«Спасти жизнь одного и уберечь от тюрьмы другого». Что меняется после смертельных ДТП?

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
16 декабря 2016 в 8:00

Во время проведения дорожных работ на МКАД предлагают устанавливать мобильные камеры скорости. Есть идеи по улучшению освещения на аварийных участках улиц. Говорится о замене столбов на травмобезопасные опоры. Экспертная рабочая группа по анализу аварийности в Минске выработала решения, рассмотрев обстоятельства последних смертельных ДТП. Рассказываем о предлагаемых мерах.

Особенность подобных заседаний в том, что высказываются разные специалисты, а меры предлагаются исходя из реальных условий и бюджетов. Порой звучат расхожие, обывательские точки зрения, но всегда кто-то может предъявить контраргумент и вернуть разговор в конструктивное русло. Главное, что дискуссия сейчас ведется в правильном ключе. В конце года был одобрен второй этап городской концепции по повышению безопасности дорожного движения в Минске «Добрая дорога», и рабочая группа считается одним из эффективных инструментов влияния.

«Подчеркнем, речь не идет о поиске виновных. Это прерогатива сотрудников Следственного комитета, которые, кстати, также входят в состав группы. Нам важно спасти жизни одних и уберечь от тюрьмы других», — подчеркивают инициаторы из ГАИ.

В дорожном движении вряд ли можно говорить об умысле совершить ДТП. Ни у одного автомобилиста перед поездкой нет образа аварии. Исходя из этого формулируются принципы. В первую очередь предлагается менять среду, делать улицы безопасными, минимизировать последствия возможных ошибок водителя или пешехода. Со стороны может показаться, что применяются частные решения, но только так — перекраивая город реально, а не на словах — снижают летальную аварийность.

«Погиб человек. Нет времени ждать два года…»

Сначала было предложено обсудить ДТП с участием пешеходов, которые пока не в полной мере защищены на дорогах Минска. Одной из первых жертв аварий в этом году стала женщина в возрасте. В начале 2016-го на ул. Уборевича был совершен наезд на пешехода — погибла 69-летняя пенсионерка. По данным ГАИ, происшествие случилось на нерегулируемом переходе. За рулем автомобиля находился молодой водитель.

Казалось бы, стандартная ситуация — не увидел, не успел, человеческий фактор… Но эксперты считают, что такие аварии можно предотвратить за счет конструктивных мер.

— Предлагается успокоить движение способами, широко применяемыми за рубежом, — заявили специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, готовившие отчет. — Это могут быть не искусственные неровности, а, например, заужение проезжей части. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что ДТП случилось в темное время суток. На наш взгляд, необходимо иначе освещать сам переход и подходы к нему.

— Опора освещения установлена метрах в пяти от перехода, — заметили сотрудники ГАИ.

— А что мешает согласовать размещение перехода с нами? Думаю, надо совместно решать это на стадии формирования таких объектов, — выступил инженер «Мингорсвета».

— Но пешеходы ходят по направлениям, а не по опорам освещения, — возразили инспекторы.

Начальник отделения по организации дорожного движения Минской ГАИ Сергей Пивоваров

Возник традиционный вопрос — за чей счет изменять ситуацию? Получается, не так давно деньги вложили, эффекта безопасности не достигли, а требуется инвестировать снова — уже для устранения недочетов. Часто на этой стадии тормозится оперативное изменение обстановки на аварийных переходах и перекрестках. Приходится ждать капремонта, разрабатывать проект и так далее. А пешеходов там снова и снова сбивают.

— На ул. Орловской, где убрали разделительную полосу и выделили карман для левого поворота, все получилось сделать иначе. Зачем проект? — предложили эксперты. — Может, достаточно повернуть светильники как домашний торшер и установить искусственную неровность? Словом, решить проблему более дешевым способом — за счет содержания объекта.

— На все есть нормативы, — напомнил представитель «Горремавтодора». — Вот мы реализуем, а потом начнется — не учли интересы велосипедистов и так далее… Это новое строительство, как ни крути.

— Поймите, уже погиб человек, — возразили сотрудники ГАИ. — Нет времени ждать два года, нужно проводить контраварийные мероприятия сейчас.

