МКАД — знаковая дорога для Минска. Там самые высокие скорости, самая высокая интенсивность движения. Мудрено ли, что какие-либо затруднения на кольцевой, в том числе при выездах или съездах, чреваты серьезными заторами и неудобствами для большого числа водителей и пассажиров. И минчане хорошо знают участки, где в любой час пик можно ждать проблем. Одним из таких участков долгое время была развязка с улицей Ваупшасова на востоке кольца. Недавно, после реконструкции, этот участок вновь полноценно открыли для движения. Выдвигаемся туда вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, чтобы разобраться, что к чему.
Улица Ваупшасова — важная артерия, соединяющая с МКАД восточные районы города: Дражню, Степянку и т. д. Кроме того, это естественное продолжение второго транспортного кольца, которое, напомним, не замкнуто и как раз улицей Ваупшасова упирается в общегородскую кольцевую.
А ведь старожилы вспомнят, что еще в не столь отдаленном прошлом улица Ваупшасова на участке вблизи МКАД представляла собой удручающее зрелище: узкая дорога-тропа, вся в ямах и ухабах, по которой невозможно было нормально ехать, разве что красться с черепашьей скоростью, переваливаясь из одной рытвины в другую, спасая подвеску. Впрочем, это все страшилки: уже много лет с дорогой все в полном порядке — по две широкие полосы движения в каждую сторону, гладкий асфальт.
И все бы ничего, если бы не одно обстоятельство: у улицы Ваупшасова как таковой нет собственной развязки с МКАД. И всему транспортному потоку приходится умещаться в узких проездах, связывающих широкую улицу с выездами и съездами по обе стороны кольцевой автодороги. А, как известно, где тонко — там и рвется.
— Вот этот узкий проезд, который связывает МКАД с улицей Ваупшасова, когда-то и был, собственно, участком кольцевой автодороги. Это старая МКАД — как она шла раньше. А затем, когда построили новую, выезд в этом месте почему-то организовали по этой дороге, а полноценная развязка с улицей Ваупшасова так и не появилась, — говорит ведущий рубрики. — По-хорошему, конечно, здесь нужно пробить тоннель под МКАД и пустить дорогу от улицы Ваупшасова через «Зеленую гавань» на аэропорт. Ведь были же такие планы? А вместе с тоннелем стоило бы сделать и полноценную развязку. А те выезды в стороне так бы и остались дублирующими — для тех, кто едет из гаражей, которых тут немало.
По поводу тоннеля не скажем, а вот что касается дороги на аэропорт, то планы действительно озвучивались еще в 2016-м. Тогда сообщалось, что до 2030 года планируется построить новую трассу в продолжение улицы Ваупшасова. Ее длина составит 24 км, и пройти дорога должна будет через Белорусско-китайский индустриальный парк. Специалисты отмечали, что строительство этой трассы позволит разгрузить проспекты Независимости и Партизанский. И несмотря на то что строительство дороги в границах города, как заявлялось, должно было начаться еще в начале 2018 года, пока поостережемся делать какие-либо выводы о судьбе проекта. 2030-й не за горами — увидим.
Так вот, переходим к загадке, которую каждый час пик приходится разгадывать здесь водителям. Первый конец интересующего нас участка — это выезд с улицы Ваупшасова на тот самый узкий проезд, ведущий к МКАД. В теории здесь регулируемый перекресток, так как установлен светофор. На практике же немногие вспомнят, когда видели этот светофор работающим, поэтому будем считать перекресток условно обозначенным, но нерегулируемым, по крайней мере на постоянной основе.
— Светофор включали пару раз — я сам видел, — с улыбкой отмечает Краснов. — Но не берусь судить, почему он не работает бóльшую часть времени.
К этому вернемся совсем скоро, а пока лишь обозначим, что согласно действующей схеме организации движения ситуация здесь следующая: выезд с Ваупшасова — второстепенная дорога, а узкий проезд, параллельный МКАД, — главная. При этом интенсивность движения (и ширина проезжей части) больше на улице Ваупшасова.
— Так было не всегда, направление главной дороги меняли. Когда-то здесь была главная по Ваупшасова, а с нее налево — к МКАД и путепроводу под ней, — вспоминает инструктор.
Но такая схема не прижилась. По всему видно, что организаторы движения пробуют различные варианты, однако ни один из них, по всей видимости, не оказывается идеальным. В чем тут может быть дело?
Предположение такое. Т-образный перекресток с ярко выраженным направлением основного потока движения: с Ваупшасова налево и в обратную сторону. Если обозначить это как главную дорогу — что и попробовали сделать, — то выехать с оставшегося направления — со стороны улицы Илимской — в часы пик будет крайне затруднительно: по главной едут и едут — как тут высунешься? К тому же возникает проблема с теми, кто по этому проезду едет со стороны МКАД в направлении Илимской по прямой.
Установили светофор, но включить его на постоянной основе оказалось затруднительно: слишком неравномерное движение в разных направлениях, какой-то цикл будет гореть почти впустую, пока на другом — загруженном — машины будут простаивать.
Это, конечно, только предположение, но факты остаются фактами: светофор не работает практически перманентно, улица Ваупшасова — второстепенная дорога. И на этой второстепенной дороге то и дело собираются заторы из тех, кто пытается проехать к кольцевой. Пусть по главной в направлении Илимской и обратно транспорт ездит не так часто, но все случается. И он-то едет на всех парах, по главной, по прямой. Водители, выезжающие с улицы Ваупшасова, вынуждены осторожничать и, конечно, уступать всем. Движение замедляется, возникает пробка.
