«Уже больше восьми лет эта семья висит на нашей шее», — голос женщины, позвонившей в редакцию Onliner.by, дрожал. Успокоившись, она рассказала про аварию, виновником которой стал ее муж, про выплаченные в качестве компенсации суммы, про потерпевшего (почему он был признан инвалидом спустя четыре года после ДТП?), про его дом в пригороде Минска. Если верить словам звонившей, кто-то иждивенчески воспользовался ситуацией… Но потом мы выслушали вторую сторону. Супруга потерпевшего описывала состояние мужа, давала ответы на острые вопросы, демонстрировала рентген-снимки костей, нашпигованных пластинами, а потом расплакалась: «Сейчас ведется самая настоящая травля, на нашу семью сыплются жалобы, к мужу относятся как к недочеловеку… Супруг пережил боль, а я — ад». Сопоставив обе версии и изучив десятки предоставленных документов, мы попытались разобраться в этой тяжелейшей ситуации, в которой оказались переплетены судьбы нескольких человек.
За годы судебных тяжб у каждой из сторон скопились десятки документов, фотографий, чеков и очень-очень много взаимной обиды. Сначала мы выслушали жену виновника ДТП, которая обратилась в редакцию. А затем — супругу потерпевшего, после чего созвонились с самим мужчиной. Обе версии изложены ниже.
Версия стороны виновника аварии
— В конце ноября 2008 года мой муж сел за руль маршрутки. Вообще-то он индивидуальный предприниматель, но тогда был период, когда менялись условия для ИП и сменить форму предприятия не могли, так как висел кредит на машину, — достала кипу документов женщина. — Иногда супруг выезжал в рейс, чтобы у других его водителей не было переработки. В тот день сложились непростые погодные условия и, несмотря на невысокую скорость, он попал в аварию.
Если читать судебные материалы, то становится понятно, как развивались события.
Водитель Peugeot Boxer ехал по центральной улице деревни в Смолевичском районе, на закруглении дороги не справился с управлением, и микроавтобус выехал на встречную полосу, где столкнулся с Mitsubishi Galant.
Как установили следователи, скорость маршрутки была не менее 40 км/ч. В легковом автомобиле находились супруги, их дочь, а также близкая родственница. Тяжелее всего пострадал водитель Mitsubishi. В заключении медиков указаны многочисленные травмы.
Версия потерпевшей стороны
Позже жена потерпевшего в ДТП рассказала, что случилось в тот день. Людмила сама присутствовала в автомобиле, и версия произошедшего из ее уст звучала куда более драматично, чем сухие строки из судебного дела.
— По совпадению, в тот день у нас была двенадцатая годовщина свадьбы. Теперь эта дата напоминает о трагических событиях. Она стала поворотной в судьбе нашей семьи, — собеседница в подтверждение своих слов демонстрирует штамп в паспорте. — Мы ехали к моей племяннице на свадьбу. В машине находилась наша 12-летняя дочь и моя родная сестра. Хотели купить цветы, но не успели к регистрации. Решили отправиться к месту празднования. Выехали на главную улицу деревни, и тут на нас едет маршрутка… Муж только успел воскликнуть: «Что он делает?» Потом я потеряла сознание. Очнулась через некоторое время — дочь плачет, муж без сознания, сестра кричит: «У Ани кровь!» На дочь (девочка получила тяжкие травмы. — Прим. Onliner.by) невозможно было смотреть: на лбу не было куска кожи, у нее до сих пор остался уродливый шрам, который она пытается маскировать с помощью косметики…
Через какое-то время очнулся муж Людмилы. Он застонал: «Спина, спина…»
— Я почему-то решила, что у него сломан позвоночник, — призналась женщина. — Позвонили моим сестрам, они примчались на место аварии… Какая свадьба? Всем уже было не до нее. Аккуратно вынесли мужа на снег, подложили под голову пиджак — как сейчас помню, он был в светлом костюме. Позже медики сказали, что это предотвратило травматический шок и гибель на месте происшествия… Какой-то водитель остановился и предложил подвезти кого-нибудь в больницу. Несмотря на то что мы были в крови, решили, что поедет дочь. Больше я никогда не видела этого мужчину, но каждый раз в церкви ставлю за него свечку.
