Конкурент Uber к нам приходит! Сегодня в Гродно запускают мобильный сервис для вызова такси

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
15 мая 2015 в 8:00

Традиционный рынок такси в Беларуси может претерпеть большие изменения. Вслед за Гомелем мобильный сервис Taxify, который является прямым конкурентом всемирно известного приложения Uber, пришел в Гродно. С пятницы в этом городе можно мгновенно вызвать такси через специальную программу. По оптимистичным прогнозам, вскоре каждый третий клиент откажется от привычного звонка в диспетчерскую, а будет использовать для этих целей приложение на смартфоне. В США Uber серьезно подвинул рынок такси. Руководитель одной из минских служб заявил, что готов объявить войну этому сервису. Но с Taxify ситуация другая: эстонский конкурент, который планирует сначала прийти во все областные центры и только потом в Минск, скорее предлагает не замену, а дополнительные возможности. Во всех нюансах накануне запуска мы разбирались на месте, в Гродно.

— Все очень просто. Входите в приложение, которое сразу определяет, где вы находитесь, — демонстрирует экран своего iPhone управляющий Taxify в Беларуси Рао Хассан. — Важный момент: регистрация «привязана» к мобильному телефону. Это сделано по нескольким причинам: во-первых, чтобы исключить ложные вызовы, а во-вторых, чтобы предоставить возможность оставлять отзывы и оценки.

Рао Хассан

Сервис определяет, что мы около драматического театра, бернардинский костел — напротив.

Кстати, очень важный нюанс для таксистов и, соответственно, их клиентов. Вроде бы место одно и то же, но чтобы подъехать к противоположному тротуару, иногда нужно найти разрешенное место для разворота и сделать крюк в несколько километров. Поэтому обычно диспетчер заранее уточняет, с какой стороны улицы находится будущий пассажир такси, начинаются мучительные расспросы вроде: «А какой номер дома? Что находится рядом? Что за спиной?»

На экране телефона появляется список из доступных автомобилей. Доступные — это те, которые находятся в определенном радиусе от нашего местоположения (обычно 2—3 километра). Расстояние, которое водитель готов проехать за клиентом, определяется самим таксистом.

— Вот, например, Seat Cordoba, — продолжает Рао Хассан. — Кроме марки и модели автомобиля указано число пассажирских мест, год выпуска машины, пробег, тариф и предполагаемое время прибытия.

Это еще одно преимущество перед традиционным заказом по телефону. Обычно клиенту говорят, мол, через 7 минут приедет Volkswagen Passat синего цвета. То есть выбора у пассажира нет, или же условия ты должен назвать заранее. С Taxify все немного по-другому.

У таксиста есть всего 30 секунд, чтобы подтвердить заказ. Кажется, немного, но достаточно для того, чтобы подтвердить или отменить заказ и не заставлять клиента ждать.

Но водитель Seat отвечает быстро. Теперь ему можно позвонить. Правда, через несколько секунд он сам набирает наш номер, чтобы уточнить детали.

— А если водитель в течение этих самых 30 секунд проигнорирует сигнал от клиента или откажет в вызове?

— В таком случае пользователь получит уведомление «К сожалению, водитель не ответил на заказ» или «К сожалению, водитель не может принять вызов» и вернется к списку других доступных такси, — рассказывает управляющий Taxify в Беларуси. — Забегая вперед, замечу, что в Гомеле, где мы работаем уже два месяца, 94% заказов были завершены успешно.

Taxify позиционирует себя как мгновенное приложение. Забронировать заказ заранее невозможно, но в онлайн-режиме ты получаешь полную информацию о такси в округе и их характеристиках. Точно так же смартфон обновляет данные о передвижении автомобиля — можно рассчитать, когда спускаться к подъезду. Это очень поможет в плохую погоду.

— По окончании поездки у пассажира уже складывается определенное впечатление о конкретном таксисте и его машине, — продолжает Рао Хассан. — Приложение предложит дать оценку и оставить комментарий. На основе этого формируется рейтинг. Точно так же водитель может оставить отзыв о пассажире. Определенная группа клиентов умудряется не оплачивать проезд, может испортить автомобиль или быть просто грубой. Благодаря оценке клиентов водители такси могут сформировать данные о потенциально конфликтных пассажирах.

Как показывает опыт, довольные клиенты редко оставляют отзывы. А вот если таксист нахамил или в салоне было грязно, то даже не сомневайтесь — негатив последует. С каждым отрицательным отзывом (в том числе оставленном в соцсетях) работает специальный сотрудник. При расследовании конфликта он последовательно узнает позицию двух сторон и технические данные о поездке.

Обратная связь — еще одно преимущество приложения. На основе этой информации можно узнать, насколько эффективно работает тот или иной водитель. Для таксистов же это стимул предоставлять хороший сервис, быть вежливыми и следить за состоянием автомобиля. В худшем случае водителя (равно как и клиента) могут заблокировать в системе — как на несколько дней, так и на постоянной основе.

Разработчики собирают критику и о самом приложении. Есть мнение, что оно могло бы иметь расширенный функционал. Раньше сервис Taxify действительно предлагал больше возможностей: например, просчитывал расстояние, сопоставлял с тарифами и выставлял сумму, которую придется потратить. Однако в Беларуси даже если знаешь стоимость одного километра и посадки, все равно итоговая сумма за поездку определяется таксометром согласно текущему регулированию на рынке.

— Были также другие второстепенные опции (наличие кондиционера, детского кресла, кожаного салона и т. д.), от которых решили отказаться в пользу простоты и удобства приложения, — объясняет наш собеседник. — Пользователь имеет дело с одним окном и, по сути, с одной кнопкой, которая появляется последовательно: «поиск — позвонить — ставить оценку». Дополнительный функционал делал бы программу тяжеловесной. Статистика же показывает, что многие у нас пользуются бюджетными смартфонами, которые бы не потянули ее. Кроме того, по моим личным наблюдениям, белорусам чрезвычайно важна простота сервиса. Они могут удалить приложение только потому, что там английский язык, и даже не будут пытаться как-то изменить его в настройках.