— Если постоять немножко, то выехать можно. Вот только в часы пик стоять иногда приходится «множко», — замечает преподаватель. — Спасение, на мой взгляд, в круговом перекрестке. Круг вместо светофора — и все будет нормально. Пространство здесь, конечно, ограничено, но мы уже видели в Минске очень компактные круги.
Иногда все усугублялось хвостом другой пробки, растянувшейся по узкому проезду от путепровода на МКАД, под которым транспорт может проехать к внешнему кольцу. Узкий проезд, плохая дорога, и, самое главное, еще один Т-образный перекресток в районе того самого путепровода. Повернуть под него при движении со стороны улицы Ваупшасова было несложно — вы были на главной дороге. Но вот при выезде из-под путепровода, на следующем же перекрестке, вы оказывались уже на второстепенной и должны были пропускать тех, кто спускается с внешнего кольца. В общем, заторы здесь были обычным делом.
Проблему попытались решить. Узкий проезд, связывающий съезд с внутреннего кольца МКАД и улицу Ваупшасова, привели в порядок. Переложили асфальт, нанесли свежую разметку, обустроили выделенные места для поворотов налево, к гаражам, чтобы такие машины не мешали основному потоку.
А Т-образный перекресток в месте выезда под путепровод на МКАД становится регулируемым. Светофоры по крайней мере установлены, с дополнительными секциями для поворота — все как полагается. Конечно, рискуем поторопиться с выводами, ведь светофоры пока не работают, а совсем рядом — напоминание, что подобное бывает их нормальным, закрепленным состоянием. Но все же исходим из того, что в скором времени перекресток будет регулироваться сигналами трех цветов.
— Я, конечно, снова буду утверждать, что лучше бы здесь смотрелся круговой перекресток. Он здесь напрашивается: со всех сторон едут машины, и они бы прекрасно по очереди разъезжались. Понятно, что места для круга тут еще меньше, но это скорее вопрос к реконструкции всего этого пространства в целом, — говорит Краснов. — Что касается светофора, то он может облегчить ситуацию для тех, кто прежде был здесь на второстепенной дороге. Но проблему заторов он вряд ли решит, по крайней мере для потока, съезжающего сюда с МКАД. Раньше в час пик машины на съезд стояли от «Лукойла», а включат светофор — пробка будет еще длиннее, потому что будут возникать регулярные паузы, от этого никуда не уйти.
Вся надежда на то, что желающие повернуть налево здесь уместятся в коротком кармашке — полосе для поворота — и будут ждать своей стрелки, не препятствуя проезду основной массы машин, движущихся к улице Ваупшасова.
Но главное поджидает тех, кто переедет под путепроводом за внешнее кольцо МКАД. Там появился круговой перекресток, причем не какой-то компактный кружок размером с детскую песочницу, а полноценный большой круг, где и грузовой длинномер впишется в разворот.
— Когда я увидел здесь круг, то очень обрадовался! Ситуация здесь, по сути, зеркальная, а возможно, даже проще, потому что автомобили едут только с двух направлений: спускаются с внешнего кольца и выезжают из-под путепровода. Но, вероятно, тут было проще найти необходимое пространство для такого перекрестка, — комментирует ведущий рубрики.
Нанесена свежая разметка: на перекрестке две полосы. Но есть и нюанс.
— Тем, кто едет сюда с внешнего кольца, будет теперь сложнее. Раньше у них была главная дорога, а теперь — круг, где преимущество будет все равно у тех, кто выезжает слева, из-под моста, потому что они скорее попадут на круг. И им придется уступать, а остановить их некому — больше на круг выехать неоткуда, — продолжает инструктор. — И можно, конечно, попытаться поехать по правой полосе, потому что другие занимают преимущественно левую, но для того чтобы уехать под мост, придется как-то аккуратно перестроиться на кругу, а для этого водители в левой полосе должны помочь, пропустить.
Специфика в том, что тот, кто съезжает к кругу с внешнего кольца МКАД, скорее всего, поедет налево, за исключением тех, кто едет к гаражам или вовсе ошибся со съездом. А те, кто выезжает к кругу из-под моста, вероятнее всего, тоже собираются ехать налево, на внешнее кольцо. Все это чревато проблемами на перекрестке.
— Это не означает, что проехать здесь сложно или невозможно. Просто важную роль, как и во многих других случаях, будет играть водительская взаимопомощь. Но я думаю, те, кто здесь проезжает, делают это регулярно и уже хорошо знают особенности этого места, поэтому должны выручать друг друга. Сейчас ты кому-то поможешь уехать с круга, а в следующий раз помогут тебе — это просто! — призывает преподаватель.
— Ну а в целом — прекрасное кольцо, и очень хорошо, что оно здесь появилось. Теперь тут должно быть гораздо спокойнее, чем прежде, — улыбается ведущий рубрики.
— Еще бы полосу разгона добавить при выезде на внешнее кольцо.
И улыбка с его лица исчезает моментально, вот как стерли.
— О, а это отдельный разговор, — горячо добавляет Краснов. — Ведь это же издевательство над водителями! В правой полосе на скорости 90 км/ч едет поток, а тебе нужно как-то вклиниться! А кто первый раз тут едет — он же не знает, что его ждет. Подъезжает к выезду: о-па! Как хочешь, так и выскакивай. И ведь место же есть, неужели никак нельзя решить проблему? Ведь постоянно происходят опасные ситуации!
А вот опасные ситуации, которые происходят на этом выезде без полосы разгона, — действительно отдельный разговор. И поведем мы его совсем скоро — не переключайтесь!
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by