25 сентября 2025 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, личные архивы потерпевших, скриншоты с av.by, autoteka.ru

Дело «АвтоКомпаниСевен» живет? Как потерпевшие от «Авалон Авто» ездили в РФ возвращать свои авто

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, личные архивы потерпевших, скриншоты с av.by, autoteka.ru

История с автохаусом «Авалон Авто» прогремела на весь интернет: представители автосалона принимали машины на комиссию и продавали их в Россию. Собственники автомобилей при этом денег от сделки не получали. Такую версию озвучивают сами потерпевшие и милиция. А что думают представители автохауса — неизвестно, связь с ними отсутствует. Мы поговорили с людьми, которые ездили в Россию с целью вернуть свои машины. Некоторым из них удалось найти свои автомобили, вот только забрать их в Беларусь не получилось.

С чего началась шумиха вокруг «Авалон Авто»?

Шумиха вокруг автохауса «Авалон Авто» началась около двух недель назад: в начале сентября в интернете начали появляться ролики и статьи, в которых автосалон обвиняли в мошенничестве. Количество потерпевших нарастало как снежный ком — по разным подсчетам, их более 200. Схема такая: сотрудники автохауса принимали машины на комиссию, продавали в Россию (о чем белорусские владельцы узнавали постфактум), а когда речь заходила о деньгах — разводили руками. Сначала руководство «Авалон Авто» с радаров и не пропадало — просто кормило людей завтраками. Но когда дело запахло жареным — испарилось (по слухам, кого-то задержали, а кто-то бежал через РФ).

Сейчас на площадке автохауса ни души: свет на парковке не горит, кое-где сорваны указатели, направляющие в сторону площадки. Последний пост в Instagram «Авалон Авто» сделан 30 августа. Сайт недоступен.

Известно, что за дело взялись в милиции. Там приняли заявления от потерпевших и добавили «пропавшие» автомобили в базу розыска.

— Столичные оперативники проводят проверку по заявлениям клиентов автохауса, которые по официальным договорам передавали фирме свои автомобили для продажи. Однако ни денег, ни машин не получили. Установлено, что практически все иномарки реализованы за границей. По данным фактам проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

В настоящий момент в ОВД обратились порядка 40 потерпевших. Общая сумма ущерба, по предварительным оценкам, превышает миллион долларов.

Об этом рассказали в официальном телеграм-канале МВД на следующий день после выхода ролика блогера Сергея Стружко на YouTube.

Казалось бы, активное освещение такой проблемы в интернете — это хорошо. Однако от потерпевших мы услышали разные мнения на этот счет. Кто-то считает, что если бы не было видео, представители «Авалон Авто» не пропали бы и, может, даже выкрутились бы из ситуации и вернули клиентам деньги. А тут интернет-активность привлекла внимание милиции — вот руководству горе-автосалона и пришлось экстренно ретироваться. Честно говоря, в такое гипотетическое развитие событий верится слабо: скорее удочки просто были бы смотаны чуть аккуратнее.

Этого же лейтмотива (если недовольные клиенты привлекут слишком много внимания милиции, то деньги точно никто не вернет) придерживались и сотрудники «Авалон Авто», давая комментарий блогеру Сергею. Да, Сергею удалось застать представителей салона на своих рабочих местах. На все претензии они отвечали, мол, никто не кинут и не забыт, а задержки по выплатам у них были всегда. Просто конкретно сейчас все сбилось в кучу. Однако, как утверждали представители «Авалон Авто», хватает и довольных клиентов, которые продали машины, получили деньги и радостно рассказали об этом другим. К слову, в это легко верится: компания, согласно «Картотеке», зарегистрирована с 2019-го. За эти годы в интернете накопилось достаточно много неплохих отзывов. Юридический адрес компании совпадает с местом фактического пребывания (то есть речь не о какой-нибудь деревне, как это было в случае с «МирАвтоБел»). В какой момент все пошло не так?..

За год сменилось три учредителя — и все они из РФ

К слову, согласно той же «Картотеке», в мае этого года в компании изменился состав учредителей и сменился руководитель. Еще одна отметка об изменении состава учредителей датирована 22 августа.

Мы заказали бизнес-справку о компании, и выяснилось интересное: собственник «Авалон Авто» теперь — из России. Как и два последних учредителя, которые сменились за последний год. Среди указанных контактных номеров пять белорусских (один из них почему-то принадлежит авторазборке в Мозыре), а один — российский.

