В Минске проживает порядка 2 млн человек. Также здесь зарегистрировано около 800 тыс. транспортных средств. Плюс приезжие. И каждый день эти миллионы и сотни тысяч передвигаются бок о бок, совсем близко друг к другу. Иногда смертельно близко. Аварии с участием пешеходов происходят очень часто. Это один из самых распространенных видов ДТП не только в столице, но и в целом в стране. Совсем недавно общество будоражили случаи гибели детей под колесами автомобилей. На таких примерах все чувствуется острее. Суд вынес приговоры, виновные отбывают наказания. Но проблема осталась: как при четко прописанных и известных всем и каждому правилах дорожного движения в городе под колесами машин ежегодно гибнут десятки человек? Чтобы разобраться в этом, корреспондент Onliner.by отправился в несколько рейдов с сотрудниками ГАИ. Что из этого вышло, читайте в нашем материале.
Верхом на «зебре»
Среди пешеходов есть мнение, что автомобилисты представляют бóльшую угрозу участникам дорожного движения. Еще бы: автомобиль большой, он может задавить. Соответственно, тот, кто за рулем, уже потенциально виноват. Они не уступают, они «летят» через пешеходные переходы, иногда даже на красный свет. И вообще, управляя средством повышенной опасности, нужно думать.
В опасную ситуацию на переходе хотя бы раз попадал каждый. Иногда водитель-«спешун» не остановится, пронесется чуть ли не по носкам. Иногда неожиданно покажется из-за уже стоящей машины, только успевай отпрыгивать. Но это эпизоды. Мы целый вечер провели на нерегулируемом пешеходном переходе возле городской ратуши, чтобы проверить, какой процент водителей грубо нарушит ПДД.
Меньше, чем можно было представить. При хорошей погоде на освещенном переходе в центре Минска штраф получили всего несколько водителей. Большинство добросовестно пропускали пешеходов. Конечно, если на это было время. Бывает так, что человек идет себе по тротуару, а потом резко раз — и пошел на проезжую часть, даже не глядя по сторонам. Да, формально он идет по «зебре» — значит, не нарушает. Хотя по правилам обязан был убедиться в собственной безопасности.
Часто не уступают подряд по цепочке. Если подойти к переходу и стать на бордюре, ожидая, пока все автомобили остановятся, непременно несколько «проскочит». Проезжает один, за ним другой, пока кто-то первым не начнет тормозить. Не всегда это вызвано «стадным» эффектом — многие водители обоснованно опасаются, что в случае внезапного торможения могут получить удар сзади от следующей машины. Если, конечно, остановку на пешеходном переходе можно назвать внезапной.
Хватает со стороны водителей и откровенного хамства. Проезды на красный свет, через пешеходный переход «по пяткам» пешеходов — всего этого в городе предостаточно. Особенно опасно молчаливое одобрение такого поведения другими водителями. Дескать, раз никому не помешал, значит, можно. В ГАИ на этот счет придерживаются другого мнения: «Есть Правила дорожного движения, в которых четко прописано, как должен вести себя водитель за рулем. Там ничего не сказано о том, что при отсутствии пешеходов можно ехать через переход на красный свет либо пересекать сплошную, если при этом никому не помешал».
Разбаловали?
Пристальный контроль за водителями со стороны ГАИ во многом вызвал обратный эффект. Расслабились пешеходы. Многие почувствовали вседозволенность. Хотя ПДД, предписывая водителям замедляться перед пешеходным переходом вплоть до остановки, ничего не говорят о том, что пешеход может выключать голову и включать режим «бессмертного», как об этом говорят многие водители. На дороге крайне опасно считать, что кто-то кому-то должен. Каждый должен соблюдать правила. А контролируют это сотрудники ГАИ. Бессмысленно пытаться на своем опыте проучить водителя. Иногда доходит до абсурдного. Автомобилисты рассказывают, что пешеходы вполне осознанно рискуют выходить на дорогу перед машиной — дескать, тормози как умеешь, раз обязан.
Совсем скоро начнется велосезон. На дорогах и тротуарах появится множество велолюбителей, к которым, к слову сказать, хватает претензий и у пешеходов, и у водителей.
Ты туда не ходи, ты сюда ходи
В другой раз с ГАИ Партизанского района мы отправились в рейд, чтобы проверить, а соблюдают ли пешеходы простые правила, чтобы затем требовать того же от водителей. В этот раз оштрафованных было куда больше.
Люди шли и, казалось, даже не задумывались о том, что нарушают ПДД. Не видно машин — значит, можно. Рядом школа. Все это видят дети, которые, разумеется, впоследствии поступают точно так же. Всех это устраивает, ведь ничего страшного не случилось. «Когда случится, будет уже поздно. Человека не вернешь, и здоровье не всегда исправишь. Поэтому стараемся работать на упреждение», — отмечают инспекторы. Нарушителям выписывают штраф и приглашают в ГАИ для профилактической беседы. Это принцип. «Если мы просто накажем как можно больше нарушителей, ситуация на дорогах вряд ли поменяется. Каждый человек должен понять, что это его собственная безопасность. Он сам в ней заинтересован в первую очередь. Поэтому объясняем, что нельзя, что опасно. Кому не помогает — мотивируем рублем. И снова объясняем», — говорят инспекторы.
