Где найти шиномонтаж с гарантированно качественной работой? Количество мнений, высказываемых во время споров, исчислению не поддается. Как и в случае с поиском достойного СТО, на каждый положительный отзыв тут же найдется десяток негативных. Как быть? Минчанин Дмитрий решил эту проблему довольно неординарным способом: взял и сделал станцию шиномонтажа в своем гараже. Спрóсите, ну и что здесь такого? В любом гаражном кооперативе найдется не один десяток Кулибиных, которые за железными воротами крутят гайки и зарабатывают этим. В данном случае ситуация иная. История о том, что может получиться из, казалось бы, не самой романтичной затеи, которая тем не менее воплотила мечту в реальность, — в этом материале.
На окраине столицы находится один из гаражных кооперативов. Здесь около трех лет назад Дмитрий купил себе бокс. И, как говорится, понеслось.
— Сколько себя помню, очень хотел гараж. Не такой, каких подавляющее большинство, а с современной отделкой, чистый, уютный. Я видел в нем даже диван. Мечтал, скорее, о мастерской, в которой мог бы не только заниматься ремонтом автомобиля, но и что-то мастерить. А еще с детства я засматривался на красоту автомобильных колес. Помню, идешь мимо машины, увидишь какие-нибудь необычные диски — подойдешь, со всех сторон осмотришь…
— Как вы начали работать в этой сфере?
— Начиналось все не сразу, я ведь по профессии строитель, а не автослесарь. Мое образование — промышленно-гражданское строительство. Этим на жизнь себе я и зарабатывал. Гаражная мечта все это время была где-то рядом, но мечтой не прокормишься, и я продолжал работать в сфере строительства. Так все и шло, но довольно сильно один за другим подкашивали кризисы. С каждым новым экономическим ударом основной заработок все меньше оставлял надежд на возможность реализовать свои жизненные планы, и в один момент, что называется, сошлось. Работа должна быть такой, чтобы руки «чесались» и мозг «кипел» — и результат не заставит долго ждать.
Окончил курсы автослесаря. Потом целенаправленно пошел и отработал 2 месяца на действующем шиномонтаже. Параллельно с этим полгода я «лопатил» тематическую литературу. Фактически все свое свободное время читал, учился. Теории и стажировки хватило. Недостатки заполнил огромным желанием.
Настало время закупать оборудование — и это вовсе не так сложно, как может показаться. В Минске много компаний, которые занимаются продажей такой техники. Я все покупал новое. Разумеется, пришлось изучить предложения. Но, как и везде сейчас, — оборудование китайское. Китайское заводское. О нем достаточно хороших отзывов. Да, есть варианты и из Германии, однако по цене получилось бы в два раза дороже.
Себе в гараж я завез все, что есть на любом другом шиномонтаже. Хотя, например, на некоторых и того меньше: нет стенда с третьей «механической рукой». Но она здорово помогает. Можно работать с усиленными боковинами или же большими размерами колес. И последний, но один из самых важных кусочков этого пазла, — люди, которые меня поддерживают, моя команда.
— Оборудование такое чистое, что складывается впечатление, будто куплено оно было для коллекции, а не для работы...
— Во-первых, оно все еще новое. Во-вторых, я очень аккуратно с ним обращаюсь. Не так, как это бывает на обычных шиномонтажах. В-третьих, использую я эту технику не так уж и часто. У меня же нет графика работы с утра и до вечера. Так, иногда друзья заедут, соседи по гаражам, знакомые с форума в интернете. Кстати, могу примерно подсчитать — работаю в день для одного человека. Ну, в ноябре — декабре максимум до 4—5 доходило. Вот все и выглядит ухоженным.
— Стоит ли так стараться ради 4—5 человек в лучшие времена?
— Стоит, потому что люблю свое дело и стараюсь в первую очередь для себя. И хочу, чтобы мой гараж отличался от любого другого. Вот — тот самый желаемый диван. Есть интернет, чай, кофе. Зимой работает обогрев. На баллон для воздуха я наклеил фигурку скорпиона — мой талисман. А летом продолжу наводить порядок на улице. За воротами поставлю пылесос, чтобы кроме смены резины можно было и салон почистить. Затем организую мангал — хотя это уже больше для отдыха. А вот эту стену видите? Ее я планирую заново отштукатурить и сделать на ней граффити. Все, чтобы, когда здесь будет готов навес, на этих 60 «квадратах» был уют.
60 будущих уютных «квадратов» — прямоугольник перед гаражами Дмитрия и его соседей. Место выглядит вполне подходящим: небольшой тупик, с двух сторон которого гаражи, а с третьей — разрушающийся кирпичный забор кооператива.
Под ногами вместо привычного ассорти из кусков сохранившегося асфальта и песчано-мусорной промасленной смеси — площадка, которую мужчина самостоятельно выложил плиткой. Она, кстати, не просто облагораживает подъезд, но и является ровным и жестким основанием для поднятого автомобиля. Сверху каркас навеса, который должен быть готов к концу весны. Все это Дмитрий делает исключительно на собственные средства. Энтузиазм мужчины слабо поддается стороннему осмыслению, когда понимаешь, сколько собственных денег уйдет на обустройство. Но ведь это мечта.
— Соседи только за,— продолжает Дмитрий. — Тут у нас хорошие, добрые отношения, всегда помочь готовы, периодически так и делают. Им ведь тоже удобно, когда под боком есть шиномонтаж. Приходят, мол, помоги. Случалось, яблоками в благодарность угощали. И это приятно.
— Дорогие получаются яблоки, если подсчитать, во сколько обходится такое хобби.
— Сам гараж внутри был обустроен примерно за полторы тысячи долларов. На наружные работы потратил 2—2,5 тысячи. Это я уже считаю с завершенным навесом и всем остальным. Ну а техника — около 9 тысяч долларов.
— Может, дешевле обошелся бы передвижной шиномонтаж? Сейчас у нас они набирают популярность. Думали о таком?
— Нет, это меня однозначно не устраивает. Да, человеку удобно, что приехали к нему. Но во время переезда от тряски нарушается эталон балансировочного станка. Поэтому точная балансировка при таком подходе под большим вопросом. По инструкции основание станка должно быть сделано в уровень, а сам станок — закреплен анкерами. И даже при этом раз в год необходимо проводить поверку эталона. А при перевозке тряски и вибраций не избежать.
— И где проводится поверка и калибровка такого оборудования? Как обслуживать всю эту технику?
— Есть специализированные сервисы. Вот они, кстати, как раз могут и сами приехать. А вообще, обслуживание можно проводить своими силами. Главное здесь — чтобы лубрикаторы стояли, масло было, отделялась вода от сжатого воздуха и не попадала внутрь. Раз в год сам открыл, посмотрел, проверил, где необходимо, смазал. Что может быть лучше и качественнее собственной работы?
— Хорошо. Есть мечта, которая реализована почти полностью. А что дальше-то?
— Ну, мечта воплощена не совсем на 100 процентов. Задача номер один для меня сейчас — это доделать навес. Да, работать можно и без него, но я хочу, чтобы все было удобно. Затем — прорезиненное покрытие на пол. Я верю, что у меня получится сделать нечто большее, чем набор станков за гаражными воротами. Я хочу делиться своей радостью с другими людьми. Сейчас мы с моими ребятами в самом начале этого пути.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by