Можно подписать договор купли-продажи, зарегистрировать его в ГАИ, даже заверить документ у нотариуса и все равно остаться без денег. Так получилось у семьи Нестеровых, продавшей Chrysler Pacifica в рассрочку. Пара обратилась в милицию, потом в суд… Процесс выиграла, но денег так и не получила. Как говорит Степан Нестеров, он понимает, что вряд ли вернет средства, однако хочет привлечь покупателя к уголовной ответственности.
Все началось с того, что Екатерина и Степан с двумя детьми переехали из Гродно в Минск. Предсказуемо возник квартирный вопрос, и они задумались над приобретением жилплощади. А поскольку денег на первый взнос не хватало, решили продать свой автомобиль — Chrysler Pacifica (2003 г. в.).
— Как мы собирали на машину — отдельная история, — вздыхает Екатерина. — Скажу лишь, что копили на автомобиль в течение нескольких лет… Лишаться его очень не хотелось, но мы пошли на такой шаг, дабы решить жилищный вопрос. До этого снимали квартиру…
По словам супругов, объявление они выставили еще когда жили в Гродно. Но звонков было мало — реальный спрос оказался слишком низким.
— Однако как только переехали в Минск, сразу посыпались звонки, — вспоминает Степан. — Первым звонившим оказался молодой человек, о котором и пойдет речь. Объяснил, что ему нужна как раз такая машина — ездить в Москву, возить деловых людей. То есть достаточно комфортный и недорогой автомобиль. Однако у него было условие: деньги он отдаст не сразу. Покупатель уточнил, что рассрочку можно оформить официально — в договоре купли-продажи, который регистрируется в ГАИ.
По словам супружеской пары, они бы ни за что не согласились на такое, если бы не были уверены в официальном оформлении договоренности. Семья обратилась в ГАИ. Там подтвердили, что условия и сроки оплаты можно указать в договоре купли-продажи.
— Первое впечатление было таким: адекватный, деловой человек, — рассказывает Степан, который непосредственно занимался продажей автомобиля. — Детально осматривал машину, выискивал недочеты. В общем, сложилось ощущение, что перед нами самый обычный покупатель. Утверждал, что работал на авторынке шесть лет.
— Про таких обычно говорят «умеет втереться в доверие», — дополняет Екатерина.
Договор купли-продажи был оформлен 19 марта этого года. В нем четко указаны сроки оплаты: до подписания документа — 18,45 миллиона неденоминированных рублей, до 21 апреля — 51,25 миллиона, до 23 мая — еще 51,25 миллиона.
— До 21 апреля, крайней даты второго платежа, мы спокойно ждали, — продолжают супруги. — Потом начали звонить покупателю, но телефон был уже недоступен. У нас оказался другой номер, якобы служебный. Стали звонить по нему. Там подтвердили, что такой человек им знаком, но он работает непостоянно, занимается доставкой заказов.
После безуспешных попыток получить деньги Степан Нестеров стал действовать.
— Обеспокоенные, мы стали искать концы, в соцсети «ВКонтакте» я нашел профиль этого человека, — рассказывает продавец Chrysler. — Ответил он не сразу, а лишь через пару недель — в середине мая. Утверждал, что якобы находился в командировке, у него возникли финансовые трудности, но по договору обещал расплатиться. К тому времени я уже написал заявление в Центральное РУВД Минска.
Параллельно Степан обратился в МРЭО ГАИ, где оформлялась сделка. Там объяснили, что только регистрируют договор купли-продажи и не вправе контролировать его исполнение. Инспекторы посоветовали обращаться в суд, поскольку это гражданско-правовые отношения (стандартная формулировка в таких случаях).
Вскоре пришел ответ из милиции. Как сказано в документе, сотрудники РУВД связались с покупателем по телефону. Тот пояснил, что Chrysler продал, но возместить деньги не может «в связи с тяжелым материальным положением». В возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» было отказано.
Это очень тонкий момент: был умысел на обман или нет? Сотрудники милиции опирались на то, что первый взнос покупатель внес. Ну мало ли по каким причинам не смог внести второй...
Конечно, для Степана и его семьи это слабое утешение: «Как я могу доказать, что был умысел? Он должен сам в этом признаться! Но если человек в здравом уме, он ни за что этого не сделает».
Тогда продавец автомобиля сделал ход конем — отправился прямиком к покупателю домой. Тот явно не ожидал визита гостя и распахнул двери. Увидев, кто пришел, сразу захлопнул и больше не открывал, даже когда приехала милиция.
— После этого я отправился в Московское РУВД Минска, — вспоминает Степан. — Сотрудник, который меня принял, сразу узнал покупателя. Сказал, что уже вызывал его, брал объяснения и это не первый подобный случай. В этот момент стало совсем смешно…
— Кому было смешно, а кто натурально плакал, — грустно замечает Екатерина.
