«Отфильтровали»: «бесправники», детские кресла и отсутствие страховки. Более 30 нарушений за три часа на загородной трассе

Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев
24 января 2015 в 15:44

О проведении в конце этой недели спецмероприятия «Фильтр» Госавтоинспекция объявляла заранее. Оно проходит по всей стране и совпало со сложными погодными условиями — то дождь, то снег, да еще постоянный туман. Водителям такая форма контроля хорошо знакома. В городе или на загородной трассе перекрывается одна из полос движения, выставляются несколько экипажей ГАИ, которые либо «вылавливают» машины из потока для проверки, либо устраивают тотальный контроль и останавливают практически всех. Нарушителей во время таких проверок выявляется немало. Принцип неотвратимости наказания в действии.

Госавтоинспекция Минской области проводила «Фильтр» вечером в пятницу. Место проведения до конца хранилось в секрете. Мы узнали, куда предстоит ехать, лишь за несколько часов до начала спецмероприятия. Казалось бы — ничем не примечательная дорога местного значения в Минском районе, соединяющая поселки Сухорукие, Колодищи и Колодищанское кладбище. Оказалось, место выбрано не случайно. «Такие мероприятия всегда тщательно планируются. Выбирается дорога, где в обычное время ГАИ выявляет повышенное количество нарушений, пьяных водителей. Либо же это дорога, на которой происходит большое число ДТП. При этом каждый раз „фильтруются“ разные места», — пояснили нам в Госавтоинспекции.

«Фильтр» начался в 19:00 и длился три часа — до 22:00. Перекрывать полосы не пришлось — дорога и так узкая, да еще снег. Как ни странно, несмотря на вечер и ужасную погоду (моросящий мелкий дождь и туман), водителей на трассе местного значения было немало. Забегая вперед, отметим, что за три часа практически тотального контроля инспекторы остановили порядка 250—300 автомобилей. Было выявлено около 30 нарушений — то есть в среднем к каждому десятому водителю были вопросы.

Конечно, шуму для пригородной дороги наделали много. Перекресток в лесистой местности стал напоминать оживленную минскую развязку, где внезапно исчезли светофоры. Проверяли все автомобили. В штатном режиме контроль занимает не более минуты — проверка документов, визуальный контроль, проверка состояния водителя. Если все в порядке, инспектор желает счастливой дороги и машина продолжает свой путь. Если есть проблема, водитель пересаживается в автомобиль ГАИ для разбирательства. С виду это напоминало броуновское движение, однако инспекторы сразу четырех экипажей работали слаженно.

Иногда водители терялись из-за такого столпотворения на богом забытом перекрестке.

— Здесь что, убили кого? — обратился к нам явно напуганный водитель Audi.

— Нет, идет проверка. «Фильтр», вы разве не слышали о таком?

— Слышал. А мне можно здесь проехать или в объезд нужно?

У Audi все было в полном порядке, а вот водитель остановленного рядом внедорожника Hyundai вовремя не продлила срок договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, да еще ехала с просроченными правами. В итоге штраф — почти 2 миллиона рублей. Оплатить можно на месте, причем даже пластиковой карточкой — при помощи мобильного терминала. «Они с лета у нас на вооружении. Поначалу в одной из областей провели пилотный проект, испытывали такой способ оплаты штрафа. Он хорошо себя зарекомендовал, и вот мы пользуемся им уже полгода. Все для удобства водителей: нарушил — оплатил на месте», — поясняет инспектор.

Внезапно с места сорвалась машина ГАИ со включенными световыми маячками. Оказалось, один из водителей не отреагировал на требования инспектора об остановке и попытался уехать. Экипаж отправился за ним в погоню. Впрочем, тревога была ложной: уехавший водитель просто не разобрался в ситуации — не понял, что должен остановиться. Документы у него были в порядке.

В это время к перекрестку по заснеженной трассе быстро и невозмутимо приближался новенький BMW X5. «Тормози, он без номеров», — предупреждает коллегу инспектор. Оказывается, машина только из салона — владелец приобрел ее всего пару дней назад. «На постановку автомобиля на учет с момента покупки есть только 10 суток. При этом водитель не имеет права эксплуатировать незарегистрированное транспортное средство. Одно дело, пригнать машину из салона домой или прямо на постановку на учет. А использовать такой автомобиль запрещено. Кто хочет перегонять ее туда-сюда — пусть заказывает эвакуатор», — отмечает работник ГАИ.

