7469
03 февраля 2026 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Своя Tesla, свое ИП. Нашли таксиста, который не жалуется

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Евгений встречает нас на теплом паркинге одного из столичных торговых центров. Морозы на улице — каких давно не было, поэтому самое очевидное место встречи с владельцем электромобиля — у электрозарядной станции. А если этот электромобиль занят в такси, то на ЭЗС он приезжает регулярно и зачастую даже не по разу в день. Но у Евгения вид довольный и жизнерадостный. Он — таксист, но таксист не простой. Он — таксист, который не жалуется.

На Tesla Model Y в такси

Поймать Евгения на интервью оказалось задачей непростой. Хороший водитель такси всегда в разъездах, а единственное окно «простоя» — как раз пауза на подзарядку. Кстати, про хороших водителей: знаете, какой у Евгения рейтинг в известном всем приложении? 4,99. Сложно сказать, кто и за что обидно занизил ему оценку, но свою красную Tesla Model Y водитель начищает в буквальном смысле до блеска.

— Да вот, пока время есть, а то ведь соль, грязь, — улыбается он. — Представляете, ручки позамерзали! Впервые столкнулся с такой проблемой.

Tesla собирается заряжаться еще 45 минут, после чего отправится вместе с водителем работать.

— На сколько хватает батареи?

— Смотря какая манера вождения. Когда не такие морозы, заряда хватает на 300 км. Если ездить медленно-медленно, без ускорений — даже на 350 км, но мне это редко удается, поэтому сойдемся все-таки на 300. И на смену мне этого хватает. Точнее, хватало — пока не пришли морозы, — разводит руками собеседник.

— А в морозы?

— Вчера выехал со 100% заряда — проехал 164 км и затем сюда, к розетке. У меня все по расписанию: в обед заряжусь — поработаю еще до вечера. Если больше 40% останется — сегодня уже не буду заряжаться, утром на пару часов мне этого должно хватить.

— Мы знаем случаи, когда водителю электромобиля не хватало заряда, чтобы выполнить уже взятый заказ...

— Я читал про это. Но не понимаю, как можно не рассчитать. Ведь ты видишь, какой у тебя заряд. Это как со смартфоном: мы же рассчитываем, прикидываем, когда его пора заряжать. А что касается того, что маршрут может быть долгим, — так агрегатор предупреждает об этом заранее, причем вне зависимости от того, видит водитель конечную точку или нет. 

— Поговаривают, что в такую погоду «электричка» — не экономичнее бензиновой машины.

— Ну вот взять вчерашний день: 36 рублей я потратил на зарядку, а проехал 164 км. Но это зима, хуже уже не будет. Вообще, я знал, какие могут быть последствия при езде на электромобиле. До этого работал на арендной Tesla 3 — она тоже не имела особого запаса. Благо живу здесь неподалеку: в районе стадиона «Динамо» и вокзала много зарядных станций — и быстрых, и медленных. Особая благодарность за ЭЗС на отапливаемых паркингах — это комфорт. Поэтому здесь обычно все занято.

Считает: 36 рублей — это в районе 14 литров бензина. Да на 164 км в городском ритме — чуть меньше 12 литров на сотню. Занимательная арифметика.

— В машине тепло у вас? По идее, можно на обогреве пытаться экономить заряд.

— А какой смысл? В авто должно быть комфортно, причем и водителю, и пассажиру. Поэтому я поддерживаю температуру в 17 градусов. По себе знаю: когда с улицы в теплой куртке садишься, пристегиваешься, а в салоне слишком тепло и водитель сидит в майке — в этом ничего хорошего нет.

— Не пожалели еще, что подались в такси именно с электромобилем?

— Так ведь есть свои плюсы. Автобусная полоса — в час пик это решает. Обычная история: пассажир садится, он весь занят в телефоне, по сторонам не смотрит. «Приехали!» — говорю. А он: «Ой, а как это мы так быстро?» — смеется собеседник. — Но автобусная полоса может быть опасна. Многие привыкли к тому, что там ездит только общественный транспорт, в зеркала не смотрят, могут перестроиться не глядя. Я так попал однажды в ДТП. Потом были вопросы с ремонтом машины, но уже все нормально.

«ИП — одно из лучших решений в этой профессии»

Подбираемся к главному: Евгений — индивидуальный предприниматель (ИП), который работает в такси на собственной машине. То есть ему не нужно отдавать часть дохода за аренду авто и подключение к парку.

