ветвится на две части, зато удалось организовать поворот налево на каждом направлении сразу из двух полос без ущерба для общей пропускной способности.

Что касается движения в проездах и на дворовых территориях самого ЖК, то это иллюстрация проблем с числом парковочных мест, характерная для многих районов столицы. После окончания рабочего дня здесь бывает очень непросто найти, где оставить машину, — проблема, которая донимает местных жителей и тех, кто приезжает в гости.


Как и говорилось, мы и дальше будем собирать наиболее знаковые изменения в дорожной инфраструктуре Минска за последние 15 лет. Хотим услышать ваши истории: какие дороги, перекрестки, развязки преобразились за эти годы, как это отразилось на вашей жизни. Пишите нам, рассказывайте: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Выбор покупателей
27.5", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 17.6 кг
29", рама 21.5", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano Cues, тормоз дисковый гидравлический

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by