Тест-драйв

«Ява» вернулась! Тест-драйв стильного Jawa 42 Bobber 350

08 сентября 2025 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Тест-драйв

«Ява» вернулась! Тест-драйв стильного Jawa 42 Bobber 350

Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Почти 100 лет назад чешский предприниматель Франтишек Янечек купил у фирмы Wanderer лицензию на производство 500-кубового мотоцикла. Так зародилась компания Jawa (от слов Janeček и Wanderer), о продукции которой мечтали многие молодые парни по всему Восточному блоку. И кажется, сегодня «Явы» привлекают внимание разве что мотолюбителей классики и коллекционеров. Но на самом деле хоронить мотоциклы Jawa пока рано. Вот уже несколько лет в Индии пытаются возродить славный бренд. Чтобы понять, что из себя представляет Jawa в 2025 году, я взял на день самую интересную, на мой взгляд, модель — 42 Bobber 350.

Дорогой бюджетный байк

Если бы мы с вами жили в Индии, эту статью следовало бы начать с того факта, что Bobber — это новая модель, построенная на базе хорошо известного Jawa Perak, выпускающегося с 2019 года. Но что-то мне подсказывает, что большинство белорусов современную «Яву» видели разве что в случайно попавшихся роликах индийских блогеров, поэтому глубоко погружаться в контекст современной линейки бренда я не стану. Отмечу лишь, что у Jawa сегодня есть несколько моделей, среди которых имеется даже среднекубатурный турэндуро! Но самой стильной, безусловно, является 42 Bobber.

Три слона, на которых держатся продажи этой модели в Индии, — стиль, история бренда и цена. Однако по пути в Европу один слон сбежал: без скидок и акций 42 Bobber 350 стоит в ЕС около 8000 евро, в то время как в Индии за него просят порядка 2500 долларов. Дело не только в логистике, но и в строгих эконормах, под которые пришлось подгонять 4-тактный мотор. Таким образом, на одном рынке 42 Bobber 350 выступает в бюджетном сегменте, а в Европе это очень дорогой 1-цилиндровый мотоцикл.

Вы обратите на него внимание

Если посмотреть на рынок мало- и среднекубатурных мотоциклов из Индии и Китая, то можно заметить тенденцию, что многие компании начали заигрывать с ретронотками. И в основном производители пытаются завоевать сердечки стильных мотоциклистов с помощью скрэмблеров, классических байков и небольших круизеров. А вот найти боббер в этом бесконечном списке неоклассических «азиатов» не так просто. Кроме китайского CF Moto 450 CL-C Bobber даже трудно что-то вспомнить.

Именно CF Moto является главным конкурентом Jawa 42 Bobber. Цена у них примерно одинаковая, но есть весомое отличие: у 450 CL-C два цилиндра, в то время как Jawa имеет индекс 350 и один «котел».

Но выглядит индийский боббер не хуже, а учитывая ориентацию на исключительно городскую эксплуатацию, наличие второго цилиндра, возможно, не будет играть большой роли при выборе.

Если вы далеки от мира мотоциклов, то боббер — это минимализм вперемешку со стилем. Как правило, у таких байков нет багажника и пассажирского места, очень низкая посадка, круглая оптика, широкий руль и ретрошарм. Но это не «дедовская» классика, а именно молодежная.

Мотоцикл практически целиком выполнен из металла, поэтому весит порядка 180 кг. На треугольную раму навесили двигатель с водяным охлаждением, 6-ступенчатую коробку передач, металлический бак с пластиковыми элементами под колени и седло-лягушку.

Если смотреть на байк сбоку, то кажется, что у него, как у настоящего боббера из середины прошлого века, нет задней подвески. Но на самом деле моноамортизатор с пятью режимами прячется под седлом, скрываясь за самым большим пластиковым элементом в мотоцикле. Эта декоративная крышка с обеих сторон имеет ящички, но там место занято базовым набором инструментов. Даже перчатки не положишь.

Не для дальняков

Отсутствие пассажирского сиденья даже в опциях снижает практичность байка, а ограниченное количество вариантов крепления багажа и отсутствие защиты от ветра лишают его туристических возможностей. На тестовом экземпляре по обе стороны от заднего колеса был установлен багажник, но кофры на боббере выглядели бы чужеродно. Да и не забывайте, что этот багажник расположен на неамортизируемом элементе. Набор бокалов там лучше не везти.