Начальник отдела технических средств и систем Минской ГАИ Дмитрий Навой

В конце разговора сошлись во мнении, что менять ситуацию на отдельных участках можно оперативно в рамках аварийного ремонта, не разрабатывая отдельный проект. Однако за чей счет — администрации районов или «Горремавтодора», — пока так и не ясно.

Сотрудник прокуратуры попросил ГАИ обратить внимание на парковку автомобилей в непосредственной близости от пешеходных переходов. Часто можно увидеть микроавтобусы, перекрывающие обзор. Инспекторы выступили за капитальное обустройство в зоне «зебры», как это было сделано на бульваре Шевченко.

Пожилые люди гибнут при маленькой скорости

Еще одна пожилая женщина погибла на ул. Богдановича. Как оказалось, она находилась на зеленой зоне. Микроавтобус двигался задним ходом, и произошла трагедия. Аналогичный случай был зарегистрирован на ул. Беляева. То есть это не единичное ДТП с подобными обстоятельствами.

— Видятся два способа предотвращения подобных ситуаций, — считают специалисты. — Во-первых, необходимо препятствовать заезду на тротуары. Во-вторых, при проектировании следует организовывать подобные зоны так, чтобы не нужно было двигаться задним ходом в ограниченном пространстве.

Сейчас в Минске массово понижают бордюры для организации велодвижения. Это несомненный плюс. Кроме велосипедистов будут благодарны люди с ограниченными возможностями, мамы с колясками, пенсионеры. Но ситуацией воспользовались любители парковаться на тротуарах. Теперь не нужно даже иметь внедорожник, чтобы заехать на пешеходную зону.

— В западных городах при понижении бордюров устанавливают столбики или другие заграждающие элементы, — приводит пример Юрий Важник. — Другой вариант — локальное понижение, как на ул. Платонова.

Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник

Во время обсуждения тротуарных аварий возник вопрос: почему автомобили оказываются на пешеходных зонах и так ли принципиально водителям-грузчикам — нести коробку 5 или 15 метров?

— После подобных случаев удалось сделать обязательным оснащение мусоровозов предупреждающим сигналом при движении задним ходом. Можно ли законодательно обязать установить аналогичные устройства и на грузовики? — спросили сотрудники ГАИ. — Каждый год фиксируются такие наезды.

Эксперты же считают, что во дворах и ограниченных пространствах не должно быть движения задним ходом. Реализовать это можно опять-таки конструктивными мерами — организовав, например, мини-кольцо для разворота.

В этот момент слово взял заместитель начальника отдела прокуратуры г. Минска Дмитрий Лукьянов: «В рассматриваемом случае была особая ситуация. Водителю невозможно было иначе подъехать к дому — он там живет. Но человек ничего не сделал для безопасного движения задним ходом. В машине он перевозил стройматериалы и сам для себя создал сложности, не убедившись, что сзади никого нет. Думаю, надо обсуждать то, что нас больше касается, — подъезды к магазинам, школам и так далее. Везде мы препятствия не установим. Вот распространенная ситуация: во время проведения овощных ярмарок автомобиль движется буквально через толпу. Достаточно задеть боковым зеркалом пожилого человека — он упадет и получит тяжкие травмы».

Заместитель начальника отдела прокуратуры г. Минска Дмитрий Лукьянов

Проблема в том, что очагов аварийности сейчас нет, обратили внимание специалисты. Аварии все какие-то случайные, нелепые, произошедшие словно по недоразумению. Несколько пожилых людей, погибших во дворах, когда машины двигались задним ходом, — это очевидная тенденция. По мнению экспертов, решить проблему возможно только изменением условий в самих дворах.

У мотоциклистов надо убрать эйфорию

Зашла речь о мотоавариях, которых в этом году было слишком много. Если ранее они не превышали 2% от общего числа учетных ДТП, то сейчас достигают 15%! Наиболее распространенная ситуация — когда мотоцикл едет прямо, а встречный автомобиль поворачивает налево. Именно при таких обстоятельствах произошла страшная авария на перекрестке Логойский тракт — Карбышева, о которой мы много писали.