— С парком работать нет смысла, вот совсем никакого, — активно качает головой водитель.

— Парк, наверное, процентов 15 забирает?

— Куда там! 21 процент! Все жалуются на агрегатора — дескать, такой-сякой. А нужно смотреть на то, сколько забирает парк. Я тоже жаловался, тоже хотел бастовать. Но агрегатор по крайней мере дает заказы, а что делает парк? В реальности — ничего. Поэтому я открыл ИП — и это было одно из лучших моих решений в этой профессии.

— А сложно это сделать — открыть ИП?

— Обратился в банк для открытия расчетного счета — там подготовили все документы. По сути, на следующий день у меня были и расчетный счет, и ИП, — Евгений щелкнул пальцами. — Короче говоря, ничего особо сложного: главное — желание. И ничего не нужно бояться.

— Почему тогда остальные так не делают?

— Я тоже не знаю! Но я был таким же: полгода работал на парк, полгода с грустью смотрел на свой доход — слабенько. Так в те времена процент у парка был меньше. А потом его повысили — и я ушел работать на себя.

— А налоги?

— А что налоги? Работаю по договору с бухгалтером. Плюс подаю отчетность в налоговые органы. В прошлом году я платил налог от прибыли. А в начале этого года у меня был выбор: работать так же и дальше либо платить единый налог как ИП — 400 рублей в месяц. Поскольку я работаю на своей машине, для меня есть смысл перейти на единый налог: заплатил 400 рублей, ФСЗН — и больше ничего не нужно отдавать. Если бы машина была в лизинге, я мог бы пустить это в затраты, и тогда, наверное, было бы выгоднее платить налог от прибыли. В общем, это уже частности.

В ходе беседы выясняется, что на ИП Евгения оформлен также его сосед.

— Он хотел пойти в парк, но я ему сказал: «Прекращай!» Понятно, что мы с ним делим наши затраты напополам, но больше я с него ничего не требую. Потому что с парком я не знаю как работать. Работаешь как конь и при этом не зарабатываешь.

— Ну вот, сосед уже есть — скоро сами разрастетесь до парка.

— До парка — нет. Нет! — смеется водитель. — Не знаю, посмотрим.

«Детей вожу, но каждый раз это стресс»

— В каких тарифах вы работаете?

— Обычно в «Комфорт+». В час пик подключаю «Электро», изредка могу добавить «Комфорт», но нечасто. Утром иногда подключаю как опцию детское кресло — для пассажиров с детьми. Можно же выбирать не только тариф «Детский», но и «Комфорт+», а в опциях указать, что необходимо детское кресло.

— Значит, детей возите? Некоторые водители отказываются, даже в «Бизнесе».

— Скажу честно: я понимаю водителей, которые не хотят возить детей, — это большая ответственность. Я иногда вожу, но каждый раз это стресс. Мне кажется, некоторые пассажиры даже думают, что я как-то заторможенно разговариваю, когда в машине дети. Но это именно концентрация: смотришь во все стороны, чтобы в тебя никто не въехал, чтобы самому не попасть куда не нужно. Я думаю, что процентов 70 всех аварий происходят из-за того, что кто-то не туда посмотрел. А виновником всех аварий я лично считаю смартфон.

— А нам казалось, что водители отказываются, потому что машины берегут.

— Это не главное. Хотя после детей салон в любом случае будет грязным. Какой бы ребенок ни был. Следы от ног, одно, другое — с этим ничего не поделаешь.

— Наверное, поэтому в «Детском» тарифе часто машины не первой свежести — такие не жалко.

— Почему? Я время от времени езжу в «Детском», там поездки обычно короткие. Правда, иногда бывает большое расстояние до самого заказа. Случается, что заказ — минут на 7—8 дороги, а ехать до места посадки — все 15. Однажды женщина вызвала тариф «Детский», приезжаю, а она без ребенка. Садится. Я спрашиваю: «А где ваш ребенок?» Оказывается, она одна, без ребенка. И я отказался ее везти, потому что кто-то в это время с ребенком не может дождаться такси. У меня есть знакомые с детьми, я тоже знаю, как это работает и как это все непросто.

График работы: понедельник — пятница

— Какой у вас график?

