КРАСНОВ

Что делать, если на вас едет автомобиль и сигналит? Разбор ДТП за неделю

28 073
10 октября 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

Что делать, если на вас едет автомобиль и сигналит? Разбор ДТП за неделю

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

В сегодняшнем выпуске «Разборов» будем говорить о нескольких авариях, произошедших недавно в Минске. Преподаватели и инструкторы по вождению Юрий Краснов и Виталий Жуковский попытаются выяснить, что предшествовало каждой из них, где была точка невозврата и могли ли участники предпринять что-либо, чтобы в ней не оказаться.

Подставили на кольцевой

5 октября, воскресенье, МКАД в районе выезда с улицы Кижеватова. Водитель «Жигулей» ехал по крайней правой полосе. В это время с выезда на кольцевую выскочил каршеринговый автомобиль. Вместо того чтобы двигаться по полосе разгона, он сразу оказался в том ряду, где ехали «Жигули», прямо перед их носом. Пытаясь избежать столкновения, водитель ушел в занос.

Инструкторам не пришлось долго пересматривать видео, чтобы сойтись в едином мнении.

— В этом ДТП должен быть виноват водитель каршеринга. Он выезжал на главную дорогу, к тому же у него была полоса разгона, куда он должен был попасть, — заявил Краснов. — Впрочем, я думаю, что он выехал перед «Жигулями» почти неосознанно, он не хотел попадать в этот ряд, это вышло почти случайно. Он просто разогнался на дуге выезда, а потом не вписался.

Преподаватель изобразил на доске то, что он имеет в виду.

— Даже опытные водители на этом попадаются: они едут по выезду, думают, что радиус дуги будет сохраняться, а затем, непосредственно на выезде, полоса закругляется сильнее. И в последний момент водитель понимает, что вписаться не получится, что он не успевает. И в результате вылетает в полосу, где автомобили движутся со скоростью 90 км/ч, — отмечает он. — Я ведь тоже часто езжу по таким выездам, там в конце полоса еще и сужается ко всему прочему. Предположу, что в каршеринговом авто сидел не самый опытный, не самый умелый водитель. Наверняка он пытался смотреть налево, тем самым теряя контроль за траекторией собственного движения. Потом повернул голову, а его машина уже едет не туда.

— Конечно не вписался, — кивнул Виталий Жуковский. — Вечно они торопятся, водители каршеринга. Он наверняка и не обратил внимания на эти «Жигули» — так летел. Зря, кстати, ведь ему нужно было уступать дорогу. «Жигули», к примеру, запросто могли съезжать направо, на улицу Кижеватова. А могли и просто ехать по прямой — мы не знаем. По крайней мере, указатель поворота он не включал.

— А я бы на его месте уже давно это сделал: просто для того, чтобы водитель каршеринга, который выезжает на МКАД, увидел, что я собираюсь уходить вправо, — тогда он осторожнее бы себя вел, — добавил Краснов. — Это, впрочем, не важно: водителя «Жигули» все это могло не волновать, особенно если ему надо было и дальше ехать по прямой. Ему было достаточно, чтобы этот автомобиль просто выехал в свою полосу разгона и не мешал. Но все пошло не по плану.

Преподаватели обсудили тактику поведения в подобных ситуациях. Идея в том, что не следует оказываться в непосредственной близости друг от друга, даже если формально у каждого своя полоса и траектории не должны пересечься. Мало ли, что выкинет сосед по потоку. Лучше ехать так, чтобы оставить свободное пространство. Значит, нужно либо проскочить перед машиной в соседней полосе, либо дать ей проехать и остаться позади.

— Все кажется очевидным: водитель каршеринга вынудил водителя «Жигулей» применять экстренное торможение и экстренно маневрировать. Водитель «Жигулей» не сам маневрировал — его именно вынудили, и это имеет значение, — убежден ведущий рубрики.

— А ведь на форуме звучало мнение, что водителю «Жигулей» нужно было тормозить в своей полосе, а не маневрировать.