— На этой въездной магистрали скорость ограничена 70 км/ч, — напомнили специалисты. — Но все движутся 79 км/ч. Необходимо добиться снижения скорости. И опять возникает проблема левого поворота, которая требует решения. Нужно либо выделять карманы, либо запрещать такой маневр на отдельных перекрестках.

Отметим, что спустя некоторое время на перекрестке Логойский тракт — Карбышева появилась дополнительная стрелка светофора. Теперь этот маневр можно выполнить безопасно — встречному потоку горит красный.

Касаемо понижения скорости предлагается более четко обозначить эту черту между городом и областью. Кто-то вспомнил опыт Партизанского проспекта, где ограничение происходит плавно.

— Мотоциклы вызывают эйфорию у их водителей, — считают эксперты. — Часто они ездят с явным превышением, полагая, что их видят. В действительности такой объект, перемещающийся стремительно, заметить сложно. На наш взгляд, требуется проведение масштабной информационной кампании по превращению удали в глупость. Если убрать мотоаварийность, то уровень безопасности у нас получится как в Вене.

Зашла речь и про шум. В некоторых белорусских городах пошли на жесткие меры, ограничив движение мотоциклов по центральным улицам. Сотрудники ГАИ высказались против такого вытеснения: «Получится, что они переместятся в спальные микрорайоны, а это будет еще хуже».

— А можно ли трактовать некоторые действия байкеров как хулиганские? — возник вопрос у рабочей группы. — В УГАИ МВД этот вопрос рассматривался. К чему пришли в итоге?

— Хулиганство — это умышленные действия, — прокомментировали представители прокуратуры. — Возможно, водитель кого-то подрезал, но доказать, что это было сделано с умыслом, сложно.

Условились, что будет рассмотрен вопрос об установке дополнительных камер скорости на магистралях, по которым любят ездить мотоциклисты. Также принято решение об информировании участников дорожного движения о заторах. Этот аспект будет учтен при создании интеллектуальной транспортной системы.

Дорожников будут спасать демпферы

Горячая дискуссия разгорелась во время обсуждения ДТП с участием дорожных рабочих и их техники. Зарегистрировано несколько случаев, есть погибшие и пострадавшие. Не спасают даже тяжелые грузовики прикрытия! Что делать?

— Когда фиксируются переходы температуры через ноль, на МКАД образуется критичная ямочность, — видно было, что представитель «Горремавтодора» взволнован ситуацией. — Да, мы обращались к ученым, чтобы они разработали специальный состав асфальта. Но дорожное полотно все равно нужно ремонтировать. Даже если знаки установлены согласно схемам, это не спасает: фура резко уходит, а движущийся следом водитель не успевает среагировать.

Главный инженер «Горремавтодора» Ярослав Павловский

В ответ сотрудники прокуратуры заметили, что не всегда знаки стоят идеально (выяснилось, что одной из организаций разработано около 30 схем для наших дорожников), а после ДТП выявляются недостатки.

Вновь был затронут вопрос об информировании водителей на таких скоростных магистралях, как МКАД. Несколько лет ведутся разговоры о создании системы детектирования происшествий. Однако это потребует огромных вложений, а реализация растянется не на один год. Ремонтировать же дороги нужно сейчас.

— На одном из совещаний мэра рассматривался вопрос о закупке демпферов, — напомнили сотрудники ГАИ.

Оказалось, было дано поручение приобрести устройства (они могут выглядеть, например, как прицеп), которые, с одной стороны, прикроют дорожных рабочих, а с другой — погасят скорость автомобиля в случае ошибки водителя. Но производителей в Беларуси нет, а процедура закупки сложная. «Мы все же нашли фирму. Если двухтонный пикап врежется в такой демпфер на скорости 100 км/ч, то пристегнутым водителю и пассажирам ничего не будет», — заверил сотрудник «Горремавтодора».

Одновременно обсуждался вопрос, как можно снизить время нахождения рабочих на проезжей части скоростных магистралей. Есть ли необходимость так часто проводить уборку? Может, нужно наносить более долговременную разметку и тем самым сокращать работы на опасной дороге?

