Эксперт: «Подсчитано, что пользование такси и арендным авто дешевле владения собственным. Экономия — $13 тысяч за семь лет»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский
31 августа 2015 в 8:00

Довольно спорное и диссонирующее с представлением большинства суждение высказали представители минского офиса компании Sixt: «Владеть личным автомобилем дороже, чем пользоваться чужими: такси и арендными». Специалисты делают оговорку: тезис подходит для городского жителя, который проезжает ежедневно не более 40—50 километров по маршруту дом — работа — дом, иногда заглядывает в супермаркет. На самом деле офисных работников действительно немало, хватает и тех, кто на выходных не уезжает дальше пригородного озера или речки. Однако в высказанное мнение все равно верится с трудом. В ответ на недоверие компания предоставила цифры статистики. По расчетам специалистов экономия за семь лет составила чуть более $5000 — и это минимум, если не вкладывать деньги в оборот.

В чем заключается суть вычислительного эксперимента? Один из сотрудников фирмы задался целью посчитать все затраты на машину. Если в нашей статье «Простая арифметика» мы исходили из примерных расчетов, то в этом случае автомобилист был предельно скрупулезным — он завел отдельный блокнот, в который вносил данные о буквально каждой копейке: от мойки до заправки, от ремонта до платы за парковку. В конце каждого года он подводил итоги, подбивал общую сумму. В его распоряжении был Mercedes E-Class 2000 года выпуска, о приобретении которого он, после анализа получившейся таблицы, пожалел, так как потратил больше денег, чем если бы пользовался такси и арендной машиной. Траты распределились следующим образом:

Чтобы высчитать общую сумму, вложенную во владение собственным автомобилем, к $9115 добавили стоимость (на момент покупки) самого Mercedes. В итоге обладание машиной обошлось молодому человеку в $24 865 за семь лет, и это без учета потерь времени.

Исходя из данных ежедневного пробега, водитель условно разделил все поездки на близкие (до 150 километров) и дальние (больше указанного расстояния). Это было сделано для того, чтобы определить, когда был смысл воспользоваться такси (для коротких поездок), а когда — арендным автомобилем. В этом разделении есть доля субъективности, ведь «наши люди из Минска в Барановичи на такси не ездят». За такую поездку придется отдать около 1 миллиона рублей, сообщили в одной из городских служб-перевозчиков. Владелец Mercedes подсчитал, что за семь лет дальше 150 километров от Минска он уехал всего 27 раз, преодолев 10 617 километров. В принципе, это можно назвать средним показателем для обычного столичного офисного работника.

Ну а после уже начались расчеты выгоды и потерь. Пробег на короткие расстояния составил 35 133 километра. На работу и обратно, в магазин, а также недалеко за город (на отдых по выходным) вполне можно доехать на такси. Учитывая, что тариф составляет в среднем $0,43 за 1 километр, за семь лет набегает сумма в $15 224. Для тех 27 дальних поездок можно было взять машину в аренду, на что ушло бы $4488 с учетом топлива. Путем элементарного сложения выходит, что на пользование чужими автомобилями было бы потрачено $19 712, тогда как за то, чтобы кататься на собственном Mercedes, минчанин отдал $24 865. Так и вышла сумма в $5153. На этом автовладелец не остановился и задумался над таким эфемерным для многих понятием, как недополученная прибыль. Мысль проста: сколько бы я получил, если бы вложил потраченные на покупку и обслуживание Mercedes E-Class деньги в банк. Заработок в таком случае составил бы около $8,5 тысячи, а общий убыток от владения машиной — $13,8 тысячи.

«В Германии автомобили покупает намного меньшее количество людей, чем в нашей стране, в основном прибегают к аренде и лизингу, — уверяют в Sixt. — Мы будем стараться постепенно менять представление соотечественников об этом рынке. Менталитет белоруса — „чтобы у меня было“. Однако финансовыми расчетами по принципу „чтобы мне было выгодно“ практически никто не занимается. По-прежнему, несмотря на обвал цен на рынке новых моделей, автомобиль считается статусным приобретением. Думаем, и наш народ придет к пониманию, что машина, простаивающая большее время, катастрофически дешевеющая с каждым месяцем, не говоря уже о трате времени и нервов, — не лучшее вложение. Когда белорусы станут проще относиться к вещам — а именно вещью автомобиль и является, — тогда, надеюсь, они вспомнят о цифрах, озвученных выше. Не берем на себя роль проповедников, но предполагаем, что в ближайшие лет пять Беларусь придет к такому мировосприятию и отношению к транспортным средствам. За полтора года нашей работы количество клиентов увеличилось на пятую часть. Сейчас 80% — это иностранцы, треть из них — россияне. Взять на выходные (с пятницы до понедельника), например, Skoda Fabia (второго поколения) стоит €136 (с учетом страховки), Volkswagen Passat (2014 г. в.) — €261. Разрешен выезд за границу, пробег не ограничен».

Предполагаем главный контраргумент касательно подобных расчетов — а именно удобство. Своя машина всегда находится неподалеку — как говорится, «сел и поехал». За арендной же нужно куда-то отправляться, оформлять бумаги. Однако в компании утверждают, что весь процесс выбора автомобиля, даты и расчетов давно переведен в интернет, данные заполняются в сети. Местом отправления может стать либо офис, либо крупные отели Минска, либо аэропорт — по желанию клиента машина может быть доставлена в любую точку столицы за €12.

В ближайшем будущем «проблему близости» арендного автомобиля собираются свести к нулю. Не так давно в Европе стартовала программа DriveNow, разработанная Sixt, BMW и Mini. Ее воплощение напоминает прокат велосипедов в центре Москвы: взял машину в одном месте, оставил в другом, платишь за время поездки либо за то, что она тебя «ждет», найти ближайший свободный автомобиль можно благодаря специальному приложению на смартфоне. С его же помощью (нажатием кнопки) открывается дверь, двигатель запускается на приборной панели, топливная (или зарядная — для электромобилей) карта лежит в бардачке. Звучит как нечто нереальное, однако система уже работает в Лондоне, Вене, Сан-Франциско, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, Кельне, Гамбурге. Более подробно о работе каршеринга можно будет прочитать в нашем репортаже из Берлина, который скоро выйдет в рубрике «А как у них?».

Это пилотный проект, но специалисты по аренде машин возлагают на него большие надежды. Возможно, лет через 10—15 такая услуга доберется и до Беларуси. Конечно, если наши водители захотят освободить себя от необходимости иметь свой личный автомобиль.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by