16 сентября 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Вложили $70 000, а через месяц узнали — нужно съехать. Неудачно арендовали здание под детейлинг

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Автобизнес — это всегда рискованно, сложно и редко предсказуемо: сюрпризов можно ждать отовсюду. Но такого поворота событий Сергей, учредитель минской детейлинг-студии, точно не ожидал. Вместе с коллегами он вложил много денег (называет сумму в $70 000) и сил в ремонт помещения, откуда их вскоре «попросили». Вскоре — это буквально через месяц после начала работы. Как так получилось и неужели никто не виноват? Рассказываем.

«Вложили $70 000 в ремонт, но спокойно проработали только 20 дней»

Мы встречаемся в (уже бывшем) помещении детейлинг-студии Olympic Detailing на ул. Козлова, 22/6. Пока добирались по указанному адресу — чуть не заблудились. Территория, на которой находится здание, огорожена высоким забором. Навигатор упорно ведет ко въезду со стороны Козлова: минуешь шлагбаум — и ты у ворот детейлинга, нужно преодолеть буквально пару десятков метров.

Но этот самый шлагбаум оказался закрыт, а потому пришлось объезжать территорию, сворачивать на Чапаева, преодолевать какую-то старую рамку станции техосмотра, здание СТО, автомойки… Кажется, добрались. Но к этому квесту с заездом мы еще вернемся.

Нас встречает Сергей — один из учредителей детейлинг-студии. Начинаем, как говорят, с начала. Собеседник вспоминает, как узнал о существовании помещения на ул. Козлова, которое вскоре стало яблоком раздора между ним и «Минсктрансом»:

— Я бегал кросс неподалеку и забежал на эту территорию — она мне показалась классной. Увидел пустующее здание и решил — надо брать: мы с партнером как раз подыскивали помещение для открытия детейлинг-студии. Поучаствовали в аукционе и взяли его в аренду. Тогда здание принадлежало «Минсктрансу», а конкретно — автобусному парку №1.

Мы долго ходили, выспрашивали, все ли четко: нет ли никаких подводных камней, запланированных реконструкций, перестроек… Вопросов не возникло, поэтому начали делать ремонт.

— Что вам в автобусном парке отвечали на ваши расспросы? Мол, ребята, все хорошо — работайте хоть сто лет?

— Ну, конечно, не сто лет, ничего же не вечно. Но на пару лет спокойной работы мы рассчитывали. Изучали генплан города, узнавали, не хотят ли здесь какую жилую постройку сделать. Когда ты вкладываешь такую крупную сумму денег — хочешь быть уверенным хоть в чем-то. Подписали договор аренды мы на год с правом продления без проведения каких-либо дополнительных аукционов.

Это было год назад, договор вступил в силу 12 октября 2024 года. Дальше, конечно, началась подготовка к переезду. Сергей рассказывает: внутри здание было в довольно удручающем состоянии.

— Тут, посреди помещения, стояла огромная лужа… Ничего не было, даже пола. Видите — залит бетон? Это мы сделали. А еще закрывали ямы, устанавливали сантехнику, проводили электрику, меняли ворота (и ставили к ним привод), делали кабинеты, обустраивали классную клиентскую зону. Усиливали отопление, чтобы было комфортно работать, красили стены... Со старта вложили около $30 000. Потом «докапало» до $70 000.

Собеседник долго перечисляет, сколько стоит каждая, казалось бы, мелочь и услуги квалифицированных специалистов. Кто делал ремонт хотя бы в квартире — наверняка поймет боль нашего героя. Сергей делится: чтобы сэкономить, многое чинили и устанавливали своими руками.

— Первый рабочий день случился у нас 1 декабря 2024 года. Тогда все было готово где-то на 85 процентов. А 20 декабря мы узнали, что нас хотят выселить… По факту мы спокойно поработали только 20 дней.

Фото одной из комнат до и после ремонта
Помещение после ремонта

«Из собственности Минска — в собственность Республики Беларусь». Из-за чего пришлось съезжать?

Сергей демонстрирует письмо, которое датировано 10 января. Сей документ информирует, что помещение, в котором расположилась детейлинг-студия, «передается в собственность Республики Беларусь».

«Учитывая вышеизложенное, государственное предприятие „Минсктранс“ не сможет являться стороной договора с момента передачи находящегося в его хозяйственном ведении имущества по адресу г. Минск, ул. Козлова, 22, в установленном порядке в собственность Республики Беларусь, так как объект аренды не будет находиться в собственности г. Минска», — говорится в письме.

Помещение из собственности Минска передается в собственность Республики Беларусь… Да, если вам не знаком канцелярит, то текст может показаться как минимум странным. Сергей попытался выяснить, кому же все-таки переходит помещение? Может, новый владелец, наоборот, будет рад арендаторам и капающей от них денежке?

— Мы отправили письмо в адрес автобусного парка и «Минсктранса» (автобусный парк является филиалом «Минсктранса») с просьбой выслать нам копию решения Мингорисполкома, по которому арендное помещение передается новому собственнику.

Сергей демонстрирует пришедшие ответы. «Минсктранс» отказал в просьбе, сославшись на то, что передача документов, поступивших в адрес предприятия, запрещена локальными правовыми актами.