Во время наших рейдов с ГАИ мы имели возможность убедиться в том, что пешеходы боятся штрафа в 180 тыс. сильнее, чем угрозы для жизни при переходе, а то и перебегании дороги в неположенном месте. Многие пытаются доказать свою правоту, спорят:
— Так я же перешел по «лежачему полицейскому»!
— Да, это нарушение. Вы должны были переходить по пешеходному переходу. Он обозначен знаками и соответствующей разметкой.
— И что, только по переходу можно? Здесь же просматривается дорога в обе стороны. Значит, не обязательно…
— Кто вам такое сказал?
— В автошколе…
Многих не устраивает расположение переходов. Они настаивают: рисовать «зебру» нужно там, где ходят люди. Но для такого большого города это не всегда справедливое замечание. Большое количество переходов замедляет общую скорость движения. Как правило, местоположение «зебры» устанавливается в соответствии с проведенным анализом и расчетами.
К тому же очень часто требование нарисовать переход в другом месте не обосновано ничем, кроме нежелания пройти лишних 20 метров. К примеру, на той улице, где мы дежурили с ГАИ, на участке протяженностью 100—150 метров оборудовано три наземных перехода. А нарушителей — пруд пруди. Идут как угодно — по диагонали, между переходами, но никак не по «зебре».
А ведь на таких небольших улицах происходит не меньше, а порой даже больше ДТП с пешеходами, чем на оживленных проспектах. Как правило, широкие дороги с оживленным движениям переходят не по правилам либо пожилые люди, либо пьяные. Подтверждение тому — проспект Победителей напротив Дворца спорта. Только с начала года там уже случилась не одна авария, в том числе смертельная. Это при том, что на проспекте достаточно и подземных переходов, и наземных регулируемых.
Ой, мамочки!
Опасная тенденция: среди нарушителей немало родителей с детьми. Мамы-папы забирают сыновей-дочерей из школы и идут привычным путем через дорогу. Мимо «зебры». Объяснения, которые они дают инспекторам, поражают наивностью. «Ну я же смотрю по сторонам, все вижу», — говорила мама, которая вела за руку первоклашку.
Бабушка другой школьницы устроила скандал. «Расстроили мне ребенка! Ну что здесь такого, не было ведь машин! Ребенок же со мной, что с ним случится?» — кричала она. Девочка в слезы: «Не забирайте бабушку в милицию!» А ведь не милицией нужно детей пугать.
«Вот так и живем, — разводит руками старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Партизанского района Татьяна Сподабаева. — Обошла все школы с профилактическими беседами, с детьми разговариваем, родителям объясняем, что нельзя, что опасно. Нам они кивают головой. А потом — сами видите».
Дело в рефлексах. Ребенок вырастет и будет реагировать так, как его научили. И любые уговоры и беседы тети-инспектора не возымеют никакого эффекта, если с мамой он переходит дорогу как попало. Оживленный проспект, загородная трасса или маленькая улица без машин — нет никакой разницы. Философия пешеходов, которым «море по колено», которые все видят и знают наперед, очень часто приводит к плачевным последствиям.
За то время, пока мы несли службу на улице, на другой стороне объявился добровольный помощник. Какая-то бабушка, вероятно из самых чистых побуждений, предупреждала людей о том, что за проезжей частью следит ГАИ. «Не ходи туда! Иди на переход. Вот там милиция — тебе штраф дадут», — кричала она то и дело прохожим. И многие сворачивали и шли на переход. Берегли 180 тысяч.
Пешеход с правами — больше чем пешеход
Во время рейда с сотрудниками ГАИ мы сошлись на мысли, что пешеходы, у которых есть опыт вождения автомобиля, на дороге очень часто ведут себя куда осмотрительнее тех, у кого водительского удостоверения нет. «Они уже наперед просчитывают ситуацию. Многие читают обстановку как открытую книгу: понимают, с какой скоростью движутся автомобили, какой водитель их увидел, какой не увидел. Водитель и без машины остается водителем. Он никогда не выйдет на проезжую часть, если не будет уверен, что человек в автомобиле его увидел и пропускает. С другой стороны, не везде и сам будет торопиться, даст возможность транспорту проехать. Такая этика поведения», — предположил инспектор.
А есть ли выход?
То, что происходит сегодня на дорогах, — это не война. Это бардак. Здесь нет злого умысла. Нарушают и страдают от нарушений — как чужих, так и своих — не какие-то злодеи и бандиты. Это как раз то, что принято называть головотяпством. Кто-то не подумал посмотреть по сторонам. Кто-то не захотел затормозить, чтобы сэкономить 10 секунд. Такое происходит повсеместно, но большинство замечает это только тогда, когда произошло непоправимое. Сотрудники ГАИ откровенно заявляют: сегодня полностью решить проблему ДТП с участием пешеходов в Минске невозможно. Причем со временем ситуация усугубляется: автомобилей становится больше, скорости повышаются, а поток уплотняется. И пешеходы начинают вести себя более самоуверенно.
И еще вот это ощущение того, что все вокруг всем что-то должны. Водитель должен остановиться и пропустить. Моментально. Пешеход должен ходить там, где должен, и лучше побыстрее. А дети должны быть лучше, чем мы. Хотя планка не всегда высока, а учителя не все образцовые.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by