Нынешний собственник, согласно отчету, некто Виктор Валерьевич Н. Он «вступил в должность» 22 августа 2025 года — в самый бум долгов компании.

Человек с такими же ФИО в апреле 2025 года зарегистрировался как ИП на территории России (вид деятельности — деятельность автомобильного грузового транспорта, а ранее — перевозки и такси). А именно — в Пензенской области. Забегая вперед, отметим, что именно в Пензу уехало большинство белорусских машин, которые принадлежали клиентам «Авалон Авто». В качестве адреса Виктора Валерьевича, согласно rusprofile.ru, указано село Чернозерье Пензенской области. Если верить открытым источникам, то там не проживает и тысячи человек.

Этот же предприниматель ранее руководил различными организациями, связанными с торговлей станками, камнями, одеждой… Большинство из них имеют на checko.ru отметку о недостоверном адресе. Отдельные компании неоднократно были ответчиками на судах.

Предпоследним руководителем «Авалон Авто» был некто Сергей Сергеевич З., также из России. Человек с такими же ФИО тоже был зарегистрирован как ИП в Пензенской области. Занимался перевозками, рекламной деятельностью, лесными и строительными материалами…

Если люди, указанные выше, не просто полные тезки настоящих и бывших руководителей «Авалон Авто», то можно предположить, что компанию просто переоформили на «вешалок» из России — так, в случае чего, будет труднее найти ответственных лиц.

До сентября 2024 года учредителем значилась Надежда Сергеевна Т. Человек с такими же ФИО является (или являлся) спортсменом-инструктором национальной команды Беларуси. Потерпевшие высказывают предположения, что за всем стоит супруг Надежды по имени Роман.

К слову, история «Авалон Авто» напоминает дело «Автопапы». С 2012 по 2014 год работники этого автохауса под предлогом реализации полученных на комиссию автомобилей обманули около 40 белорусов, сумма ущерба составила не одну сотню тысяч долларов. Обвиняемые получили по 7—8 лет колонии. Учредитель ООО «АвтоХоумКомпани» (юридическое название компании) Виталий Шукан был задержан в Москве и экстрадирован в Беларусь.

Еще одна подобная история — дело «АвтоКомпаниСевен». Тогда жертвами крупнейшего автомошенничества стали 500 человек. Автохаус также работал по принципу финансовой пирамиды. Например, если владелец автомобиля выставлял цену в 20 000 долларов, компания продавала его за 18 000, то есть себе в убыток. Часть денег директор вкладывал в подконтрольные ему фирмы (СТО, грузоперевозки), чтобы заработать и покрыть отрицательное сальдо. Оставшейся частью рассчитывался с предыдущими клиентами. Отрицательное сальдо увеличивалось, но директор продолжал принимать машины. Таким способом он организовал эдакую финансовую пирамиду по реализации автомобилей с последующей легализацией доходов, полученных нечестным путем. Суд, проходивший в 2016 году, назначил фигурантам истории от 8 до 9,5 года колонии. Они, к слову, должны быть уже на свободе.

Поехал в Пензу в поисках пропавшей машины — и нашел. Но вернуться на ней не смог

Но вернемся к «пензенскому следу». Некоторые потерпевшие решили не ждать у моря погоды и на прошлой неделе самостоятельно отправились в Россию на поиски своих автомобилей. Было известно, что довольно крупная партия машин уехала в Пензу. И некоторым из потерпевших удалось найти их там. Правда, насколько нам известно, никто пока что не смог вернуть свой автомобиль в Беларусь.

Так, например, машина Виталия (он белорус, однако проживает в России) — Mazda CX-30 — сейчас находится на стоянке пензенского отдела полиции. А начиналось все так.

— Я выставил автомобиль на продажу на крупной белорусской онлайн-платформе, — вспоминает Виталий. — Мне позвонили из автосалона «Авалон Авто», предложили свои услуги и сказали, мол, машина проходная в России и быстро продастся. Решил попробовать. Автохаус прикрутил к моей цене свою комиссию и выставил машину на продажу.

О том, что Mazda переместилась в Пензу, я узнал случайно, когда просматривал объявления на «Авито» и «Авто.ру». Там она находилась в продаже в местном автосалоне.

Позже я выяснил: «Авалон Авто» оформил мою машину на «вешалку» из Минска в тот же день, когда я снял Mazda с учета в ГАИ. И в этот же день автомобиль был перепродан другому физлицу в Пензу. 12 сентября я написал заявление во Фрунзенское РУВД, машину включили в базу розыска. Через три дня я отправился в Пензу с другими потерпевшими.