В июне супруги получили официальное подтверждение тому, что они не единственные. Пришел ответ из Московского РУВД, в котором было сказано: на действия покупателя ранее жаловались продавцы Honda Accord и Mercedes Vito. И это еще не все! Имеются материалы проверок по трем другим случаям — в Столбцовском РОВД, Центральном РУВД Минска и Ждановичском отделе милиции.
— Позже удалось выяснить, что схема была похожей. Покупатель предлагал приобрести автомобиль в рассрочку, участники сделки составляли договор, который заверялся у нотариуса. Однако последующих выплат продавцы не получали, — говорит Степан. — Тем не менее в возбуждении уголовного дела вновь было отказано. Причина аналогичная: достоверно установить умысел на совершение мошеннических действий не удалось.
Оставался крайний вариант — обратиться в суд. Слушания по делу начались в июле, состоялось несколько заседаний. По словам Степана, ответчик ни на одно не явился. Дело рассматривалось в его отсутствие. В итоге суд просьбу Нестеровых удовлетворил, постановив выплатить 10,25 тысячи деноминированных рублей (долг по договору купли-продажи) и 43,13 деноминированных рубля в качестве процентов за пользование чужими деньгами.
— Все это время мы не переставали спрашивать покупателя в соцсети «ВКонтакте», когда же он расплатится, — демонстрирует переписку на своем смартфоне Екатерина. — Еще в начале июня он утверждал, мол, средства передам. Но в какой-то момент стал утверждать, что «мы продали ему гнилье». Потом тон вовсе стал хамским, и покупатель начал угрожать привлечением к ответственности за клевету.
Выслушав историю этой семьи, мы решили прибегнуть к помощи сервиса, который фактически является архивом автообъявлений, ранее размещенных на крупных сайтах по продаже машин (в том числе на «Автобарахолке»). В частности, там по номеру телефона можно узнать, сколько машин было выставлено одним продавцом. Сначала мы проверили «основной» номер, с которого делался звонок Степану. Но поиск ничего не выдал.
Тогда мы решили «пробить» второй телефон (якобы рабочий). В этом случае нас ждал успех: на экране появились пять автомобилей — два BMW 7-Series, Volkswagen Passat, Jeep Grand Cherokee и Chrysler Pacifica. Во всех объявлениях был указан один номер. Последняя машина нас очень заинтересовала — именно такую модель продавала семья Нестеровых. Еще раз уточнили у Степана характеристики… Пробег, год выпуска, обивка салона, цвет кузова — все совпадало. Выставленная цена — $5200.
Интересно, что объявление, если верить этим данным, было опубликовано 22 марта (напомним, Степан продал машину за три дня до этого), правки последний раз вносились 26 марта.
Это объявление самое старое из тех, что были зарегистрированы на данный номер телефона. Самое свежее (о продаже Volkswagen Passat) размещено всего 20 дней назад (на момент публикации).
По информации Степана Нестерова, один из обманутых продавцов все-таки смог вернуть автомобиль. Каким образом, ему точно неизвестно. Впрочем, у героя нашей публикации тоже такая возможность имеется. Договор купли-продажи можно признать ничтожным и потребовать возврата машины от нового владельца. Однако супруги категорически не хотят прибегать к этому способу: «Ведь мы лишим имущества человека, который приобрел его законно, честным путем».
Сейчас решение суда находится у судебного исполнителя. Нестеровы ждут ответа, но слабо надеются на возврат денег: «Есть информация, что покупатель нашего автомобиля прописан у бабушки. У самого за душой ничего нет. Сейчас его ищут. Говорят, регулярно оставляют повестки. Участковый также задействован. Однако пока мы без денег. Пришлось залезть в долги, чтобы оплатить первый взнос на квартиру. Кроме того, висит кредит… Регулярно просматриваем страничку нашего покупателя в соцсети „ВКонтакте“, на которой появляются фотографии с вечеринок в клубах и на фоне дорогих машин».
В отчаянии Степан добавляет: «Я прекрасно понимаю, что мне вряд ли удастся чего-то добиться. Похоже, человек открыл рабочую схему. Но ради справедливости я хочу довести дело до конца — чтобы он оказался в местах не столь отдаленных».
Эмоции супругов понять можно. Однако юристы просят их не отчаиваться и пытаться все же действовать.
— В сложившейся ситуации я бы рекомендовал настаивать на возбуждении уголовного дела по статье 209 «Мошенничество», — советует юрист Сергей Зикрацкий. — Известно, что обмануты несколько человек и машины были перепроданы. Достаточно опросить новых владельцев и установить, за какую сумму. Значит, можно доказать, что деньги имелись и была возможность погасить долг. А если этого не было сделано, то почему?
В редакцию поступало и поступает большое число писем от обманутых владельцев автомобилей. К сожалению, не все истории мы можем описать. Это обращение Екатерины и Степана было особенным. Уж слишком эмоционально супруги просили о помощи, и мы не могли не отозваться. Конечно, складывается впечатление, что покупатель все продумал до мелочей и готов к такому развитию событий... Но сколько раз мы уже сообщали о таких случаях и крайне редко — об успешном развитии ситуации для обманутых людей.
Автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by