Две аварии как под копирку: электромобиль едет по полосе общественного транспорта, опережает поток, который только стартует на загоревшийся зеленый, и проезжает по прямой, хотя из его полосы двигаться в этом направлении запрещено. На перекрестке электромобиль с лету врезается в машину, которая поворачивает налево. Два таких ДТП-близнеца случились с разницей в месяц на крупном перекрестке в Минске. Совпадение? Ответ будем искать вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению.
Начнем с фактов. Первое ДТП случилось первого же августа.
«Около 18:05 водитель Zeekr, двигаясь в первой полосе проспекта Дзержинского, предназначенной для поворота направо, продолжил движение прямо, в результате чего совершил столкновение с Belgee, осуществлявшим поворот налево. От удара Belgee перевернулся и столкнулся с Voyah», — сообщили в ГАИ Минска.
Смотрим видео с камеры наблюдения.
А теперь давайте посмотрим еще одно видео с той же камеры наблюдения. Не сомневайтесь — это дежавю.
Об этой аварии, произошедшей 1 сентября, известно, что в ней пострадали два человека: водитель и пассажир опрокинувшейся Toyota. А обстоятельства понятны: снова «электричка» — Tesla, снова крайняя правая полоса, откуда разрешен только поворот направо, снова загорается зеленый свет, а с перекрестка не успевает уехать машина, поворачивающая налево.
Ориентирование на местности. Пересечение проспекта Дзержинского и улиц Сергея Есенина и Яна Чечота, рядом — станция метро «Малиновка». Перекресток большой, на проспекте к нему выводят по пять полос с каждой стороны, но для движения прямо остается по три: крайние уводят на повороты в свою сторону.
— Обе аварии произошли по одному сценарию: электромобили двигались в направлении МКАД по крайней правой полосе, по ней же выезжали на перекресток, — замечает Краснов. — И тут важно отметить следующее: крайняя правая полоса на проспекте в этом направлении — выделенная полоса для общественного транспорта. Но по ней могут двигаться и электромобили. И хоть за перекрестком с улицей Есенина полоса эта прерывается, хоть на самом перекрестке из нее можно только поворачивать направо, это могло иметь свое значение в обоих случаях.
Смоделируем ситуацию: водители «электричек» едут по проспекту Дзержинского в выделенной полосе. Остальным там ехать нельзя, остальные пытаются разместиться в оставшихся рядах, а у электромобилей — привилегия. Было ли известно водителям о том, что выделенная полоса заканчивается и что из нее нельзя ехать прямо через перекресток? Мы не знаем. Но легко представить ситуацию, когда, подъезжая, водитель понимает, что занял неудачное положение, а что-то предпринимать уже проблематично: слева перед светофором плотно стоят машины, впустит кто-то или нет — не понятно. И водитель может решить, дескать, проскочу.
— На светофоре как раз загорается зеленый сигнал, а впереди — свободная полоса. Сколько таких аварий мы уже видели, причем совсем не обязательно в них участвовали электромобили. Многие водители попадают в эту ловушку: свободное пространство и загорающийся зеленый — так и подмывает поддать газу, чтобы всех опередить, первым выехать на перекресток. Но в этом опасность: вдруг кто-то не успел уехать, а ты его и не увидишь до последнего — из-за других машин, которые только возобновляют движение. Так произошло и сейчас. Плюс электромобили: чуть надавил на педаль — и они уже летят, динамика отличная. А впереди машины, которые поворачивают налево, и там водители тоже не видят приближения опасности, — продолжает ведущий рубрики.
Этот перекресток с обеих сторон идентичный. И интересная особенность: сначала по ходу движения островок, который отсекает правый ряд для поворота, существует только в качестве разметки на асфальте. То есть по нему чисто механически можно проехать — преграды нет. А следующий островок, который отделяет поток, выезжающий на проспект, отстроен конструктивно, с бордюрами, газоном и знаками.
— То есть водитель, который подъезжает к перекрестку, видит, что может попытаться ехать прямо. Да, потом он упрется в физический островок, но он может попытаться перестроиться влево, подрезать машины там, чтобы вернуться в поток. Кто-то сделает это случайно, кто-то специально так задумает промчаться. Потому что место сложное, на этом светофоре всегда стоишь, в любое время. Поэтому нужно, чтобы оба островка были реальной преградой. Если водитель сразу увидит, что у него нет вариантов, — он не сунется, аварии не произойдет, — считает преподаватель.
Интересный момент: на противоположной стороне, той, где едут со стороны МКАД, в тот момент стояли специальные пластиковые блоки с нанесенными на них знаками объезда: они препятствовали тому, чтобы автомобили проскакивали не из той полосы на перекресток. А на нашей стороне таких блоков не было.