— ПДД не запрещают маневрировать, чтобы избежать опасной ситуации, — это расхожее заблуждение. А тем, кто считает, что тормозить во что бы то ни стало нужно в своей полосе, не вращая рулевое колесо, стоит представить себе такую ситуацию: на дорогу выскакивает мяч, за ним бежит ребенок. Водитель тормозит, но понимает, что все равно собьет ребенка, если останется в своей полосе. Имеет он право маневрировать? Имеет! Конечно, случается, что водитель, пытаясь избежать одного столкновения, маневрирует и совершает другое. И потом выясняется, что, если бы он не маневрировал, последствий бы либо вообще не было, либо они были легче. Поэтому на первый план выходит вопрос создания аварийной обстановки — кто за это в действительности несет ответственность.

— К тому же легко говорить «не маневрируй». Вы сядьте за руль и попробуйте не маневрировать, когда становится ясно, что вот-вот случится ДТП, — отмечает Виталий.

— Чтобы не маневрировать, нужно участвовать в специальных занятиях, где придется бить другую машину, а не перестраиваться. Но такие занятия у нас не проводятся, — продолжает Юрий. — Мне повезло: я дважды участвовал в автобоях. Да, это опыт, мне теперь не страшно бить другую машину. Но я все равно буду смотреть, оценивать ситуацию. И нужно понимать, что все это происходит за секунду. Нужно очень быстро принять верное решение, и ты его принимаешь. А потом тебе говорят, что ты ошибся, нужно было сделать не так, а эдак, потому что кто-то не может выехать в свою полосу?

— Водитель «Жигулей» избежал столкновения с другим автомобилем — я считаю, его не за что наказывать, — добавляет Жуковский. — Да, он потом не справился с управлением, машина ушла в занос. Вопрос в том, была ли у него возможность вырулить. Я предположу, что за рулем «Жигулей» был либо пожилой человек, либо, наоборот, очень молодой. Пожилой мог уже все позабыть о вождении, а молодой — он ничему мог и не выучиться. Молодым всегда кажется, что они все знают, — откуда тут взяться умению.

— У этих машин нет ABS. То есть при экстренном торможении колеса заблокировались. Ему нужно было отпустить тормоз и попытаться выровнять машину — не все это умеют. Задний привод: даже газ не надо трогать, отпускаешь тормоз и начинаешь работать рулем. Но это же «Жигули», такие машины при резком торможении сразу становятся боком — это общеизвестный факт. Прямо они не тормозят, потому что тормозные усилия у них разные изначально, с завода, и ничего с этим не сделать, — махнул рукой Краснов.

— Это если резко тормозить, — пытается защищать Жуковский. — А если плавненько — оно нормально. Я так всю зиму отъездил, когда учился на «пятерке».

— Да это понятно — если плавненько. Но на любой другой машине в тормоза бахни — она просто пойдет по прямой. А на «Жигулях» жмешь — они становятся боком.

— Ну если там тормоза настроить...

— Никак ты там не настроишь. Все они одинаково себя ведут.

— Не, можно настроить...

— Ну иди настрой...

Можно бесконечно слушать, как мужчины спорят об автомобилях.

Две ошибки двух водителей

6 октября на пересечении улиц Ваупшасова и Солтыса в Минске случилось ДТП, столкнулись легковой Ford и микроавтобус Volkswagen.

— Водитель Ford, который поворачивал налево, делал это с ходу. Он не успел убедиться в безопасности на 100% — увидел, что встречные машины тормозят, и поехал сам, — просматривая видео, отметил Жуковский.

— А ведь на этом перекрестке применена экспериментальная организация дорожного движения, которую до сих пор мало кто понимает: рядом со светофором установили две желтые секции, которые мигают. Я только на днях проводил занятие с инструкторами: они не знают, что означает такой режим работы светофора, когда рядом моргают еще два сигнальчика, — подхватывает Краснов. — И в тот момент, когда водитель Ford начинал поворачивать, желтые сигнальчики гасли. Но я обращаю внимание: при такой организации движения, когда гаснут сигнальчики, встречным водителям всего-навсего загорается желтый свет. А многие продолжают ехать.

— Увы, это порок наших водителей: они привыкли, что на желтый можно проскакивать. Когда заработают камеры контроля проезда перекрестков? Это будет здорово! — считает Виталий.

— Ты можешь попытаться проскочить, когда ты один, — продолжает Юрий. — Но если перед тобой уже останавливаются машины, тогда нельзя. Встречные уже думают, что могут поворачивать, и ты сам нарываешься на ДТП. Даже если ты не будешь в нем виноват — тебе легче от этого будет?

— А есть вариант, что водитель микроавтобуса останется не виноват?

— Конечно! Тот водитель, который поворачивал налево, не предоставил преимущество. А водитель микроавтобуса может сказать, что ехал не на запрещающий сигнал, он не имел возможности остановиться, не применяя экстренное торможение. Ведь на чем просчитался водитель Ford? Он когда поворачивал, две встречные полосы стояли, ждали стрелку налево. Направо тоже поворачивали машины из своей полосы. А микроавтобус вылетал по свободному ряду — перед ним никого не было. Если бы водитель Ford притормозил, убедился, что никто не выскочит, — ничего бы не случилось. А он поехал вслепую, наугад.

— Так совпало: один сильно хотел проскочить на желтый, а другой в этот момент сделал вывод, что ему можно поворачивать налево. Вот поэтому мы всегда учим курсантов: нужно не только следить за машиной перед собой, но и контролировать обстановку впереди, видеть и автомобили там, и светофоры — это элементарный анализ дорожной ситуации.

Отказавшие тормоза

Утром 7 октября на пересечении улиц Янки Купалы и Интернациональной в Минске случилось массовое ДТП.

«41-летний водитель автомобиля МАЗ, двигаясь по улице Янки Купалы, совершил столкновение с автомобилями Volkswagen и Skoda. По предварительной информации, причиной ДТП стала неисправность тормозной системы автомобиля МАЗ», — рассказали в столичной Госавтоинспекции.

— Водитель грузовика до последнего не знал, что тормоза откажут. Он подкатывался к перекрестку, а когда понял, в чем дело, — было поздно. Попробовал протиснуться между автомобилей и в результате задел оба, — прокомментировал видео Краснов.

— Можно ли что-то посоветовать в такой ситуации?

— А что тут посоветуешь? Это никак заранее не спрогнозируешь — вот в чем сложность. Только в фильмах бывает: он едет по пустой дороге и вдруг ни с того ни с сего жмет на тормоз. О-па — не сработал, что делать? Но в реальной жизни все не так. До стоящих на светофоре машин остается 10 метров — как тут что-то успеть?

— Вот поэтому так важно следить за техническим состоянием транспортных средств. Тем более это грузовик, там пневматика, которая, бывает, отказывает, особенно в такую промежуточную погоду, — отмечает Виталий.

И снова начался мужской разговор на техническую тему.

— Вот почему мы и советуем: начинать тормозить нужно заранее, тогда будет время на всякие неожиданности, — подчеркивает Юрий. — У меня тоже был такой случай много лет назад, я тогда еще работал в ГАИ. Городской Вал — Володарского. У автобуса отказали тормоза, он выехал за пределы проезжей части и врезался в дерево. А если бы не было дерева, следующим препятствием была бы моя патрульная машина, в которой я сидел и выписывал квитанцию. Я даже не видел, как все произошло. Ко мне мужчина подошел, постучал в окно: «Смотрите, что у вас тут!» Или другой пример: по Социалистической улице спускался грузовик, отказали тормоза. Водитель сигналил пешеходам на переходе, а те что сделали? Они стали руки в боки, потому что они же на переходе: «Че ты сигналишь?»

— А люди думали, свадьба едет — как в анекдоте.

— Вот именно! Поэтому если на вас едет автомобиль и сигналит, бегите от него! Потом сообщите в ГАИ — разберутся, — порекомендовали инструкторы.

Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.3" OLED (1206x2622) 120 Гц, Apple A19 Pro, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3988 мАч, моноблок, влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.9" OLED (1320x2868) 120 Гц, Apple A18 Pro, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4685 мАч, моноблок, влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.9" OLED (1320x2868) 120 Гц, Apple A19 Pro, ОЗУ 12 ГБ, память 2 ТБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4823 мАч, моноблок, влагозащита IP68

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by