Потом Людмила (у нее самой были менее тяжкие травмы — по словам женщины, впоследствии это спровоцировало образование межпозвоночной грыжи) металась между больницами, в которых находились муж и дочь. Больше всего досталось водителю Mitsubishi (машина, к слову, была признана погибшей, от удара даже лопнул блок цилиндров двигателя). Мужчина пережил пять операций под общим наркозом, несколько месяцев провел лежа (были сломаны кости таза), сейчас требуется замена трех суставов — плечевого, тазобедренного и коленного.
Версия стороны виновника аварии
Водитель маршрутки вину в аварии признал, в отношении него возбудили уголовное дело по «водительской» статье 317 (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств). Во время заседания так объяснил случившееся: «На небольшой скорости двигался на повороте. Увидев встречный автомобиль, решил принять правее. Но микроавтобус стало нести прямо, и избежать столкновения не смог».
— Что было после аварии? — спрашивает жена водителя маршрутки. — Муж был потрясен. Понимая, что стал виновником ДТП, сказал: «Им надо помочь». До заседания суда мы заключили мировое соглашение, согласились выплатить на тот момент $10 тысяч в эквиваленте. Тогда для нас были сложные времена: машина в кредите, у нас строилась квартира, кроме того, предстояло оплатить лечение пострадавших в больнице. Конечно, сразу компенсировать такую сумму не смогли и договорились, что будем переводить деньги частями, постепенно.
В общем-то, уголовное дело практически ничем не выделяется из ряда себе подобных. Чистосердечное раскаяние суд счел как смягчающее обстоятельство. Председательствующий по делу посчитал нецелесообразным лишать обвиняемого водительских прав. Решение было таким — назначить три года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Важный нюанс, который будет иметь значение в будущем: в материалах суда было отмечено, что потерпевшая сторона не имеет претензий материального характера.
Версия потерпевшей стороны
По телефону нам удалось поговорить с пострадавшим водителем Mitsubishi. Мужчина до сих пор проходит восстановление, каждая поездка — на общественном транспорте или автомобиле — для него сопряжена с болями, и он не смог приехать в редакцию.
— Предложение заключить мировое соглашение поступило от самого виновника ДТП, — рассказал Владимир. — Я тоже водитель, все понимаю, с каждым может случиться. Было ощущение, что он раскаивается… Подписали соглашение, в котором впоследствии фиксировали переданные суммы. На суде сообщили, что не настаиваем на суровом приговоре и даже лишении водительских прав. Нас услышали… Было два перевода денег, а затем возникла пауза. У нас был номер телефона виновника ДТП, мы стали звонить, он ссылался на отсутствие денег, потом перестал брать трубку вообще. Тогда мы составили письмо с требованием выполнить взятые на себя обязательства, говоря языком юристов, урегулировать спор в досудебном порядке.
Людмила подтвердила слова супруга, показав само соглашение. Она аргументировала позицию своей семьи так: «Справедливости ради надо отметить, что виновник ДТП оплатил транспортировку мужа из одной больницы в другую. Однако с выплатой компенсации появились вопросы. Мы долго ждали от него ответа. А потом, в 2010-м, решили подать исковое заявление в суд.
Поймите, на лечение уходит достаточная сумма — нужны лекарства, обезболивающие. Долгое время муж не мог работать, а у нас дети, дом... Например, после прошлогоднего урагана прохудилась крыша: как только пройдет дождь — кровля течет, приходится подставлять ведра. И это лишь один пример, потому что таких дыр в нашем бюджете немало».
«Никогда не забуду, как вскоре после аварии у нас прорвало трубу, а денег вызвать сантехника не было. Муж, превозмогая сильнейшие боли, дополз до кухни, чтобы устранить поломку. Этот момент безденежья и отчаяния отчетливо врезался в память»
Версия стороны виновника аварии
— Постепенно мы выплачивали оговоренную сумму, но не смогли выполнить обязательства полностью в срок, — признала жена водителя маршрутки. — Тогда потерпевшая сторона обратилась в суд с требованием взыскать с нас компенсацию морального вреда. В мае 2010-го пострадавшим — водителю и его жене, также представлявшей интересы их дочери, — в выплате было отказано. А пассажирке Mitsubishi — свояченице водителя — назначена сравнительно небольшая сумма в 1 миллион неденоминированных рублей (около $330 на тот момент).
По словам женщины, ее муж изначально готов был выплачивать большие суммы, даже собирался продать квартиру. Но там была прописана их несовершеннолетняя дочь, которую никто не позволил бы выписать в никуда. Женщина все время подчеркивает, что супруг не отказывался помогать потерпевшему.
