«Дакар» изнутри: как устроен самый суровый марафон мира

Автор: Андрей Журов
18 января 2016 в 10:58

Нынешний «Дакар», несмотря на скомканное начало (авария после подиума, да еще капризы погоды), стал одним из самых сложных марафонов за последние годы. Более 9 тыс. километров бездорожья, горы, дюны, высохшие русла рек... Для полноты картины вспомним о сильнейшем ливне и аномальной жаре. Но жизнь кипела и вне трассы: около половины времени гонщики провели на бивуаках — в однодневных «муравейниках». Как были устроены «города гонщиков» и что происходило между заездами?

Бивуаком может стать почти любой объект — недействующий аэродром, заброшенный автопарк или военная часть. Во время гонки эти территории «оживают» — около 2,8 тыс. человек что-то ремонтируют, куда-то бегают, о чем-то болтают. А уже через день, когда бивуак покидает последний экипаж, эти места вновь погружаются в безмолвие.




Многие опасались, что в этом году марафон будет немноголюдным — мол, мировой кризис подкосил даже именитые команды. Тем более что вступительные взносы нешуточные: в частности, для «МАЗ-СПОРТавто» они составили 330 тыс. евро. И все же гонщиков это не остановило: нынешний «Дакар» собрал представителей более 60 национальностей.


Чтобы обеспечить логистику во время гонки, организаторы задействовали 60 внедорожников, 50 грузовиков, 10 автобусов, 12 вертолетов и 7 самолетов. Даже саммит «Большой восьмерки» проходит скромнее!


Во время гонки одновременно функционирует два бивуака: пока в одном команды сворачивают палатки, в другом готовятся к встрече гонщиков и журналистов.


Особое внимание уделяют вопросам безопасности. Попасть на бивуак можно только по браслетам или беджам, в которые встроен чип с персональной информацией (имя, фамилия, возраст, группа крови, название команды или номер экипажа).


Одно из центральных мест на бивуаке занимает офис организаторов, выполняющий также функцию информационного центра. Именно отсюда ведется координация всех действий во время гонки. «Картинку» организаторы получают от своих представителей на контрольных точках, а также с проносящихся вдоль маршрута вертолетов.




Еще один павильон отводится под медиацентр, где работают аккредитованные журналисты. По сути, речь идет о рабочих местах c Wi-Fi-доступом. Но не все так гладко: на высокогорных бивуаках связь была плохой, а интернет с трудом позволял отправить даже электронное сообщение.


Для экстренной помощи на бивуаке предусмотрен медицинский центр. В нем работают врачи разных специальностей со всего мира, двое из которых свободно говорят по-русски. Обычно в лазарет идут, когда распухла рука или появились признаки солнечного удара, но обращаются и с более серьезными симптомами. Качество «дакаровской» медпомощи белорусскую команду устраивает, поэтому на этот раз спортивного медика брать с собой не стали.





Кормят участников ралли в столовой, причем бесплатно. На бивуаке не найти более оживленного места — неслучайно доска объявлений находится как раз у входа в объект общепита, который работает круглосуточно. Завтраки начинают подавать «с петухами» — с четырех часов утра, обеденные блюда поспевают ближе к двум, а на ужин предлагают подтягиваться после семи. Правда, режим работы может меняться в зависимости от этапа.





Принцип работы столовой вполне традиционен: берешь поднос и кладешь то, что выбрал. Блюда также хрестоматийны: говяжьи стейки, гамбургеры, макароны с сыром, каши, пирожные и фрукты — в основном дыни. Из напитков — чай, кофе, газировка. Экипажам, выходящим на этап, также причитается сухпаек: чипсы, мюсли, шоколад и паста с овощами.




Едят гонщики мало — заглядывают в столовую только на ужин. По крайней мере, белорусские экипажи завтрак и обед обычно пропускали, находясь в это время в пути. Некоторые с трудом привыкали к местным перченым блюдам: например, Сергей Вязович каждый год возвращается на родину исхудавшим — сказываются как перегрузки, так и отсутствие аппетита.


