Белорусские водители получили доступ к каботажным перевозкам в России. О чем нужно знать?

 
6795
18 сентября 2025 в 11:04
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner; фото носит иллюстративный характер
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner; фото носит иллюстративный характер

С 1 сентября белорусы получили доступ к каботажным перевозкам на территории России. Возможность работать с каботажем, то есть перевозить грузы между населенными пунктами другого государства, — это возможность для белорусских компаний сделать рейсы в Россию более рентабельными и зарабатывать больше. О том, что нужно знать перевозчикам, рассказала директор компании-партнера «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

О проработке законодательной базы для того, чтобы дать возможность перевозчикам стран ЕАЭС, в том числе и белорусам, работать с каботажными перевозками в России, говорилось еще с 2022 года. В результате разрешение на совершение каботажных перевозок перевозчиками из стран ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армения) вступило в силу только 1 марта 2025 года. Но с оговоркой.

— Нюанс в том, что несмотря на то, что к марту этого года официальное разрешение на каботаж уже вступило в силу, а все условия, которые необходимо соблюдать, прописаны, фактически совершать каботажные перевозки было нельзя. Так как приказ, который определяет порядок оформления заявки на перевозку и необходимый состав сведений для ее оформления, должен был вступить в силу только с началом осени. Также к этому же времени должна начать функционировать и отдельная информационная система перевозок грузов, без которой реализация всего комплекса положений нормативных правовых актов, регулирующих выполнение каботажных автомобильных перевозок, невозможна, — объясняет Татьяна Солдатенко.

К 1 сентября 2025 года отдельная информационная система введена в эксплуатацию, а четкий регламент выполнения таких перевозок полностью сформирован.

Как это работает?

При работе с каботажными перевозками от водителей из стран ЕАЭС требуется соблюдение ряда условий:

  • каботажная перевозка возможна только в случае завершения международного рейса;

  • совершить можно максимум 3 последовательные каботажные перевозки по территории России;

  • при этом последнюю из них нужно завершить не позднее 7 дней от даты разгрузки в ходе завершения международного рейса;

  • оформление заявки с приложенным перечнем необходимых документов должно происходить через Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) Министерства транспорта Российской Федерации;

  • согласование через указанную выше систему необходимо для каждой каботажной перевозки, при этом для рассмотрения заявки ГИС ЭПД оставляет за собой срок в два рабочих дня.

При оформлении заявки на каботажную перевозку необходимо указать наименование отправителя и получателя, места погрузки и разгрузки, тип груза, его вес или объем. А также приложить транспортную накладную, подтверждающую предыдущий международный рейс и соответствующие иностранные разрешения.

— Штрафы за нелегальный каботаж установлены в размерах 150 тысяч российских рублей для перевозчиков ЕАЭС и 200 тысяч для компаний из других стран. При этом с 1 сентября Россия намерена ужесточить контроль за международными автоперевозками. Причина в том, что объем международного грузопотока в стране вырос и, как следствие, возросли риски совершения нарушений. И надо полагать, что с сентября, после вступления в силу разрешения на каботаж, объем международных перевозок в России вырастет еще больше, — говорит Татьяна Солдатенко.

Почему это выгодно?

Основная причина, по которой белорусские перевозчики так ждали разрешения на каботаж, — это возможность сделать поездки по российскому направлению более рентабельными.

— Доставив товар, водитель на обратном пути теперь может сделать еще от одного до трех рейсов между городами России, а не сразу возвращаться назад порожним. Это действительно актуальный вопрос, так как грузопоток между нашими странами — безусловный лидер и значительно превышает по объему перевозки с другими странами. Так, в первом полугодии количество заявок на перевозки из Беларуси в Россию выросло на 21% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года, в обратную сторону — на 71%. То есть спрос на поставки в этом направлении постоянно растет, чего, к сожалению, не скажешь о рентабельности. Возможность работы с каботажем позволит сделать работу с Россией более прибыльной, — комментирует Татьяна Солдатенко.

Предполагается также, что разрешение на каботаж в России увеличит и доходы Беларуси от экспорта услуг грузовых автоперевозок.

одноосный, рессорная подвеска, колеса R16, быстросъемный борт, комплектация тент/дуги, размеры платформы 300x130 см, борт 30 см, тент 120 см

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро