Сейчас навигатор на смартфоне — мастхэв любого водителя. Даже когда едешь по знакомому маршруту, никогда не будет лишним проверить, нет ли по пути пробок или дорожных работ. И если есть — выбрать альтернативную дорогу, которую также подскажет приложение. А как жилось и работалось в такси до популярности онлайн-карт? Вместе с «А1 Такси» попросили вспомнить о тех временах водителя со стажем более 25 лет. А заодно провели эксперимент: «отобрали» навигаторы у опытного и молодого таксистов и посмотрели, кто быстрее доберется из точки А в точку Б. Маршрут через город против пути по МКАД и зеленые номера vs ДВС — кто победит?
Недавно мы предлагали вам на время забыть о существовании онлайн-карт и попытаться выбрать наиболее быстрый маршрут из предложенных в тесте (правильный ответ был продиктован расчетами навигатора). Некоторые водители такси дали обратную связь: не стоит доверять приложениям — на практике многие их подсказки не работают.
Минчанин Игорь Федоров вышел на свою первую смену, когда про онлайн-карты и задумок, кажется, не было. В такси он попал в 1997 году: учился в институте, нужны были деньги — вот и мотивация. Из сферы неоднократно уходил, потом возвращался вновь. И вот он снова здесь — на новой Lada Granta и с шашечками на крыше. Правда, признается: сейчас может позволить себе самостоятельно решить, когда и на сколько выходить на линию. А поспать с утра подольше — это, знаете ли, непозволительная роскошь для многих.
— В 1997 году у меня была хорошая на то время машина — Ford Sierra. Учился во вторую смену, а в первую решил подрабатывать, — вспоминает Игорь. — Каково было в то время работать в такси? В поисках заказов можно было просто кататься по городу: поскольку машин не хватало, люди голосовали прямо вдоль дороги.
Начинал я работать со стоянки в Уручье возле универсама «Первомайский». Там была постоянная точка. Хорошо заработать можно было возле Комаровки: там, где сейчас ТЦ «Зеркало», раньше был проезд. Сделаешь один круг и никого не возьмешь — на второй точно кто-то да сядет.
— А еще в те времена с отчетностью было попроще, — с едва заметной грустью вздыхает собеседник, который является индивидуальным предпринимателем и в прошлом году самостоятельно подключался к реестру. — Да и город был посвободнее.
Уточняем у Игоря, не сохранилось ли у него «рабочих» фотографий: может, есть снимок с машиной из 1997-го? Он в ответ смеется и говорит, что это была банальная работа с хорошим заработком, но без поводов для памятных кадров:
— Я за день-два зарабатывал столько, сколько другие люди — за месяц. Смены длились по 5—6 часов. Был сам себе хозяин: из расходов — бензин и обслуживание машины. И не надо было, как сейчас, нон-стоп пассажиров возить. Ты мог остановиться, отдохнуть в ожидании клиента… Сейчас ты, как троллейбус, «привязанный».
Задаем вопрос, без каких современных гаджетов, облегчающих непростую работу водителем, мужчина жить не может. Отвечает кратко: руль — главный гаджет, а больше ничего и не надо. На вопрос о навигаторе Игорь демонстрирует объявление, найденное на одной из барахолок: кто-то продает издание «Улицы Минска» с планом города.
— Вот по такому и ориентировались. Подобная книга была у каждого уважающего себя таксиста! — утверждает мужчина.
— Я, в принципе, город хорошо знал, поэтому никаких сложностей не возникало. Даже не припомню случая, чтобы не смог сориентироваться, куда человека везти… — продолжает Игорь. — Да и люди в основном знали, куда им ехать надо, подсказывали. В крайнем случае я спрашивал у них, что рядом находится. Это сейчас «спальников» понастроили, в которых трудно ориентироваться, а тогда не было «Минск-Мира» и подобных. Запутаться можно было разве что в частном секторе — в Сельхозпоселке, например.