Как заверили дорожники, время нахождения на проезжей части минимизировано, но работы на той же МКАД проводить все равно придется… Вспомнили немецкий опыт. В Германии на безлимитных автобанах стоят огромные светодиодные информационные щиты — за полтора километра, километр и полкилометра. А водители подчиняются ограничению скорости. Как добиться такого у нас?

— Мало выставить ограничение — необходимо контролировать соблюдение скорости, — предложил заведующий научно-исследовательским центром дорожного движения БНТУ. — На участках, где ведется ремонт, есть смысл выставлять мобильные камеры скорости с информационными знаками. То есть предупреждать об этом заранее, в том числе через СМИ. Если удастся погасить скорость — предотвратим ДТП или хотя бы минимизируем последствия.

Заведующий научно-исследовательским центром дорожного движения БНТУ Василий Кузьменко

Автошколы тоже ответственны?

Опасная тенденция — пешеходов сбивают на тротуарах. Две девушки при подобных обстоятельствах погибли на ул. Могилевской (сейчас по этому делу идет суд), ребенок — на ул. Уборевича. «Причем в последнем случае был высокий бордюр», — уточнил сотрудник прокуратуры.

— За рулем ВАЗа находился молодой водитель, — обратили внимание на другой фактор эксперты. — Автошколу он закончил совсем недавно и совершил смертельную аварию. Выходит, деньги за обучение получены, а итог — отрицательный. Есть смысл рассмотреть ответственность автошкол за такие случаи.

По поводу трагедии на ул. Могилевской говорить пока рано — ведется судебный процесс. Напомним, водитель заявил, что на момент ДТП у него была действующая медсправка. По данным Следственного комитета, мужчина страдал заболеванием, симптомами которого являются систематические кратковременные нарушения сознания, в том числе его потеря. Об этих симптомах обвиняемый узнал за год до случившейся трагедии, что подтверждается материалами, полученными в ходе следствия. Несмотря на это, он продолжал ездить за рулем. Во время движения случился очередной внезапный приступ.

Начальник отдела агитации и пропаганды Минской ГАИ Сергей Зараник

Нужно что-то делать с пьяными пешеходами

Пьяные аварии — это не только нетрезвые водители (кстати, после введения конфискации автомобилей число ДТП, совершенных в состоянии опьянения, в Минске снизилось). Часто в неадекватном состоянии на проезжей части оказываются пешеходы. Подтверждение тому — серия смертельных случаев на МКАД.

По мнению экспертов, места концентрации таких аварий «привязаны» к торговым объектам, где можно купить алкоголь. Как считают специалисты, гипермаркеты должны разрабатывать корпоративный транспортный план — чтобы их покупатели, добираясь домой, оставались в безопасности.

— Обязать магазины мы не можем, — заметили участники дискуссии. — К тому же часто ДТП случаются уже на отдалении от торговых объектов.

Стал обсуждаться один из случаев. Мужчина проехал свою остановку, вышел на другой улице и стал пересекать дорогу на красный. В результате попал под колеса внедорожника. Свидетели говорили, что он якобы смотрел под ноги, а не на сигналы светофора. В этой связи вспомнили новый объект на пл. Свободы, где сигналы светофоров дублируются прямо на тротуаре.

Подняли также вопрос об освещении проезжей части в темное время суток.

— Сейчас мы плотно работаем по всем пешеходным переходам, придерживаясь иного принципа и уделяя внимание качеству освещения, — заверил представитель «Мингорсвета». — Также рассматривается вопрос планомерной замены столбов на травмобезопасные опоры.

Главный инженер «Мингорсвета» Олег Глушенков

После каждой аварии с тяжелыми последствиями параллельно со следствием ведется кропотливая работа. Эксперты анализируют обстоятельства и решают, что можно изменить на подобных перекрестках или участках дорог. Эти меры не повисают в воздухе — с их учетом разрабатываются конкретные мероприятия, обсуждение которых выносится на заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Мингорисполкоме. Многие решения из числа уже реализованных в городе и поспособствовавших в итоге повышению безопасности родились как раз на заседаниях рабочей группы по анализу аварийности.

Подогреватели топливной системы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by