Проект «Досье». Maybach за $3,8 млн и три других эксклюзивных авто, которые мы потеряли

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
15 декабря 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Минчанин Павел известен своим нестандартным хобби — он собирает все сведения о редких и эксклюзивных автомобилях, находившихся и находящихся на территории РБ. Порой увлечение заставляет его глубоко погружаться в историю. Эта работа — нечто среднее между ведением музейного архива и расследованием по делу об исчезновении. Onliner.by попросил историка-любителя и реставратора старой техники составить список самых неординарных машин, ездивших по Белорусской ССР. Их истории оказались отчасти загадочными, частично или полностью засекреченными, но, бесспорно, интересными. К сожалению, ни одна из этих моделей не осталась в нашей стране.

Павел занимается сбором информации о редких авто времен БССР в течение последних восьми лет. Все началось с того, что девять лет назад он решил купить себе ретрокар, но ничего интересного среди информации в общем доступе не нашел. Тогда минчанин начал искать глубже. Его интересовало все: журнальные или газетные заметки, старые объявления, фотографии, рассказы и даже слухи. Сегодня у Павла наиболее обширная архивная коллекция фото и данных, а также пять восстановленных ретрокаров.

Конечно же, интересна и судьба машин в постсоветскую эпоху. «Как оказалось, многие эксклюзивные модели уехали из страны „с проблемами“, — говорит молодой человек. — Были вывезены не сильно честными на руку дельцами в 90-х, встречались даже случаи краж автомобилей из частных коллекций и откровенного мошенничества под видом благородных целей. Порой машины честно выставлялись на аукцион или отправлялись на заказ добросовестными продавцами. Как бы то ни было, немалая часть раритетов покинула пределы нашей страны».

Также Павел обратил внимание, что белорусские автомобили, представленные в этом рейтинге, не имеют аналогов в Европе. Даже в почти «мертвом» состоянии многие из них стоят более 1 млн у. е. — с этой суммы торги на аукционах только начинаются. Снимки машин также покупались Павлом за довольно приличные деньги. Абсолютное большинство фотоматериалов, используемых в этой статье, ранее в сети не публиковалось.


Maybach SW-42 1939 года за $3,8 млн

Газетная публикация 1993 года

На протяжении 1921 и 1941 годов компания Maybach Motorenbau выпустила приблизительно 1700 машин. Аббревиатура SW (Schwingachswagen) означает «автомобиль с качающейся осью» (или иначе — «машина с независимой подвеской»). Модель имела 6-цилиндровый двигатель объемом 4,2 литра. В те времена автомобиль стоил 19—27 тыс. рейхсмарок (когда Opel или DKW можно было купить за 1,5—2 тыс.). Общая партия серии приближается к 1 тыс. Среди клиентов, заказывающих SW, было множество высокопоставленных нацистских руководителей: Риббентроп, Геббельс, Бломберг, Дорпмюллер. Машина почти целиком ушла в правительственные гаражи, поскольку имела форсированный двигатель, позволявший бронировать кузов. Производство легковых Maybach де-факто прекратилось в 1941 году, SW-42 является последней довоенной моделью марки. Ее стоимость сегодня начинается от 3,8 млн долларов.

В недоступном для посещения музее на территории закрытого военного завода

На нынешний момент известно примерно о 150 сохранившихся довоенных автомобилях Maybach. Крупнейшая в мире коллекция раритетных машин этой марки (24 экспоната) находится в частном музее на территории закрытого военного завода в Подмосковье. Попасть туда невозможно, двери музея открылись для журналистов лишь однажды — в 2015 году. Жемчужиной коллекции является модель, ранее имевшая белорусскую прописку.

В том же недоступном музее

Достоверная история попадания Maybach SW-42 1939 года выпуска в нашу страну неизвестна. Вероятнее всего, автомобиль попал к нам как военный трофей, который отслужил рабочей машиной у военных, а после был списан и продан по остаточной стоимости одному из руководителей или простых работников автобазы. По одной из версий, в советское время Maybach «проживал» в сарае в небольшой деревушке под Лидой, куда встал на прикол еще в 1975 году, пока в середине 80-х не был найден участником клуба «Автохобби». Позже при невыясненных обстоятельствах авто обменяли на «Запорожец». В этой версии есть несовпадения. Например, как объяснить участие машины в съемках картины «Как я был вундеркиндом» 1983 года? На кадрах из фильма видна двухцветная окраска автомобиля и номера с минской регистрацией.