Когда устроился в таксопарк, появилась рация, по которой передавали заказы. Если ты чего-то не знаешь, можешь по рации спросить — и тебе подскажут.
— Есть ностальгия по тем временам?
— Ностальгия, наверное, по тому, что я тогда просто был моложе, — улыбается Игорь.
Пока общаемся с Игорем, к нам подъезжает Николай. Мужчина работает в такси второй год на своем гибридном Nissan Sylphy. Хоть машина не подзаряжаемая, крутящий момент на колеса передает электромотор — отсюда зеленые номера и некоторые сопутствующие «плюшки».
— Попал в сферу такси случайно — решил подработать, но затянуло. Раньше крутился в сфере продаж. В такси нравится свобода и возможность самому регулировать свой заработок. Можно устроить выходной в любой день, — улыбается Николай.
— Почему Nissan Sylphy? Не самая популярная машина для такси в наших краях.
— У нас — нет, а в Китае это одна из самых распространенных машин для такси. Гибрид брал из соображений экономии (расход — 5 литров на 100 км). Работал и на арендной «электричке», но не понравилось. Постоянно нужно искать, где зарядиться, и тратить на это время.
— У вас целых два смартфона в машине. А сможете работать без навигатора?
— Основные улицы, адреса, конечно, уже изучил. Но на каких-то небольших улочках могу еще запутаться. Скажем так: без навигатора буду ехать дольше, чем с ним, но доеду точно.
— А любите, когда пассажиры дорогу подсказывают, или это, наоборот, раздражает?
— По-разному! Бывает, пассажиры неправильно подсказывают. В таком случае объясняю, почему так ехать не стоит. А когда человек местный и знает свой двор или улицу наизусть — то, конечно, стоит прислушиваться.
На этой ноте мы «отбираем» навигаторы у двух наших участников эксперимента. Точнее, просим забыть о них как минимум на ближайшие полчаса.
Прямо сейчас мы находимся в «Новой Боровой», на парковке у супермаркета на ул. Леонардо да Винчи. Это наша точка А.
Объявляем точку Б — ТЦ «Замок». Туда нашим героям нужно добраться как можно быстрее. Но, естественно, соблюдая ПДД. Маршрут, казалось бы, простой для любого минчанина, однако навигатор подсказывает сразу несколько вариантов развития событий. Причем разные в разное время. Уже во время написания этого текста он выдал аж шесть маршрутов на выбор. По расчетам навигатора, самый быстрый путь — тот, который самый длинный по километражу. А (почти) самый короткий — самый долгий по времени. Угадаете, какой маршрут «выиграл»?
Игорь (напомним, он на Granta) сразу озвучил: поедет через МКАД и спустится на пр. Победителей. Николай свой маршрут пока держит в секрете. А мы, вооружившись навигатором, решили выбрать самый, как нам казалось, неочевидный путь — через пр. Независимости и ул. Сурганова. Быстрее на тот момент (а это 12:00 буднего дня) должен был стать маршрут через кольцевую, однако зачем повторять за одним из участников? Да и вдруг на МКАД соберется пробка из-за аварии или перекрытия?
В общем, поехали! Сразу удивились: Игорь решил не выезжать с парковки через ул. Небесную (как на скриншоте), чтобы не стоять на светофоре, а юрко объехал супермаркет по стоянке и выскочил сразу на ул. Леонардо да Винчи.
Мы же по Небесной поехали в сторону Гинтовта, потом поднялись на МКАД и съехали на пр. Независимости. К нашему удивлению в какой-то момент в зеркале заднего вида увидели знакомый уже Sylphy.