А автобусный парк копию решения Мингорисполкома прислал.

Из него стало понятно, что здание теперь принадлежит МЧС. И еще девять соседних строений. И 22 туи.

Наш собеседник обращает внимание на третий пункт решения Мингорисполкома: «Переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договоров аренды». Так все-таки никто никого не выгоняет?

— В феврале нам пришло еще одно письмо от автобусного парка: согласно ему мы должны были съехать 19 мая. Нам настойчиво предлагали расторгнуть договор по соглашению сторон.

В этот момент мы начали уже ругаться: меньше полугода проработали, кучу денег вложили. В мае мы пошли на собрание, которое устроили представители МЧС. Хочу отметить: там отнеслись к нашей ситуации с большим пониманием. Нам объяснили: нахождение на территории МЧС «гражданских» запрещено, так как сотрудникам министерства было выдано табельное оружие (это произошло несколько лет назад и активно освещалось СМИ. — Прим. Onlíner). Точнее, нам сказали: мы, работники детейлинга, сможем попасть на территорию по пропускам, а вот клиенты и их машины — нет.

Но при этом в МЧС нам разрешили работать до конца августа, а не до середины мая. Мы хотя бы немного выдохнули: сезон в нашей сфере начинается с апреля.

— Договор аренды вы перезаключили — уже с МЧС?

— Нет, помещение осталось на какое-то время в собственности автобусного парка. В МЧС объяснили, что с 16 мая они еще не собираются никакие работы на территории проводить.

Сколько денег потеряла детейлинг-студия из-за переезда?

Пока мы общаемся с Сергеем (это происходило в последние дни августа), работы на фоне кипят: разбирается и вывозится все то, что поддается разборке и вывозу. Но полы и перекрашенные стены, очевидно, с собой не заберешь. Как и проводку с трубами.

— Сколько денег, грубо говоря, вы здесь «похороните» и не сможете с собой увезти?

— Больше половины.

Мы, конечно, планировали проработать до последних дней августа. На 28 августа у нас еще были записаны машины на контрольную мойку… Но 27-го числа вечером мы получили письмо от автобусного парка о том, что нам отключают воду на последние два рабочих дня.

Как мы вышли из этой ситуации? Искали арендное помещение, где можно выполнить обязательства перед клиентами.

Вспоминает Сергей и про закрытый шлагбаум, из-за которого каждому клиенту приходилось терпеливо объяснять по телефону, как добраться до студии:

— Я с «Яндексом» два с половиной месяца боролся, чтобы он вел пользователей через шлагбаум на Козлова — навигатор вечно отправлял всех через Чапаева. Наконец добился своей цели. Но автобусный парк уволил сторожа, который на въезде сидел. И шлагбаум, который вечно был открыт, опустили. Мы предлагали представителям автобусного парка: давайте мы пульт какой-то сделаем и будем сами ходить шлагбаум поднимать… Или своего сторожа наймем. Но договориться не получилось. А «Яндекс»-то теперь через Козлова всех ведет! И «откатить» все обратно, чтобы маршрут строился через Чапаева, не получилось.

Переезд на новое место тоже оказался нелегким делом. Очередное помещение нужно сделать под себя, сообщить клиентам о смене локации… Сам процесс переезда — это простой для бизнеса.

— Нас спас кредит, который нам одобрили. За счет него будем выплачивать арендную плату на новом месте. За первый и последний месяц мы уже рассчитались — вышло 25 000 рублей. Здесь, на Козлова, арендная плата была гораздо меньше — около 4000 рублей в месяц.

На новой локации нужно смонтировать каркас под световое оборудование, протянуть под это электрику… Сделать канализационные люки, сантехнику поставить. Оборудовать клиентские и административные помещения, техническую раздевалку… Я даже боюсь представить, в какие суммы мы снова «влезаем». $10 000 придется точно накинуть, ведь из складского помещения нам нужно сделать детейлинг-студию. Сейчас у нас такая ситуация: мы платим за аренду как на старом месте, так и на новом. Также во время переезда нужно продолжать платить сотрудникам. Мы выпадаем из работы на 2,5 недели: неделя простоя — это минус 10 000 рублей. И неизвестно, дождутся ли нас клиенты, которые хотели приехать.

Что на претензии ответят в «Минсктрансе»? Спойлер: там посоветуют внимательнее читать договор

Попрощавшись с помещением на Козлова, Сергей с командой перебрался на ул. Жилуновича, 7/7. Оттуда они постят видео на своих страницах в социальных сетях и, кажется, активно работают, чтобы отбить все денежные неприятности, с которыми пришлось столкнуться. Договор аренды помещения на Козлова был расторгнут по соглашению сторон.

Позиция детейлинг-студии ясна: им обидно и неприятно. Но мы не могли не обратиться за комментарием ко второй стороне конфликта, а именно к «Минсктрансу». В ответ на наши вопросы в пресс-службе ведомства сослались на п. 31 договора аренды, касающийся сроков его действия (бумага, к слову, должна быть на руках и у представителей детейлинг-студии):

— В пункте конкретно было указано: «действует до момента сноса или смены собственника капитального строения, но не более одного года».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by