Но принципиальное отличие Taxify от Uber — в том, кто выступает в роли таксиста. Первое приложение работает только с зарегистрированными перевозчиками. Это позволяет иметь дело с проверенными людьми и быть спокойным за безопасность пассажиров. Второй сервис предлагает регистрировать в качестве таксистов и обычных водителей. В международной прессе регулярно появляются сообщения о скандалах, связанных с изнасилованиями, грабежами и хулиганством. Во многом из-за этого Uber столкнулся с существенными ограничениями в Германии и Испании.

По словам Рао Хассана, у современных технологических проектов, таких как Uber, есть огромный disruptive-потенциал, подрывающий привычные правила игры на рынке. В основном эта «разрушительная мощь» направлена на изменение условий в сегменте в пользу индивидуального пользователя и в целом воспринимается положительно. Однако в некоторых отраслях, включая такси, важную роль играет безопасность клиента, и отсутствие контроля несет в себе определенную угрозу.

— А как реагируют на появление нового игрока на рынке в Беларуси? — интересуемся.

— Некоторые диспетчерские восприняли и воспринимают нас если не враждебно, то настороженно, — признает Рао Хассан. — Но это ошибка. В Эстонии, которая является нашим основным рынком и где сервис присутствует два года, мы получили много любопытного материала. Оказалось, что диспетчерские, работавшие с Taxify, благодаря приложению получили на 40% заказов больше. Причем это не краткосрочный эффект. Скажу больше: традиционным диспетчерским в ближайшем будущем вымирание не грозит. Даже на развитых рынках число заказов, поступивших по телефону, остается в рамках 70%.

Рынок перевозок в Беларуси во многом определяет жесткая регуляция. Поэтому Taxify работает только с легальными таксистами при поддержке диспетчерских служб. В Гродно это 163 «Карета». На первой стадии тут прошли 80 водителей, в будущем пройдут еще 40. Это сделано для того, чтобы простимулировать таксистов — они должны увидеть, что приложение работает.

Гродненские таксисты рассказали о первых впечатлениях: «Приложение простое, удобное. Научились обращаться буквально за пять минут. Чего ждем? Да больше клиентов! Думаем, молодежь будет ездить. А вот насчет пожилых людей сильно сомневаемся».

Специфика гродненского рынка служб такси — поездки за город. На дачу можно добраться на машине за десять минут. Многие предпочитают быструю поездку с комфортом, чем медленную и дешевую. В остальном тут как везде: в выходные пик заказов, больше всего клиентов вечером в пятницу.

Но как гродненцы узнáют о Taxify? Была выбрана рекламная кампания по гомельскому опыту. Она включает комплекс традиционных и онлайн-каналов.

— Насколько эффективно? — переспрашивает управляющий Taxify в Беларуси. — Лучше назову несколько цифр. В Гомеле за первые выходные после запуска зарегистрировались 600 человек. Для сравнения: другое приложение за месяц набрало менее 500 заинтересовавшихся. На данный момент у нас более четырех тысяч пользователей в Гомеле. Каждая неделя собирает больше заказов, чем предыдущая. В планах — улучшение относительных показателей. Например, мы добиваемся того, чтобы не было мертвых зон, а покрытие радиуса составляло более 80% городской территории.

К слову, некоторые службы такси уже имеют свои приложения. Так зачем им еще одно, чужеродное? Специалист поделился с нами некоторыми соображениями: «Грубо говоря, есть два сценария с выходом программы для такси на рынок в регионах. Первый — это покупка готового приложения у украинских или российских разработчиков. Однако получение прав на программный продукт не решает задачи его продвижения на рынке: как правило, службы такси не обладают отдельным бюджетом для работы с новой аудиторией. К тому же такой проект является дополнением к широкому списку других задач, с которыми приходится сталкиваться диспетчерской. Таким образом, у них не получается осуществлять полноценную поддержку приложения. Другой, более амбициозный подход — это попытка создать программу собственными усилиями. Такой проект забирает у диспетчерской значительный ресурс времени и денег, прежде всего времени. Оптимальным решением для диспетчерской является сотрудничество с уже готовым продуктом, который помогает с технической, клиентской поддержкой. Безусловным преимуществом Taxify является бизнес-модель, включающая в себя маркетинговую активность, а не только предложение программного продукта. С Минском ситуация несколько иная: в столице есть 5—6 служб, имеющих свои онлайн-сервисы, которые уже были активны на момент выхода компании на рынок Беларуси».

Именно потому Taxify сначала осторожно стал прощупывать почву в регионах, планируя прийти в столицу уже с некими конкурентными преимуществами. «Начали с Гомеля, потому что там более полумиллиона жителей, — говорит Рао Хассан. — Сейчас пришли в Гродно. Есть мнение, что он, как западный город, является более продвинутым в плане потребления, а его жители более активны на рынке и готовы принимать новые технологии. Что ж, пришло время в этом убедиться. Впрочем, есть компании, готовые сотрудничать и в Могилеве, и в Витебске».

Приложение Taxify явно претендует на роль лидера рынка. Это такая дополнительная возможность для людей, которые привыкли проводить платежи, общаться и получать прочую информацию через смартфон. Возможно, сервис даже повлияет на привлечение в легальную сферу «бомбил», которые не хотят иметь дел с диспетчерскими.

Читайте также: Гомельским пользователям мобильного приложения снизили цены на такси. В планах Гродно и Могилев

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by