«Неужели зеркала придумали трусы?» Разбор опасного выезда и перестроения на МКАД

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
12 ноября 2016 в 8:00

Герой прошлого выпуска жаловался на медлительных водителей, которые выезжают в крайнюю правую полосу МКАД ниже средней скорости потока. По совпадению вскоре на нашем форуме разместили ролик с похожей ситуацией: Opel выезжал на кольцевую, а водителю Chevrolet Niva пришлось демонстрировать навыки контраварийного вождения. Все было хорошо, но затем последний стал «учить».

Ситуация была зафиксирована на МКАД (прямо на развязке с ул. Тимирязева). Водитель Opel Omega, выезжая на кольцевую, практически сразу стал перестраиваться в крайний правый ряд, по которому двигался Chevrolet Niva. Внедорожник вильнул, избегая столкновения, а потом совершил опережение справа, и на этой машине загорелись стоп-сигналы.

 

Первым делом оглядываемся. Нельзя рассматривать этот случай без учета дорожной обстановки. Развязка МКАД — Тимирязева напряженная не только потому, что рядом находится крупный торговый объект. По соседству еще два узла, которые генерируют трафик. Речь о МКАД — Победителей и съезде в район Масюковщины. В свое время огромное число плохо спроектированных примыканий остановили московскую кольцевую дорогу. Сейчас там ситуацию экстренно спасают — ведется активная реконструкция развязок. У нас до этого пока не дошло, и водителям приходится решать возникающие конфликты между собой.

— Создается такое впечатление, что водитель Opel, хотя включил указатель поворота, как будто не видел внедорожник, — говорит Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Водителю Chevrolet Niva нужно отдать должное — у него хорошая реакция, что позволило предотвратить столкновение. Первое впечатление такое: управлявший Opel слишком внимательно отслеживал обстановку под одним углом, но не увидел, что происходит под другим.

Виталий Жуковский

Но вернемся к обстоятельствам. Во-первых, обращает на себя внимание то, что седан зарегистрирован в Минской области. Не исключено, его водитель не знает особенности развязки. Во-вторых, он явно был нацелен совершить перестроение как можно быстрее.

— На мой взгляд, водитель Opel мог смотреть в боковое окно и не отслеживать ситуацию по зеркалам заднего вида, — считает эксперт. — В результате внедорожник оказался в мертвой зоне.

«В пользу версии, что управлявший Omega не видел вторую машину, говорит то, что его траектория не изменилась даже при критичном боковом интервале»

Однако когда выезжаешь на самую интенсивную дорогу страны, где скорость ограничена 90—100 км/ч, нужно быть чрезвычайно внимательным. В Германии, если во время сдачи экзамена по вождению заметят, что курсант не пользуется плечевым взглядом, то отправят на пересдачу. А уж про зеркала говорить тем более не приходится!

— Второй ошибкой стало то, что водитель явно поторопился. Расстояние перед ним позволяло разогнаться и вклиниться в поток, — уверен Виталий Жуковский. — Но автомобилист решил не ждать.

Если внимательно смотреть ролик, обращает на себя внимание еще один автомобиль, поведение водителя которого кое о чем может сказать. Минивэн то ли перестраивался из среднего ряда в крайний правый и потом передумал, то ли умышленно освобождал полосу выезжающим на МКАД.

Нас это натолкнуло на мысль, что Chevrolet Niva тоже мог совершать перестроение, только как раз в крайний правый ряд из среднего — например, для опережения минивэна. Это объясняет, почему водитель Opel не заметил внедорожник.

«Возможно, водитель внедорожника был на эмоциях, потому он, как говорят, решил проучить обидчика, — замечает эксперт. — Думаю, второй участник ситуации даже не понял, что происходит».

Пока мы находились на развязке, обратили внимание, что даже в условиях часа пик большинство автомобилей движутся в среднем и крайнем левом ряду. А в крайнюю правую полосу, как правило, перестраиваются, если надо съехать с МКАД. То есть большинство понимает, что в таких местах в крайней правой могут оказаться машины с небольшой скоростью.


— Возникло ощущение, что водитель Chevrolet Niva словно искал приключений хотел продемонстрировать мастерство и продолжить движение дальше, — предполагает Виталий Жуковский. — Во всяком случае он действовал недальновидно. Его поведение чем-то напоминает позицию пользователя Continental: «Их здесь быть не должно».

Чтобы лучше представить позицию водителя внедорожника, следуем по его маршруту. Эксперт садится за руль и сразу замечает: «Двигаться в крайней правой полосе нельзя на пределе. Наиболее оптимальная скорость — 70 км/ч. И надо все время отслеживать ситуацию справа, чтобы успеть отреагировать».

Снова обратимся к примеру из Германии. На автобанах там совсем другая ситуация и поведение водителей. Во-первых, длина полосы разгона (она к тому же отделена бетонными ограничителями) составляет несколько сотен метров минимум, то есть все сделано, чтобы можно было набрать скорость потока. Во-вторых, увидев выезжающий на трассу автомобиль, водитель из правого ряда принимает левее.

«Это такой жест доброй воли, мол, я вижу, тебе непросто — перестраивайся, пожалуйста»

Теперь следуем по маршруту Opel. Виталий Жуковский комментирует свои действия: «Когда я выезжаю на такие магистрали, то смотрю на 360 градусов вокруг себя. Вероятно, водитель Opel не посмотрел в боковое зеркало. Но я так, например, не могу. Даже если там никого не будет! Неужели он думал, что зеркала придумали трусы?»


— Чтобы не попадать в похожие ситуации, в момент подъезда к таким развязкам на МКАД лучше двигаться в средней или крайней левой полосе. Если же вы выбрали правый ряд, то снижайте скорость и смотрите загодя, прогнозируйте наихудший сценарий. Ну а при выезде на кольцевую нужно трижды перепроверить обстановку и не торопиться. И помните про триаду: взгляд в салонное зеркало — боковое зеркало — плечевой взгляд.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by