Биотуалеты и душевые в зависимости от бивуака имеют разное исполнение и положение. Встречаются как стационарные уборные, так и мобильные санузлы — всегда по-разному, отмечают в команде.

Палатки стараются ставить ближе к столовым и душевым, чтобы не тратить время на прогулки. Площадки никто не распределяет — действует принцип «кто первым приехал, тот и занял». Команды даже заранее отправляют на новый бивуак гонцов, чтобы не оказаться на периферии.





В день отдыха работает прачечная. Спортсмены могут сдать свою форму и к вечеру получить обратно. В частности, Александр Василевский смог постирать свой гоночный комбинезон за 335 аргентинских песо, что равнозначно 500 тыс. рублей.

На бивуаке также есть сувенирные лавки, где продают продукцию с дакаровской символикой — в основном футболки, кепки и брелоки.

Имеются здесь и свои традиции. Одна из них — разводить вечером большой костер вблизи столовой. Колорит создают местные музыканты, исполняющие национальные песни. «Ощущение непередаваемое: все подтягиваются к костру, царит атмосфера уюта и единения. На этапе все друг другу конкуренты, на бивуаке — друзья. В этом особенность ралли-марафона», — подчеркивают в «Альфа-Банке», партнере команды «МАЗ-СПОРТавто».




Белорусская команда представлена на «Дакаре» не только тремя боевыми автомобилями. С собой также взяли три машины технического сопровождения, а еще тягач для перевозки крупных запчастей. Впервые белорусская команда взяла с собой автодом: в нем семь полноценных мест, подобно полкам в купейном вагоне поезда. Иногда мазовские экипажи, чтобы не тратить время на переезд в гостиницу и обратно, ночевали именно здесь.


Экипажи обычно ночуют в гостиницах, а механики — на бивуаке. Отели встречаются разные — от ночлежек мотельного типа до фешенебельных гостиниц. На сон у белорусских гонщиков, как правило, оставалось всего несколько часов. Причем вздремнуть можно лишь после того, как машины готовы к следующему этапу. Механики чаще всего в отель не едут: стараются поспать во время переезда на бивуак следующего города.


Местные жители встречают гонщиков как знаменитостей. Почти две недели аргентинцы и боливийцы живут «Дакаром»: смотрят трансляции, отслеживают перемещение экипажей в интернете и приветствуют участников на улице. Кстати, помимо команд, организаторов и журналистов, весь маршрут проезжают болельщики и туристы. Для них обустроены специальные зоны отдыха.


«Дакар» продолжает оставаться поистине мужской гонкой. Всего около 20 женщин приняли участие в нынешнем ралли-рейде. Для одной из них соревнования закончились плачевно: китайская гонщица Го Мэйлин на Mini не справилась с управлением во время пролога и влетела в толпу зрителей. Пострадало более 10 человек, трое из которых оказались в больнице в тяжелом состоянии.

Даже на бивуаке женщин можно пересчитать по пальцам. Пилоты, штурманы, механики, да даже местная обслуга — преимущественно мужчины. Выдержать постоянные переезды, недосыпы, перепады температур и высот сможет далеко не каждая девушка.


Кстати, самому молодому участнику «Дакара» всего 18 лет. Американец Шелдон Крид ехал на внедорожнике, но на восьмом этапе решил срезать маршрут, за что был тут же дисквалифицирован. Самый пожилой гонщик — 74-летний Йошимаса Сугавара на грузовике Hino: несмотря на преклонный возраст, его экипаж закончил ралли на 13-м месте.

Владельцем белорусской команды выступает Минский автозавод, партнером — «Альфа-Банк»(Беларусь). Ралли-рейд «Дакар-2016» проходил по территориям двух стран — Аргентины и Боливии. Началась гонка 3 января в Росарио, а завершилась 16 января в том же городе. За это время гонщики проехали около 9 тыс. километров в условиях бездорожья, высокогорья, каменистых участков, каньонов, солончаков, песчаных дюн и барханов. Всего в соревнованиях приняло участие 55 экипажей, из которых 41 добрался до финиша.




Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by