Кадр из фильма «Как я был вундеркиндом» 1983 года

Альтернативная версия (установленная по слухам) звучит следующим образом. После войны Maybach достался отставному полковнику. Когда он умер, машина перешла вдове. Женщина передала раритет неизвестным людям в обмен на обещания создать музей ретромобилей, в котором SW-42 будет занимать центральное место, а рядом разместится табличка с подробным описанием подвига ее мужа. Передача была совершена, а спустя пару лет супердорогой автомобиль появился на фестивале «Автоэкзотика» — в качестве участника коллекции того самого музея в Подмосковье (уже с другим владельцем и другим цветом — белым). Досталась ли хоть какая-то часть суммы вдове полковника — неизвестно.

ЗИС-110Б 1953 года за $920 тыс.

На параде в Минске в начале 80-х

Всего 110-х выпустили 2089 экземпляров, а 110Б — только 140 штук. Машина разгонялась до 140 км/ч при массе 2,5 тонны и длине в 6 метров. На нее устанавливали рядный 8-цилиндровый 4-тактный нижнеклапанный двигатель модели ЗИС-110 объемом 6002 см³. 110Б — это фаэтон со складной матерчатой крышей, выпускавшийся в 1949—1957 годах. Рыночная цена модели на данный момент составляет 700—920 тыс. у. е. За автомобиль в нелучшем состоянии, под реставрацию, готовы отдать 300—350 тыс.

Во время парада 9 мая 1955 года командующий и принимающий впервые вместо лошадей использовали ЗИС-110Б. По разнарядке в Минск для приема парадов было отправлено два таких автомобиля, которые участвовали в этих мероприятиях до середины 80-х, пока не были заменены на поступившие ГАЗ-1405. Окончательно машины были списаны в 1989 году.

На одной из выставок клуба «Автохобби» в начале 90-х (слайд)

После списания один из парадных фаэтонов оказался в гараже у отставного полковника, а несколько позже был вывезен в Прибалтику. Второй экземпляр был приобретен минским объединением любителей ретромашин «Автохобби». По слухам, покупка обошлась в цену нового по тем временам ВАЗ-2109. Машина активно участвовала в различных мероприятиях, выезжала на парады по случаю Дня города, а также использовалась в свадебных торжествах. В 1994-м автомобиль даже выезжал за пределы РБ — в Голландию. Предполагается, что этот выезд был рекламным ходом, который должен был продемонстрировать модель потенциальным заграничным покупателям. Один из участников клуба хотел получить за нее 50 тыс. фунтов стерлингов. Через некоторое время в иностранных тематических изданиях появились объявления о продаже ЗИС-110Б с белорусской пропиской. Однако продать машину тогда не удалось, пришлось вернуть на родину. В итоге в ретроклубе начался разлад, ведь авто принадлежало объединению, а не отдельному человеку. Но закон был на стороне руководителя. В конце 90-х тот самый продавец получил срок за драку. Вскоре другие люди продали эксклюзив в Финляндию, потом он переехал в Швецию. В 2007-м машина оказалась в России в частной коллекции.

Horch 851 1938 года стоимостью от $530 тыс.

Выставка в Минске. Год неизвестен

Автомобиль с двигателем объемом 4944 см³ и мощностью в 120 л. с. мог разгоняться до максимальных 125 км/ч. Габариты этой машины составляли 5550×1820×1770 мм, а снаряженная масса — 2630 кг. Цену такого экземпляра определить сложно. Торги за модели Horch этих годов на британских аукционах начинаются от 470 фунтов стерлингов.

Владельцем Horch был минчанин Александр. Автомобиль ему подарил его отец, фанат старой техники. Известно, что тот приобрел машину в 1961 году у своего товарища — шофера, работавшего в органах НКВД. Говорили, на нем развозили начальников. Водитель же получил автомобиль перед выходом на пенсию, так как 851-й уже списывали со службы. До попадания в органы, по легенде, машина обслуживала верхушку Минского вермахта и была брошена при отступлении в районе «минского котла».

Минск, гостиница «Орбита», 2002 год

Автомобиль принимал участие в съемках картин «Беларусьфильма»: «Пламя» (1974), «Маленький сержант» (1975), «Бабий яр» (2003). Примечательно, что среди реквизиторов «Бабьего яра» не нашлось людей, сведущих в автотематике. На одном из кадров видно, как командование фашистов едет по городу в сравнительно недорогом Buick, а сзади, в качестве машины прикрытия, движется в десятки раз более дорогой и эксклюзивный Horch. Если провести аналогию с современным кино, то это все равно что показать, как VIP-персона едет на Mercedes A-Class, а за ним плетутся охранники на Maybach. Также Horch постоянно участвовал в ретропробегах и выставках. В середине 2000-х автомобиль был продан в Прибалтику, и его следы затерялись.