Нашлись и те, кто пренебрег недавно вступившими в силу дополнениями в Правила дорожного движения. В частности, некоторые водители перевозили детей без использования специальных удерживающих устройств. Между тем существует только три исключения, при которых удерживающие устройства необязательны: в автомобилях служб такси; если рост ребенка выше 150 см; в машинах, не оборудованных ремнями. Во всех остальных ситуациях использовать такие устройства нужно. В противном случае нарушителю выписывается штраф: за первый раз до 4 б. в., за второй — от 4 до 8. Впрочем, многие водители-родители уже обзавелись специальными детскими креслами.

Проезжали автомобили и с двумя малышами, и оба находились в безопасности, уютно разместившись в цветных креслах. Но были и нарушители: за три часа — два таких факта. Практика показывает, что совсем не так часто, как можно было бы предположить, наличие кресел зависит от стоимости автомобиля. «Дело чаще в ответственности, а не в обеспеченности. Остановили водителя: машина хорошая, а кресел нет. Говорит, не знал, что это обязательно. Ну как можно не знать, когда столько времени об этом трубили во всех СМИ?» — удивляются в ГАИ.

Остановили светлый Mercedes. В салоне несколько человек, за рулем женщина. Водительского удостоверения с собой у нее не было. Не было и паспорта, чтобы установить личность. «Ваши фамилия, имя и отчество?» — спросил инспектор. Женщина назвала. Сотрудник ГАИ проверил информацию с помощью специального аппарата «Кулон». Человека с такими данными в базе не нашлось. Проверили еще несколько раз — ничего.

— Дата вашего рождения? — попытался еще раз инспектор.

— 31 августа 1986 года, — без смущения ответила женщина.

— Может быть, 68-го? — удивился сотрудник ГАИ. Водитель явно выглядела старше.

— Слушай, зачем ты из меня старуху делаешь? Мне 35 лет! — возмутилась она.

Концы с концами явно не сходились. Выяснение затянулось. Инспектор пригрозил отвезти водителя в милицию для выяснения личности. Из Mercedes вышел мужчина. «Говори все как есть! Что ты из себя строишь?» — сказал он женщине и ушел. Женщину проверили на алкоголь — ничего. Она помялась еще несколько минут и назвала свои настоящие имя, фамилию и год рождения — 1973-й. Выяснилось, что у женщины было два нарушения в 2012 году, в том числе в качестве пешехода. Документы у нее были, но она оставила их дома. Водитель позвонила родственникам, которые живут неподалеку, и те привезли ей документы. Штраф все же пришлось уплатить: за управление транспортным средством без водительского удостоверения и за непройденный техосмотр.

Всего за вечер инспекторы задержали пять «бесправников». Кто-то вовсе не получал водительского удостоверения, кто-то был лишен водительских прав по решению суда. За вождение без права управления транспортным средством предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 20 б. в., а за повторное такое нарушение закона в течение года административная ответственность предполагает штраф от 20 до 50 б. в. Всех нарушителей оформили в соответствии с законодательством.

Уже к концу спецмероприятия остановили первого и, как оказалось, последнего за вечер пьяного водителя на Nissan Murano. Ему грозит штраф от 50 до 100 б. в. и лишение прав сроком на три года. Водитель попался первый раз за год, иначе наверняка лишился бы своего автомобиля. Больше пьяных на дороге не было. Возможно, из-за погоды, а может, кого-то действительно «отрезвляет» риск потерять свою машину, и они не садятся за руль.

Остановили также несколько автомобилей служб такси. У двух были проблемы со страховым полисом. «Для таких машин в страховке в графе „Тип транспортного средства“ должен быть указан А6», — напомнил инспектор.

Основные нарушения в этот вечер — непройденный техосмотр и неоформленная страховка. «В последнее время нарушений, можно сказать, становится меньше. В основном мелкие, — замечает сотрудник ГАИ. — Видимо, и ужесточение ответственности сказывается. А может, погода такая, что не рискуют».

Мы предположили, что, если бы Госавтоинспекция не предупреждала о готовящейся проверке, нарушителей могло бы быть больше. «Наша цель — не выписать как можно больше штрафов. Мы работаем ради безопасности дорожного движения, спокойствия на дорогах. Задача — предупредить нарушение, не допустить аварии. Для этого и проводятся профилактические акции: принцип неотвратимости наказания — очень значимый фактор, сдерживающий безответственных водителей», — объяснил нам инспектор.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by