— В том же 2010-м пострадавший попытался обжаловать решение, но судебная коллегия по гражданским делам Минского областного суда оставила кассацию без удовлетворения, — продемонстрировала документы женщина. — Однако через два года условия изменились. Потерпевший снова подал иск в суд, требуя назначить материальную компенсацию морального вреда в размере 20 миллионов неденоминированных рублей (на тот момент около $2,5 тысячи по официальному курсу).
Водитель Mitsubishi, в частности, утверждал, что после аварии его жизнь изменилась, упоминал ухудшение здоровья, боли, необходимость периодически обращаться к врачам и принимать обезболивающие препараты. Также ссылался на то, что не может выполнять мужскую работу по дому, заниматься спортивными играми с детьми, держать на руках маленького ребенка.
— Это существенный факт, — заметила собеседница. — Как бы то ни было, он снова получил отказ.
Версия потерпевшей стороны
Как говорит пострадавший водитель Mitsubishi, изначально он и жена не хотели обращаться в суд, думали решить все миром. Ждали, пока Владимир находился в инвалидной коляске, ждали, пока он ходил на костылях, ждали, когда перешел на трость. В какой именно момент супруги решили прибегнуть к крайней мере, уже не помнят. Говорят, узнали о том, что семья виновника построила новую квартиру, покупала автомобили. По мнению потерпевших, возместить моральный вред второй стороне было по силам.
— Однако суд неожиданно для нас признал меня солидарным ответчиком (как владельца источника повышенной опасности — автомобиля Mitsubishi), мол, я должен оплатить ущерб собственной жене, — в голосе Владимира в этот момент проявилось возмущение. — Вскоре к нам пришли судебные исполнители и стали производить опись имущества. Вы представляете? Я пострадал, признан потерпевшим, а у меня принудительно взыскивают компенсацию. Это стало крайней точкой, когда мы поняли, что просто так нам ничего не дадут. Потом, конечно, предъявили регрессный иск и эту ситуацию удалось уладить, но в тот момент все это меня оскорбило.
Слово берет Людмила: «Мой муж всегда был сильным и здоровым мужчиной. Он внешне до сих пор выглядит таким. Но в реальности травмы круто изменили его жизнь и жизнь нашей семьи. К примеру, левая рука мужа не поднимается выше плеча. Он долго не может стоять и сидеть. И очень комплексует из-за всего этого».
В доказательство женщина показывает один из рентген-снимков, сделанный вскоре после аварии: кости ног буквально нашпигованы пластинами. Если присмотреться, можно увидеть также сверло: его не успели достать из-за затянувшейся операции (длилась более восьми часов) — пациент мог не выдержать такого длительного наркоза и медики решили не рисковать.
Версия стороны виновника аварии
По словам супруги водителя маршрутки, в какой-то момент она подумала, что точка в судебной тяжбе поставлена. В августе 2012 года состоялось очередное заседание. Фактически судья решила, что в части компенсации морального вреда решение практически исполнено (оставалось выплатить 1,6 миллиона и 3 миллиона неденоминированных рублей жене и свояченице водителя соответственно). Однако в конце 2012-го появился новый довод в пользу выплаты компенсации.
Судя по предоставленным документам, в августе 2011-го и ровно через год потерпевший инвалидом признан не был, но в ноябре 2012-го степень утраты трудоспособности возрастает с 24 до 70%, а медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК) делает заключение, что мужчина — инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У пострадавшего в ДТП появились основания потребовать временно утраченный заработок, что и было сделано в очередном исковом заявлении в суд. Ответчик требования не признал, упомянув, что ранее выплатил за моральный вред 21,4 миллиона неденоминированных рублей.
Нельзя забывать, что потерпевший также получал страховые выплаты по июль 2013-го. Прекратили их, когда лимит ответственности в 10 тысяч евро (установлен законодательством) был исчерпан. Тогда потерпевший получил право обратиться за компенсацией к виновнику ДТП. Это также учитывалось во время судебного заседания.
В тот раз решение суда было таким: обязать ИП выплачивать пострадавшему в аварии ежемесячно возмещение вреда в виде утраченного заработка — до ноября 2014 года (то есть до следующего заключения МРЭК). Ответчики стали оспаривать решения. Кассации, жалобы, заявления...
Судебные решения пересматривались, но суть оставалась той же: из-за статуса инвалида потерпевший имеет право на возмещение вреда в виде утраченного заработка. То есть каждый месяц ответчики обязаны компенсировать зарплату.