Там, в автосалоне Royal Auto на ул. 65-летия Победы, к моему удивлению, мы нашли мою Mazda. Хотя, насколько я знаю, в другом автохаусе Пензы все машины за неделю до этого вывезли и спрятали…

К слову, согласно отчету по VIN-коду, объявление о продаже Mazda, принадлежавшей Виталию, на «Авито» было опубликовано еще 26 июля (мужчина подписал договор с «Авалон Авто» 13-го). Указанная цена — 1 950 000 российских рублей. Это $23 400 в пересчете, то есть на $3500 ниже той стоимости, что указана в договоре комиссии с «Авалон Авто». Конечно, создается впечатление, что машину хотели «сплавить» как можно скорее.

В салоне, где стоял мой автомобиль, было два этажа, заполненных машинами с белорусскими транзитными номерами. Или без номеров, но явно из Беларуси. Я сразу позвонил в полицию и сказал, мол, в салоне продаются автомобили, которые находятся в розыске.

 Минут через 15 после моего звонка машины из автохауса стали резко выезжать в неизвестном направлении.

Я сидел в машине и ждал, пока выедет мой автомобиль, чтобы заблокировать выезд. В итоге выехали все машины, кроме моей.

Естественно, я позвонил в полицию еще раз и рассказал о ситуации. Всего я сделал 46 звонков! Только спустя 2,5 часа к нам пришел участковый. Благодаря минской милиции, в которую я звонил параллельно, удалось добиться, чтобы в салон все-таки приехала следственно-оперативная группа и изъяла мою Mazda. Сейчас автомобиль находится на стоянке отдела полиции Пензы.

— Что говорят в милиции? Какие прогнозы? 

— Пока тишина. Говорят, ждите результатов следствия. Дело громкое, большой объем работы. Но, думаю, в ближайшее время будет конкретика. Уже начали арестовывать машины в Пензе, Иваново. По моей информации, арестовано около 10 автомобилей.

— Когда вы в последний раз разговаривали с представителями «Авалон Авто»? 

— С Дмитрием (судя по всему, это один из менеджеров салона. — Прим. Onlíner) разговаривал 8 сентября. А 9-го его уже увозили в наручниках из салона, ближе к вечеру. Ничего конкретного он не говорил, врал, как обычно, и отмалчивался.

Виталий озвучивает свою версию событий: автохаус «Авалон Авто» работал по принципу финансовой пирамиды. Роман — реальный руководитель (однако в официальных источниках мы не нашли каких-либо упоминаний о Романе как об учредителе автосалона) — брал деньги в долг у россиян. Этот долг он отдавал машинами своих белорусских клиентов.

— Автосалоны из Пензы и Иваново кидали через криптокошельки депозит Роману, — Виталий делится информацией, полученной им из собственных источников.  Допустим, 20—30 миллионов российских рублей. На эту сумму Роман должен был поставить им машины, проходные на РФ. Некоторые машины уходили в счет личного долга Романа. Некоторые суммы он брал на развитие бизнеса и подобные цели.

Когда пирамида начала рушиться — это случилось в июле, — Роман понял, что рассчитаться со всеми не получится. Поэтому за неделю-две он взял в долг максимум денег у россиян, белорусов… В последний раз его по камерам видели в Брянске. Где он сейчас — неизвестно. Насколько я знаю, он и его супруга Надежда объявлены в розыск.

 

Вместе с Виталием в Пензу ездила еще одна потерпевшая — Светлана. Девушка продавала 4-летний Ford Explorer 2021 года за $37 000.

— Мой договор действует до 30 сентября. Так что есть шанс, что деньги отдадут, — иронично отмечает Светлана. — Заключила договор с автохаусом 13 августа, тогда же передала машину. А 16-го мне позвонил Дмитрий из «Авалон Авто» и попросил снять Ford с учета, так как нашелся покупатель из Гродно.

В тот же день я поехала в отделение ГАИ в Малиновке. Дмитрий сказал, что сопровождать меня будет их человек, так что все пройдет быстро. Действительно, в ГАИ меня встретил какой-то лысый дяденька. Провел к окошку, там приняли документы, буквально через пять минут выдали «транзиты».

После я спросила у него, поедет ли он с нами обратно в «Авалон»? Он ответил, мол, нет, останется в ГАИ. Но когда мы добрались до автохауса, он уже был там и контролировал, чтобы моя машина заехала на площадку.