Кадры из фильмов «Бабий яр» (слева) и «Маленький сержант» (справа)

Фильм «Пламя» 1974 года. На машину зачем-то приделали передний бампер от ЗИС-110

BMW DIXI DA3 Wartburg 1934 года, который даже не имеет цены

В частном музее техники Вадима Задорожного в Красногорске (Россия)

Машина представляет собой двухместный спортивный вариант одной из первых недорогих моделей баварской компании BMW — Bayerische Motoren Werke, которые она начала выпускать после выкупа в 1928 году автомобильного завода в Айзенахе. Грубо говоря, это первая модель концерна BMW. Известно, что разгонялась она до 95 км/ч при мощности в 18 л. с. Всего было выпущено 150 DIXI, до наших дней «дожило» от 5 до 10 экземпляров. Когда-то один из них был прописан в Беларуси. Цены на такие машины не выставляют, так как их попросту не продают.

Когда-то редчайшая модель принадлежала жителю Мачулищей по имени Станислав. Автомобиль был найден участником клуба «Автодед» в 1976 году в городе Буча (30 км от Киева). Целью поездки был довоенный Volkswagen Kafer, но обнаруженный DIXI изменил все планы. Машина была частично разукомплектована, основной проблемой оказался отсутствующий двигатель. С огромным трудом удалось уговорить владельца обменять родстер на запчасти от других ретромобилей. Так BMW оказался в Минске. В 1982 году машину выкупил Станислав. Где и какой ценой ему удалось раздобыть оригинальный двигатель — загадка. Говорят, мужчина служил радистом, а потому после работы мог поддерживать связь с Европой с помощью усовершенствованного радиоприемника. По воспоминаниям его жены, чтобы осуществить свою давнюю мечту, Станислав тратил на восстановление почти все отложенные после основных семейных расходов деньги.

На фестивале «Автоэкзотика-2001» в Подмосковье

К сожалению, владелец, скончавшись от инфаркта, не успел завершить начатую реставрацию. Супруга вынуждена была продать автомобиль, и, к счастью, он попал в хорошие руки. В 1999 году BMW оказался в Москве, и реставрация продолжилась в Тушино. Новым владельцем стал известный коллекционер антиквариата и хозяин самого большого в Европе частного музея техники Вадим Задорожный. Модель DIXI стала первым экземпляром в его автомобильной коллекции. Впервые после реставрации раритет представили публике на фестивале «Автоэкзотика-2001», где он сразу завоевал Гран-при. Сегодня BMW выставлен в музее Задорожного в Красногорске и доступен для осмотра всем желающим.

Фото справа — на том же фестивале «Автоэкзотика-2001»

Bonus. Buick Eight Сabrio 1939 года

Снимок из альбома белорусских фотожурналистов

Однажды наш собеседник Павел просматривал в букинистическом магазине фотоальбом белорусских журналистов. Среди снимков он обнаружил кадр, сделанный в середине 90-х в одном из столичных дворов. Из-под тента выглядывали фары редкого Buick с минскими номерами. После эту же машину молодой человек увидел на фото, на котором фигурировали члены клуба «Автодед». В газете 2004 года Павел обнаружил объявление о продаже Buick, в котором сообщалось о пробеге в 230 тыс. км, минском учете, но размещении в Москве. С годом выпуска, правда, составители ошиблись. Это была та самая машина, которая в качестве крутого авто немцев снималась в фильме «Бабий яр».

1992 год. Выставка клуба «Автодед»

Белорусская газета автообъявлений, 2004 год

Спустя некоторое время Павел показал снимок товарищу из Москвы. В его архиве нашлись соответствия. Оказалось, машину пытались продать (видимо, неудачно) в 2003 году на одной из выставок. Профессионал заметит, что внешний вид автомобиля — оригинал. Только зеркала приделали другие. После след кабриолета теряется. Всплыла модель в прошлом году в Екатеринбурге, однако восстановили ее, мягко говоря, неудачно. Скорее всего, занимались этим «гаражники». Другого объяснения тому, что в итоге вышло, не найти. Что говорить, если на логотипе модели после «реставрации» значится неведомый бренд Buik (без буквы «с»).


Сейчас Павел вместе со своим московским другом собирается открыть сайт, с помощью которого можно будет узнать историю многих редких иномарок и эксклюзивных отечественных машин. За восемь лет молодой человек собрал действительно обширную базу сведений и фотографий. Например, только в папке Buick на его ноутбуке содержится 243 файла о разных автомобилях. На прощание Павел обратился к читателям Onliner.by с просьбой написать на адрес iron-curtain@mail.ru тем, кто готов поделиться любыми сведениями, историями, фотографиями из семейных архивов с изображением редких машин.

Комплекты ксенона в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by