— Как временное решение — это вполне работает. Стоял бы такой блок на этом нарисованном островке — большой, желтый, заметный, — тогда, возможно, и водитель Zeekr, и водитель Tesla заранее бы его заметили, — предполагает инструктор.
— И что бы сделали?
— Замедлились, остановились, включили левый указатель поворота — и перестроились бы.
— Впустили бы их?
— Кто-нибудь обязательно бы впустил. Многие водители изначально думают, мол, никто не впустит, не верят во взаимопомощь на дороге. Это неправильно, вам обязательно помогут — не сомневайтесь. Не первый водитель, так второй, не второй — так третий. Верьте в других и сами помогайте другим — тогда все будет хорошо.
Краснов сегодня на Tesla — специально, чтобы ехать по полосе для общественного транспорта, куда обычным авто разрешено перестраиваться только для поворота.
— Сейчас, можно сказать, электромобили в каком-то смысле стали опаснее электросамокатов, о которых столько разговоров. Электромобилям можно ездить по полосе для общественного транспорта — это удобно. И вот едешь в этой полосе, а впереди препятствие. Вот как у меня сейчас: маршрутка стоит на остановке, у остановок ведь может и не быть специального кармана. И вот я не могу проехать, мне нужно перестроиться. Дадут? — водитель включает поворотник. — Дали!
— Вы перестраиваетесь шустро. А у того, кто более медлительный, могут возникнуть проблемы.
— Возможно, но ведь вопрос в ситуации. Ты едешь по выделенной полосе, потому что это удобно. Но вместе с тем возникают неприятные моменты. Как и с этим поворотом направо на перекрестке. Ведь я могу не знать, что меня ждет. Может, я впервые в этом районе, откуда я знаю, как организовано движение на перекрестке?
Удивительно, но на относительно небольшом участке проспекта Дзержинского действительно можно увидеть разные приемы, которыми управляется транспортный поток. На одном перекрестке из правой полосы можно ехать как направо, так и прямо. На другом движение прямо разрешается только тем, кто может ехать по автобусной полосе: на знаке нанесена стрелка с изображением знака, обозначающего автобусную полосу. А на следующем перекрестке — такой же знак, но вместо синего квадрата на белой стрелке изображен «кирпич», проезд запрещен.
— Когда указано, что по прямой — полоса для общественного транспорта, электромобили могут ехать в этом направлении. Когда знак «кирпич» — может ехать только общественный транспорт, так определено ПДД. Но, во-первых, не все водители об этом знают. А во-вторых, не все водители к этому готовы. На одном перекрестке можно ехать прямо, ты подъезжаешь к другому, ничего не подозреваешь, а там прямо уже нельзя — вот так сюрприз! А ты на скорости, и, кажется, еще чуть добавить, проскочить, потом резко вклиниться влево — и вот ты всех опередил. А в последний момент видишь, как наперерез поворачивает машина. Это очень опасная, но, как мы увидели дважды, вполне реальная ситуация, — продолжает ведущий рубрики.
На одном из таких перекрестков с нами произошел курьез. Из правой полосы для всех — только направо, а автобусная полоса уходит по прямой. То есть и автобусы с троллейбусами, и мы на электромобиле можем проехать прямо. Но на светофоре горит основной красный, и только допсекция разрешает поворот направо. Мы, соответственно, замедляемся. И тут же сзади звучат два истеричных сигнала.
— Ну вот и пример под руку — чего они сигналят? Мне можно тут находиться, вдобавок я еще пытаюсь проехать вперед, чтобы дать им проехать. Не знают люди правил — от этого и нервничают, — отмечает инструктор.
Нервничают, да еще как. Вообще, самая богатая мимика — именно у водителей, которые считают, что они правы, а ты — нет.
— Так что же получается: у водителей электромобилей есть свои привилегии, но это может привести к ДТП?
— Все очень просто: есть льгота — пользуйся ей с умом, а не бездумно. Едешь по автобусной полосе — езжай, раз можно, но будь внимателен. А на перекрестках вообще железное правило: загорелся зеленый сигнал — не надо очертя голову вылетать, не нужно никого стремиться опередить. Нужно оценивать ситуацию, смотреть, нет ли пешеходов, если впереди пешеход, все ли автомобили успели уехать с перекрестка, свободна ли дорога. Даже если кого-то где-то не должно быть — это не значит, что его там не будет. Проверь просто на всякий случай — это в твоих же интересах, — рекомендует Юрий Краснов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by