Газ — это история в первую очередь про экономию. А еще ГБО позволяет увеличить запас хода машины. Однако с газом связано множество мифов, отчего многие автолюбители опасаются устанавливать такое оборудование на свои авто. В этом материале мы разберем плюсы и минусы пропан-бутана и метана, а также поговорим о том, насколько выгоден переход на газовое топливо.
Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили и дополнили ее, чтобы вновь поделиться проверенной информацией, будь то советы специалистов, тесты или лайфхаки. Такие материалы не теряют актуальности и могут оказаться полезными в любой момент.
Считается, что ГБО выгодно ставить тем, кто в год проезжает от 15—20 тысяч километров и расходует большое количество топлива. Это автолюбители, которые ежедневно эксплуатируют авто для работы и семейных дел; те, кто много путешествует, и, конечно, таксисты и автокурьеры.
«Среднегодовой пробег у белорусского автолюбителя — от 25 до 30 тысяч километров. Автомобиль, оборудованный 4-цилиндровым мотором с расходом 9—10 литров на сотню, при эксплуатации его на газу экономит, по нашему опыту, около $600—700 в год. Что такое $600—700? Это, например, полноценный отдых с семьей на Браславcких озерах», — рассуждали в интервью Onlíner представители СТО «Газ-Альтернатива».
По типу используемого топлива ГБО бывают:
Оба типа топлива имеют ряд своих преимуществ и недостатков. Стоимость метана дешевле, однако он гораздо менее популярен в нашей стране, чем пропан. Ниже разберем почему.
Преимущества
Недостатки
По грубым подсчетам, метан экономичнее пропана на 25—30%.
Преимущества
Недостатки
Поколения ГБО отличаются способом подачи газа в двигатель и системой управления. Сейчас выделяют 6 поколений оборудования: первое и второе поколение используют смеситель для смешивания газа с воздухом до попадания в цилиндры, третье поколение имеет дозированную подачу, а четвертое использует индивидуальные форсунки для впрыска газа в газовой фазе. Пятое поколение отличает подача газа в жидкой фазе с помощью насоса и использование штатных форсунок, а шестое еще более усовершенствует этот подход для двигателей с прямым впрыском.
Наиболее популярным и оптимальным выбором считается ГБО 4-го поколения.
Нужно. К плановому обслуживанию можно отнести замену газовых фильтров и периодическую аттестацию баллона. Фильтр меняется каждые 10—15 тыс. км. Если говорить про поверку баллонов, то с пропаном на эту процедуру нужно приезжать раз в два-три года в зависимости от производителя оборудования. С метаном — раз в пять лет. Но некоторые заводы требуют проводить хотя бы визуальный осмотр каждые три года.
Цена зависит от выбранного оборудования и типа топлива, на котором оно будет работать. Пропан в этом плане дешевле. Установка оборудования, работающего на пропане, в Минске начинается от $300—400 по курсу.
Что касается метана, то на машину с распределенным впрыском установка оборудования OMVL с баллоном на 90 литров будет стоить около $900 по курсу.
Все зависит от вашего ежегодного пробега. На сайте «Белоруснефти» можно найти калькулятор, который подскажет, насколько выгоден переход на ПБА в вашем конкретном случае.
«Берем за основу то, что газа в количественном измерении расходуется на 20% больше, чем бензина. Если у вас средний расход последнего — 10 литров, то ГБО будет «съедать» 12. Дальше вы подсчитываете траты исходя из пробега и разницы в цене на оба вида топлива (актуальная стоимость пропан-бутана в РБ — 1,29 рубля за литр, АИ-92 — 2,5. — Прим. Onlíner). При среднегодовом пробеге в 30 тысяч километров ГБО окупится за 6—8 месяцев. Если машина будет находиться в семье, как это часто бывает, 4—5 лет, то экономия на будущее очевидна», — посчитали на СТО.