Хм, может, мы сбили Николая или заразили своим примером? Но, как потом рассказал мужчина, он не просто так выбрал этот маршрут. Город дает преимущество — полосу общественного транспорта, по которой с зелеными номерами можно лихо опередить поток. Собственно, поэтому мы недолго наблюдали Николая в зеркале заднего вида. Вскоре он встал в одну колею с Zeekr и BYD и умчался вперед. Опередил нас на светофоре ближе к парку Челюскинцев (успел проехать на зеленый, когда мы остановились уже на желтый), а дальше — поминай как выглядели стоп-сигналы Sylphy.
Итак, результаты «заезда» с соблюдением ПДД (на финише время фиксировал специально обученный человек)... Старт был дан в 12:28. Lada Granta, проехав через МКАД и пр. Победителей, прибыла на парковку «Замка» в 12:45.
12:47 — время финиша Nissan Sylphy, который поехал через пр. Независимости, улицы Сурганова и Орловскую, сделав ставку на преимущество зеленых номеров. А мы… Не поверите, но у нас по дороге в какой-то момент завис навигатор. Из-за этой неурядицы перестроились не там, где надо, а потому финишировали третьими и с опозданием около пяти минут.
Но поговорим про наше «золото» и «серебро». Разница во времени — две минуты, а по расстоянию — 9 км. Хм, а стоит ли оно того? Давайте рассуждать.
— Через МКАД и пр. Победителей — это самый длинный маршрут, с пассажиром я бы так не поехал, — с ходу заявляет Игорь. — Выбрал его только потому, что целью эксперимента было как можно быстрее добраться до «Замка». С пассажиром я бы поехал по более короткому пути: по пр. Независимости до трамвайных путей, а затем по пр. Машерова и возле стелы направо, на пр. Победителей (к слову, этот маршрут навигатор не предлагал. — Прим. Onlíner).
И потом мужчина добавил: все-таки на практике выбрал бы даже не вышеуказанный маршрут, а тот, который определил бы навигатор, встроенный в приложение для водителей такси. Без импровизации и отклонений.
— Почему? Да потому что если по пути пассажир захочет поменять точку Б, то программа начнет все пересчитывать. И, возможно, увеличится цена за поездку — будут ко мне претензии. Ехать, как говорит программа, — способ избежать конфликта.
— Хорошо, а на личной машине что обычно выбираете — МКАД или город?
— Наверное, МКАД. Если нет пробок. В общем, сначала посмотрю по навигатору: нет заторов — значит, надо на кольцевую, — отвечает Игорь.
Почему Николай во время нашего эксперимента выбрал город? Главный аргумент — это, повторимся, зеленые номера и кратчайший километраж.
— А еще за счет того, что у меня гибрид, расход по городу меньше, чем по трассе! К слову, когда едешь с пассажиром, программа рассчитывает стоимость поездки по самому короткому маршруту. То есть пассажиру так дешевле, — поясняет мужчина. — Бывает, когда в городе такие пробки, тогда приходится выскакивать на МКАД, чтобы сэкономить 10—15 минут времени. Но если навигатор изначально рассчитал, что разница в маршрутах 2—3 минуты, то это уровень погрешности, который нивелируется за счет зеленых номеров и полосы общественного транспорта. Зачем мне при таком раскладе 10 лишних километров проезжать за бесплатно?
— Скажите, — задаем вопрос обоим водителям, — а не опасаетесь ли выбирать маршруты через МКАД с пассажиром с точки зрения безопасности? Скорость там выше, а вы же никогда не знаете, кого встретите на дороге…
— С такими мыслями за руль вообще садиться не стоит и в такси работать, — соглашаются друг с другом мужчины.
Присоединяйтесь к «А1 Такси» и открывайте для себя новый уровень комфорта:
• гибкие и прозрачные тарифы — от эконома до премиума;
• скидки до 50% и кешбэки на каждую поездку;
• корпоративное обслуживание;
• трансферы из аэропортов и вокзалов;
• предзаказы и услуга «Трезвый водитель»;
• защита персональных данных в соответствии с законодательством.
Скачивайте приложение сервиса в Google Play или App Store. «А1 Такси» — всегда выгодные поездки!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by