— Всего я могу работать 14 часов. То есть если я прохожу медика в 06:30 утра, то официально могу ездить до 20:30. При этом дается на два часа больше, чтобы это время можно было потратить на зарядку. Утренний час пик — лучшее время работы лично для меня. Пробки еще небольшие, можно нормально ездить, и заказы хорошие — спрос на такси есть. Поэтому я забираю утренние коэффициенты, в обеденное время заряжаю автомобиль, а потом еду работать дальше. Но вечером пробки больше, машин много, работать сложнее.

— А как же вечер пятницы, вечер субботы — разве не это самое лакомое время для таксиста?

— Я не беру эти смены. Не мое это: нетрезвые люди, всякое такое — не прикольно, честно скажу. В рабочее время я вожу одного-двух человек. Все приличные, все хорошо. А ночь — это часто компании. Помню, когда работал в парке, попал так: садятся в машину пять человек. Я говорю: «Нет, я не повезу». А они мне: «Да нам чуть-чуть, мы тебе 20 рублей чаевыми дадим». Поэтому, кстати, я и на Зыбицкую ездить очень не люблю. Даже утром отъезжаю подальше — только бы не брать оттуда заказы. Ну не мое это. Все остальное — нормально.

Вот так и выходит, что у меня пятидневка: с понедельника по пятницу. Плюс-минус по 10 часов за рулем. В выходные выезжаю редко, только если есть желание.

Зима? Полный привод решает

— Зима — хорошее время для такси?

— Такая зима, как сейчас, — да. Всегда есть заказы. Когда был тот снегопад — Улли, — мне очень хорошо работалось. Во-первых, на дорогах не было машин. Во-вторых, у меня автомобиль высокий, полный привод. Кто-то звонил пассажирам, просил выйти к дороге, чтобы не заезжать во двор, но у меня такого не было. Моя знакомая — она работает на BMW в «Бизнесе» — рассказывала, что три раза в тот день писала, что не сможет заехать во двор, а с одним клиентом они вместе трижды выходили и толкали машину — BMW застревала в снегу. Мне в этом плане, конечно, было попроще.

Евгений успевает поблагодарить клиентов.

— Говорю всем своим пассажирам большое спасибо. Девять из десяти отряхивают ноги, когда садятся в машину. Не во всех авто это удобно сделать, но у меня — удобно. И спасибо, что люди таким образом проявляют уважение к чужому труду.

— А что-то заработать удалось в те снежные дни?

— Да, 9-го числа вышло больше 500 рублей по приложению — обычно существенно меньше. Плюс у меня еще был промокод: ездил некоторое время без комиссии агрегатора, рублей 100 выиграл на этом — не так и много, если разобраться.

Вы, кстати, обращали внимание, что у водителей такси всегда по два смартфона? Евгений объяснил: один — для приложения, другой — личный. Чтобы не смешивать одно с другим.

— Надо понимать, что в такси у нас цены очень низкие, одни из самых низких, наверное. К примеру, вез как-то девочку на вокзал, она говорит: «Вот мы едем, „Комфорт+“, а в Питере вдвое дороже будет стоить „Эконом“ при условии, что поездка вдвое короче». После таких слов, откровенно, вообще работать не хочется, — смеется собеседник. — Но потом я открыл ИП и понял, что проблема не в агрегаторе, а в том, что люди сами ленятся или боятся что-то делать. Тем не менее в такси тяжело работать. Это кажется, что все просто — катайся да и все, но на самом деле есть много нюансов. На одну мойку уходит 20 рублей в день. А омывайка — 20 рублей на два дня. И такие мелочи накапливаются.

Плюс сейчас многие приехали из регионов в Минск: сначала на новогодние праздники, потом задержались на время зимних явлений. И это пополнение заметно портит нам статистику, забирает клиентов. Мое мнение: если ты платишь налоги у себя в регионе — там и работай.

Время беседы заканчивается — Tesla уже должна была зарядиться. Евгений собирается за руль.

— У агрегатора нужно работать, нужно брать все заказы, потому что у меня ощущение, что какой-то искусственный интеллект это мониторит. И даже если официально это проходит без последствий, то потом вдруг случается, что долго никакой заказ не прилетает — будто отлучили. Простой же для таксиста — сами понимаете. А вот если берешь все подряд — тогда нормально, можно сделать 25 заказов в день. Так что мне пора, — красная Tesla ускорилась и скрылась за поворотом, помчалась на заказ.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by