Авария на улице Ванеева в Минске нам показалась интересной с точки зрения детального разбора обстоятельств вовсе не потому, что там столкнулись два автомобиля премиум-класса. По ПДД вроде бы все ясно: BMW X5 разворачивался и не пропустил встречный Mercedes C-Class. Но Юрий Краснов считает, что активную роль перед ДТП играл вовсе не водитель кроссовера... С нашим экспертом мы выехали на место происшествия и в деталях проанализировали обстановку.
— А знаете перевод песни, которая играла у автора видео? — наш эксперт начал с небольшого офтопа. — С помощью приложения для распознавания мелодий выяснил, что это песня I Am группы Godsmack. Так вот там поется: «Это не жизнь для меня, и не путь, по которому я хочу идти, и позволь мне сказать, смерть придет, когда я буду хорошо готов». А потом ба-а-ах!
По традиции разбор начинаем с осмотра места происшествия. Перед нами не совсем обычный перекресток. Он имеет Х-образную форму и несколько вытянут: расстояние между двумя светофорами больше, чем обычно. Это создает иллюзию, что можно успеть повернуть налево или развернуться перед встречными автомобилями.
По обе стороны улицы находятся гипермаркеты. К тому же это часть радиальной магистрали. Так что движение тут всегда оживленное.
Сравнительно недавно здесь оборудовали островок безопасности, установили ограждения. Этот прием широко распространен в Западной Европе. Безопасность пешеходов существенно повышается, им не так страшно остановиться посередине дороги, люди чувствуют защиту. Вместе с тем пространство «забрали» именно у машин: сузили половину проезжей части, где произошло столкновение. Осложняется все расположением остановки общественного транспорта.
— Смотрите, вот разворачивается автомобиль, — обращает внимание наш эксперт. — Если водитель слишком медленно закрутит руль или слишком быстро поедет, то будет бояться удариться колесом в бордюр. Это тоже фактор, который надо учитывать.
Вместе с тем выделен карман для поворачивающих налево и разворачивающихся, то есть маневр регламентирован и поддерживается организацией дорожного движения. Но нет дополнительной секции светофора. Напомним, в Германии этот вопрос решен просто: выделенная фаза и никаких гвоздей! То есть немцы безопасность ставят выше пропускной способности.
Сначала представляем ситуацию с позиции водителя BMW X5. «Он не на скорости подъезжал к перекрестку, а стоял на светофоре, — Юрий Краснов сам сел за руль. — Мы тоже остановились на красный. И смотрите: такая же ситуация — на встречной полосе тоже в среднем ряду стоит Peugeot. Водитель кроссовера начал движение на зеленый, и ему пришла в голову мысль, что можно успеть развернуться. Ну-у-у, не знаю. Я бы не стал разворачиваться. В этот момент Mercedes как раз успел перестроиться в правую полосу и „спрятаться“ за „каблучок“».
Если внимательно просмотреть, в определенный момент водитель BMW несколько замешкался. Кажется, можно было стартовать чуть быстрее, и тогда был бы шанс успеть до появления Mercedes, хотя все равно было бы опасно.
Однако, как отмечает эксперт, ключевой ошибкой было время совершения маневра: «Водитель начал разворачиваться резко, энергично, как настоящий мужчина, а потом вдруг увидел бордюр, возникли сомнения, что впишется в разворот, и запал пропал, ну и тут как раз вылетает Mercedes».
Но почему он не заметил Mercedes? «Ему могли немного, но все же перекрывать обзор стойки светофоров, несколько знаков и так далее. Плюс импульс. Думаю, он принял решение внезапно, ведь Peugeot ехал спокойно, он перед ним успевал совершить маневр. Вот почему нельзя следовать таким резким желаниям: он не ожидал увидеть Mercedes. Водители, если навстречу едет одна машина, всегда бойтесь появления из-за нее другого автомобиля».
Теперь меняем позицию. Едем по направлению Mercedes C-Class.
— Вообще так, как зафиксировано на видео, на Mercedes ездить нельзя! — считает Юрий Краснов. — Эта машина — твой личный кабинет релаксации. На нем нужно передвигаться спокойно. А если вам есть куда торопиться, то купите BMW. Но Mercedes надо управлять, наслаждаясь жизнью. А что мы наблюдаем на видео?
По мнению эксперта, некоторые события не включены в ролик: «Думаю, автор видео с Mercedes где-то зацепился. Потому что автомобиль, в котором был установлен регистратор, остановился в крайней левой. А купе на красный свет заехал на стоп-линию. Видимо, ему так сильно хотелось поскорее стартануть. Но потом он увидел, что товарищ из крайней левой тоже нормально разгоняется, и он принимает решение уйти вправо. Ребята, если вы так ездите, то изначально вызываете к себе негатив. На YouTube есть подборки, которые называют „Мгновенная карма“. Этот случай наверняка попадет в такой ролик».
Юрий Краснов перечислил нарушения ПДД водителя Mercedes: во-первых, когда еще горел красный, он пересек стоп-линию, во-вторых, без подачи сигнала указателем поворота выехал в правый ряд, в-третьих, перестроился в крайний правый ряд для опережения при трех полосах в одном направлении.
— Зачем? Ты показываешь, что всех не уважаешь? — недоумевает эксперт. — Понятно, он хотел доказать, что умеет быстро ездить. Но мы-то знаем народную мудрость: «Тише едешь — дальше будешь», «Спешка нужна при ловле блох», «Быстро только кошки родятся», «Не спеши, а то успеешь» и так далее. Но по факту он создал условия, когда был закрыт обзор. В результате BMW поперек дороги, справа столб. Возможно, он и успел бы остановить машину, но у любого водителя при наезде колесом на бордюр следует реакция: отпусти тормоз. Если честно, у меня впечатление, что это не его машина была...
Как бы то ни было, на наш взгляд, аварию легко предотвратить с помощью обычных мер по организации дорожного движения. В этом смысле немецкий метод простой и эффективный: дополнительная стрелка с выделенной фазой. При этом секция в режиме ожидания (для поворачивающих налево и разворачивающихся) должна быть обозначена понятным способом — красным кружком.
Вам также будет интересно:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by