Посадка очень похожа на круизерную — с тем лишь отличием, что ноги не нужно будет выносить далеко вперед. Впрочем, есть и круизеры, на которых райдер сидит в более классической позе (например, BMW R18, где торчащие цилиндры попросту не позволили расположить подножки поближе к переднему колесу).

Высота по седлу у 42 Bobber 350 составляет всего 740 мм. Для низких людей это просто подарок. Даже школьник достанет ногами до земли. А вот если ваш рост превышает 180 см, то про данный мотоцикл можете забыть. Иначе придется очень неестественно сгибать ноги. Это и по ощущениям неприятно, и выглядит странно.

Руль у мотоцикла широкий, а зеркала, установленные с завода на торцах, делают его визуально еще шире. Органы управления порадовали. Под левой рукой кроме привычных поворотников и клаксона есть блок взаимодействия с бортовым компьютером. Здесь же — зарядки USB и USB-C, которые есть уже в базовой комплектации. Под правой рукой расположено все то, что и у других мотоциклов, плюс «аварийка» (не все байки умеют мигать обоими поворотниками одновременно).

Выглядит лучше, чем едет

С дизайном все понятно: 42 Bobber 350 однозначно будет в центре внимания ваших друзей, и все ваши соседи (в том числе по дорожному потоку) будут любоваться вашим байком, вспоминая, что «у моего бати тоже была Jawa». Но насколько приятные впечатления этот мотоцикл производит при первом взгляде, настолько он разочаровывает после первых метров езды.

Общие впечатления от любого байка — это комплексный набор различных характеристик, среди которых выхлоп и вибрации мотора занимают далеко не последнее место. И в этом плане индийской «Яве» предложить особо нечего. Вибрации силового агрегата здесь скорее раздражающий фактор во время езды, а выхлоп абсолютно не соответствует внешнему виду.

Любопытно, что 334-кубовый мотор имеет две выхлопные трубы, что крайне редко встретишь у 1-цилиндровых агрегатов. На каждый выпускной клапан — отдельная труба. Расположены они низко, и, глядя на стильный ретросилуэт мотоцикла, ожидаешь приятного бульканья. Но этого нет. После 3000 оборотов в выпускной системе раздается пронзительный звон и нотная партия байка уходит в верхние октавы, словно ты едешь на мопеде или дешевом эндуро. Кроме того, об эти трубы будут плавиться ботинки — на них нет никакой защиты.

При этом отдача двигателя неплохая для такого объема: 30 л. с. и 32 Н·м. Максимальная скорость — 130 км/ч. На скорости мотоцикл довольно устойчив (спасибо большой колесной базе в 1485 мм), но вот маневренным его назвать сложно. При 100 км/ч на последней (шестой) передаче обороты мотора составляют 6000. Есть еще запас для обгона. Но приятной ездой это не назовешь.

Вообще у байка словно нет «приятного» диапазона оборотов двигателя и скорости. В любом режиме 42 Bobber 350 демонстрирует либо просто пресную езду, либо напряжение и желание поскорее переварить повышенную передачу. Передний тормоз имеет нелинейный отклик — выжим правого рычага до половины хода никак не влияет на тормозное усилие, а потом переднее колесо нехотя начинает замедляться. Но, к слову, оба тормоза (280 мм спереди и 240 мм сзади) имеют ABS. В общем, 42 Bobber 350 — яркий пример мотоцикла, который выглядит лучше, чем едет.

Вывод

Jawa 42 Bobber 350 оказался очень неоднозначным байком. Если на нем проехаться до того, как узнаешь цену, он может даже понравиться. Мне, например, в свое время очень понравился Minsk Scrambler, хотя сейчас я понимаю, что это мотоцикл с бесконечным количеством недочетов. Но когда ты узнаешь, что он стоит как iPhone, ты прощаешь ему многое.

Индийский 1-цилиндровый байк за 8000 евро должен быть лишен всех возможных недостатков, кроме малого объема мотора. А тут ты получаешь еще и целый букет компромиссов. Платить только за внешний вид? Неудивительно, что этот мотоцикл очень плохо покупают в Европе. Даже в странах бывшего Восточного блока, где «Яву» хорошо помнят. Уж слишком большая конкуренция в мало- и среднекубатурных сегментах до 10 000 долларов со стороны китайских, индийских и даже японских брендов.

полусинтетическое, 10W-40, 4-тактный, допуски API: SJ, 1 л
полусинтетическое, 10W-40, 4-тактный, допуски API: SL; CF, 1 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by