Прошло пару дней, мне вновь позвонил Дмитрий: сказал, что покупателю из Гродно не одобрили кредит, но уже есть другой претендент на авто — из Пензы. Договор на тот момент был действителен до 13 сентября, но Дмитрий уговорил оформить допсоглашение. Деньги обещал выплатить в течение двух недель через обменник.

В какой-то момент Дмитрий перестал отвечать на звонки Светланы. Тогда она заглянула на автобарахолку: объявление о продаже ее машины было снято. Зато появилось другое — автомобиль продавался через «Авито» в Пензе. Цена уже была не $37 000, а $34 000.

— Чуть позже я увидела в интернете ролики про «Авалон Авто», — продолжает девушка. — Дмитрий телефон уже не поднимал. В какой-то момент я связалась с Кириллом — другим менеджером. Он мне ответил: «Я узнал, что мои наниматели — мошенники, и поэтому уволился».

Дальше Светлана рассказывает ту же версию событий, что и ее коллега по несчастью Виталий: из Penzacars ее (и все остальные белорусские) автомобили успели вывезти до приезда белорусов. Тогда потерпевшие отправились в другой автохаус — и там уже свою машину обнаружил Виталий.

«Как нашел машину? Просто ездил по Пензе». Еще одна история (и тоже пока без хеппи-энда)

Еще один наш герой по имени Глеб также нашел свою машину — Buick Encore GX 2023 года — в Пензе. Причем, как он сам утверждает, абсолютно нечаянно:

— Обратиться в «Авалон Авто» мне посоветовал мой знакомый, который сам же и «попал» в итоге. Договор с компанией я подписал 26 июля. К слову, сначала у меня просто взяли документы с ключами и хотели попрощаться, но я настоял на договоре.

На какое-то время я про машину забыл. И тут мне в сентябре набирает знакомый. Говорит, мол, про «Авалон» вышел ролик в интернете. Я даже смотреть не стал, сразу открыл объявление о продаже моего Buick — оно было неактивно. Тут же сел в машину и поехал на площадку. На месте обнаружил, что салон уже закрыт. Насколько знаю, я приехал примерно через час после задержания Дмитрия.

Пока я был в автохаусе, нас собралось человек 50—70 потерпевших. Кто-то свои машины находил, но моей уже не было. Двое суток мы искали их по Минску — они были разбросаны по стоянкам. Кто-то из потерпевших заранее установил GPS-маячок.

Чтобы найти свою машину, я купил отчет на российской «Автотеке». Так я узнал, что уже 5 августа мой Buick продавался в Пензе. Также отчет показал, что на него уже оформлено ОСАГО (российская «автогражданка». — Прим. Onlíner). Я сделал вывод, что где-то 30 августа авто продали физлицу.

Если верить отчету по VIN-коду, то какой-то человек из России поставил машину на учет 11 сентября. На следующий день она была объявлена в розыск на территории РФ.

На снимке в объявлении на «Авито» автомобиль сфотографирован с рамками номеров от Penzacars.

— Чтобы не терять времени, я сел в машину и поехал искать Buick, — продолжает Глеб. — Как нашел? Просто ездил, искал по городу. Мой автомобиль был уже с российскими номерами.

58-й регион относится к Пензенской области

Возле своего Buick я нашел также другую машину с белорусскими «транзитами». Но она в розыске не находилась.

Все это было ночью, но вызывать полицию я не стал, дождался 6 утра. Когда позвонил туда, мне ответили, что автомобиль не в розыске. Хотя я точно знал и проверял: он уже был в базе! Тогда мне сказали, мол, приезжайте в отделение. Сотрудники полиции вбивали российские номера, которые были на машине, и показывали, что она не в розыске. Я им сказал, что можно искать по VIN-коду, и тогда они убедились, что я прав.

Хотелось бы выразить благодарность сотруднику белорусской милиции: он в течение двух дней поставил авто в розыск, а также связался с коллегами из России и добился того, чтобы мое заявление с просьбой изъять машину приняли. К слову, сделала это российская полиция очень нехотя. К моей машине никто даже не выехал. По итогу я понял, что не стоит там задерживаться — неизвестно, какие люди за всем этим стоят, — и вернулся домой.

Хотите поделиться информацией по делу «Авалон Авто»? Возможно, вы работали там ранее? Пишите: sv@onliner.by или t.me/veronika_saiko.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by