В теории — да, однако есть много нюансов. Переход на газ для владельца легковушки почти никогда не будет экономически выгоден (при нынешних ценах на топливо). Такой проект может быть интересен только коммерческому транспорту.
Есть два способа установки ГБО на дизельную машину. Первый способ — полный перевод двигателя на 100%-ную работу на газу. Этот метод наименее популярен. В таком случае полностью демонтируется дизельная аппаратура, устанавливается дополнительный блок управления, свечи и катушки. Мотор после модификаций не способен работать на дизеле. Двигатель становится газовым, жидкое топливо заливать не нужно вообще — даже для заводки.
Второй способ — это перевод двигателя в газодизельный режим. Здесь все несколько проще, метод более востребованный. Суть его в том, что какая-то часть дизельного топлива замещается газом, после чего двигатель спокойно работает как в дизельном режиме, так и в газодизельном.
Нажмите на баннер, чтобы узнать еще больше нюансов о переходе с дизеля на газ
Ресурс двигателя становится меньше при работе на газу
Установщики ГБО утверждают, что этот миф не имеет ничего общего с реальностью. Специалисты поясняют: отличие в эксплуатации автомобиля с газовым оборудованием может заключаться только в том, что у газа температура горения более высокая: автовладельцу нужно контролировать тепловые зазоры и следить, чтобы не зажало клапаны. Поэтому идеальный вариант для ГБО — двигатель с гидрокомпенсаторами, где автоматически регулируется тепловой зазор. Это, например, Volkswagen Polo или Skoda Rapid с 1,6-литровым мотором MPI. «Уход» теплового зазора (первый признак — неустойчивая работа холодного двигателя на холостом ходу) грозит прогоранием клапанов. Но это проблема не ГБО, а запущенного мотора.
Авто на газу теряет мощность?
При установке пропан-бутанового ГБО машина не должна ощутимо терять в динамике. Если такое происходит — это повод обратиться на СТО.
Может ли газовый баллон взорваться?
Газ безопаснее, чем бензин, твердят установщики ГБО. «Если последний прольется под капотом и воспламенится, то автомобиль сгорит. С газом не так, в случае ЧП он загорается и взрывается в объеме. То есть при пожаре произойдет хлопок и огонь не успеет схватиться за тот же пластик под капотом. При этом в действительности поджечь газовоздушную смесь не так уж и просто, должно быть определенное соотношение газа и воздуха», — рассказывали нам на СТО.
А при аварии?
Если баллон установлен в нишу запаски по всем нормам, то при ударе он должен просто «уехать» в салон. «Не могу вспомнить ни одного случая, чтобы баллон разрывался при аварии, — рассказывал нам специалист СТО. — К тому же вместе с ГБО должны быть установлены предохранительные пожарные клапаны. При ЧП они открываются и стравливают лишнее давление. Проще говоря, в случае пожара баллон, как Змей Горыныч, будет время от времени пыхать огнем, пока вся смесь не выгорит. Вообще, работа современного ГБО предусматривает многоступенчатую систему предохранителей».
Условие, при котором газ становится опасным, — это замкнутый объем. То есть в случае с машиной это гараж. Если вы открыли двери гаража и учуяли резкий запах газа, нужно перекрыть баллон, выкатить автомобиль и проветрить помещение.
Если установлено ГБО, то в машине всегда будет пахнуть газом?
Нет, если ГБО установлено правильно, никакого запаха в салоне быть не должно. Если вы его чувствуете — следует обратиться на СТО в кратчайший срок.

Импортер EastMotors открывает заказ на электромобили BYD со склада в Хоргосе. Доставка до Минска — 30 дней.
Доступны к заказу:
• BYD Yuan Up (белый, серый) в максимальной комплектации;
• BYD Song Plus (все цвета) в максимальной комплектации.
Гарантия 1 год прописана в договоре. Условие покупки — 100% предоплата.
Рассчитать стоимость и оставить заявку: eastmotors.by или +375 (29) 525-39-99. Адрес: Минск, ул. Одесская, 59.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by