Поляки, как и белорусы, очень любят автомобили и скорость. Но тенденция такова, что в городах соседней страны поток постоянно пытаются замедлить, а машины — отвадить от центра. Это заметно во всем: в организации платных парковок, перекрытии движения в центральной части, даже в полусферах на тротуарах. Словом, в растущем удобстве для пешеходов и неудобстве для автомобилистов. Читайте наш репортаж об особенностях организации дорожного движения в Варшаве.
Польша явно живет с оглядкой на своего западного соседа. Подражает Германии она и в автомобильном смысле. В последние годы появилась сеть очень достойных автобанов. Многие ведут прямо к сердцу страны — Варшаве. Навигатор даже не знал, что возле столицы проложены новые трассы, и чуть не запутал нас. Несмотря на весь масштаб и сложность развязок, правильную дорогу все же удалось найти — помогли указатели.
Система навигации в польских городах вообще достойна только похвалы. Мы настолько к ней привыкли, что инстинктивно искали сине-красные таблички с указанием улиц. Заблудиться очень сложно!
Широкие улицы достались городу по наследству. Поляки с ними поступают двояко: или заужают, или максимально изолируют от пешеходов. Поэтому в Варшаве можно встретить довольно много ограждений, особенно возле трамвайных линий. Металлические конструкции в буквальном смысле непролазные: перемахнуть не получится, ногу не поставишь. При этом эстетика не пострадала. Все выглядит прилично.
Во время движения по городу поймали себя на мысли, что водителя все время куда-то направляют, он словно находится в стесненных условиях. Нет излишка свободы, а следовательно, искушения поопережать, пошарахаться из полосы в полосу.
Иногда светофоры размещают очень низко. Это необычное для нас решение. Хотя, например, во Франции весьма распространенный прием.
Если пешеходу нужно пересечь широкую дорогу, то задачу максимально упрощают. Например, делают поэтапный переход. Он может быть в виде стандартного островка безопасности. Причем выделенного конструктивно, а не только разметкой.
В случае когда улица слишком широкая, таких островков может быть целая серия. Разумеется, светофоры настроены тоже по-особенному. Человеку дают столько времени, сколько ему нужно, чтобы пересечь дорогу не ускоряясь. А машины стоят...
О культуре проведения ремонтных работ надо сказать особо. Нельзя не обратить внимание, как обустроены временные пути для автомобилей и пешеходов. Все указано разметкой, есть мостики, никого в обход ходить не заставляют. В этом поляки все больше походят на немцев, которые все делают строго по инструкции: «Яма должна быть огорожена по периметру на расстоянии в 5 см, значит, на 5 см и ни сантиметром больше!»
Город активно заграждается от автомобилей. На тротуарах появляются бетонные полусферы, немногим красивее, чем в Минске.
На тротуарах часто используются фигурные столбики, верхний шарик которых покрыт световозвращающей краской. Эта мера используется обычно там, где есть искушение припарковаться: возле пешеходных переходов и на углах перекрестков.
А вот очень символичный ощетинившийся барьер. Водителям не дают права на ошибку: попробуй только повреди шлагбаум!
Машины ограничивают не только с помощью ограждений, острых зубьев и эвакуаторов. Самая действенная мера — деньги. В центре города в будний день бесплатного местечка не найдешь. В то же время в выходные стоянки пустые, хотя в уик-энд паркомат не требует злотых.
Водители привыкли. Паркуются не по правилам довольно редко. Автомобили аккуратно «спрятаны». Любо-дорого посмотреть. И движению не мешают!
Только не надо думать, что на улицах встречаются сплошь аккуратные машины. Иногда попадается откровенный автохлам, которому место точно не в центре города.
А вот такси в основном ухоженные, садиться в них приятно. Стоянки находятся в «карманах».
То, как может выглядеть зона kiss and ride, представлено в районе, где расположены гостиницы и магазины.
В центре города предусмотрена стоянка для зарядки электромобилей. В этом смысле Варшава в тренде.
Вблизи кондоминиумов все охотнее используют экопарковки. Каждое место подписано фамилией собственника. Никаких цепей и заграждений. Нечто подобное пытались внедрить в Минске. Перед укладкой плит предварительно делают дренаж из песчано-гравийной смеси. Площадку можно засадить травой. Автомобиль, заезжая на парковку, не повреждает корневую систему травы. И практично, и эстетично!
В Польше очень развит байкшэринг. Чтобы взять велосипед напрокат, достаточно позвонить по указанному номеру. Оплатить также можно с помощью мобильного телефона. Предполагается, что арендатор оставит байк на любой специализированной велопарковке. Распределяют велосипеды сотрудники фирмы, которые перемещаются на бусе.
Велодвижение вовсю поощряется. Особенно это заметно в центре города, где есть велодорожки, обозначенные другим цветом асфальта, специальные велосветофоры и т. д.
Некоторые улицы в центре и вовсе перекрывают. Они отданы на откуп пешеходам и велосипедистам. Заезд автомобилей туда разрешен только в случае крайней необходимости. За водителями следит полиция. А горожане и туристы наслаждаются бесплатным интернетом и музыкальными скамейками. Как-никак мы на родине Шопена (он родился близ Варшавы).
На тротуарах предусмотрена специальная плитка для незрячих. Инвалидов не бросают на полпути, а последовательно ведут к переходу.
Основа общественного транспорта в Варшаве все-таки трамвай, который ходит часто и связывает центр города с отдаленными микрорайонами. Ездят как старые вагончики, так и новые составы.
Купить талончик можно в автомате. При заходе в общественный транспорт его придется «прокомпостировать».
Метро состоит из двух линий общей протяженностью в 30 км. Обратите внимание на систему навигации в подземном переходе.
Нужно ли говорить, что автобусы довольно комфортабельные и четко ходят по расписанию?
Варшава, в которой живут почти два миллиона человек, не оставляет впечатление города, который подавляет пешехода и вынуждает пересесть на автомобиль. Здесь многое делается для того, чтобы горожане пользовались велосипедами и общественным транспортом. При этом задача водителей максимально упрощена, а передвижение на машине доставляет удовольствие. По крайней мере, по выходным. В будни город часто стоит в пробках, поэтому многие водители предпочитают специально планировать маршрут, чтобы попасть в польскую столицу ночью и не убить здесь несколько часов.
...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by