Версия потерпевшей стороны
У Людмилы и Владимира есть объяснения всем этим фактам. Как говорят супруги, долгое время мужчина не хотел получать инвалидность, хотя врачи, выдававшие больничный за больничным, не раз предлагали ее оформить. Причина? Не мог смириться со статусом, да и это бы сильно ограничивало при трудоустройстве. А Владимир рассчитывал выйти на работу, постепенно восстановиться и вернуться к обычной жизни. В то время он был слесарем на Минском тракторном заводе. Кстати, предприятие не бросило сотрудника в сложной ситуации, не сократило под удобным предлогом, наоборот, помогало деньгами.
— В 2009-м я вернулся на завод. Но работать было непросто, — вспоминает пострадавший в ДТП. — Например, чтобы дойти из одного цеха в другой, приходилось делать пять передышек: где-то опирался, где-то приседал… Когда признали инвалидом, меня просто не имели права оставлять и пришлось уйти. Но я продолжаю работать.
— Почему инвалидность назначили только спустя четыре года после происшествия? — спросили мы.
— Сказались посттравматические последствия, — вздыхает Людмила. — В 2011-м стало заметно хуже, но изменения, как оказалось, начались раньше. Когда обратили внимание врачей, они провели очередное обследование и пришли к выводу, что прогрессируют артрозы. Также проявился некроз головки плеча. Была назначена медико-реабилитационная экспертная комиссия, которая выдала заключение о степени утраты трудоспособности и назначении второй группы инвалидности.
По словам потерпевшей стороны, о возможности обратиться за компенсацией в страховую компанию они узнали случайно, когда к ним домой пришел страховой агент по другому вопросу. Только спустя время после ДТП они обратились за возмещением вреда. Поскольку основания были — компенсацию безропотно выплатили.
— Если бы было подозрение, что данные не соответствуют действительности, страховая компания этого бы так не оставила, — приводит такой аргумент Людмила. — А потом на нашу семью посыпались жалобы. В поликлинике на нас косились врачи, отводили в сторонку и спрашивали: «Зачем вы пишете? Что вас не устраивает?» Медики не могли поверить, что жалуемся не мы, а сторона виновника ДТП. В итоге была назначена комиссия из самых профессиональных в стране специалистов, председатель МРЭК на суде подчеркнула: «Лучше медиков в этой области в Беларуси просто нет». Сейчас у мужа третья группа инвалидности и степень утраты трудоспособности 25%. Медики сделали пометку «бессрочно», что очень возмущает сторону виновника.
Версия стороны виновника аварии
— Потерпевший в ДТП на судебные заседания в основном не ходил. А если являлся, то с палочкой в руках, его поддерживала под руки жена. То есть складывалось ощущение, что это глубоко больной человек, — вспоминает жена виновника ДТП. — Но одним прекрасным днем (это было 22 апреля 2014 года) меня ожидало откровение. Это случилось на улице Плеханова. Я поднималась из подземного перехода и чуть не остолбенела, увидев потерпевшего, который спокойно выходил с водительского места Mercedes Viana. Тогда я достала смартфон и сделала несколько снимков.
Возмущенная женщина через некоторое время (это был июнь 2014 года) отправила запрос: может ли потерпевший управлять транспортными средствами? Вскоре пришел ответ, судя по которому мужчина в мае 2014-го был признан годным к управлению механическими транспортными средствами категорий А и В.
Версия потерпевшей стороны
В телефонном разговоре Владимир подтвердил, что ходил на первые заседания, когда еще шла активная фаза лечения и реабилитации. Использовать трость предписано в эпикризе. Потом в суде интересы потерпевшего представляла адвокат. Мужчина ссылается на то, что присутствовать на заседаниях для него затруднительно.
При этом он подтверждает, что управляет автомобилем на законных основаниях, у него есть соответствующая медицинская справка (обследование велось более недели). А иначе бы он просто не смог передвигаться — ожидание и проезд в общественном транспорте превращаются в сплошное мучение. У семьи четверо детей, которых нужно развозить по детским садам, школам, поликлиникам и т. д.
— Сторона виновника ДТП могла видеть мужа не только за рулем Mercedes с могилевскими номерами, но также управляющим BMW X5, — говорит Людмила. — Это автомобили, принадлежащие нашему родственнику, который приезжает в Минск и оставляет машины на время заграничных командировок. Поскольку транспортные средства с коробкой-автомат, мужу проще управлять ими. Этот вопрос поднимался стороной виновника ДТП в суде и лишь вызвал недоумение у председательствующего по делу.
От себя заметим, что водители-инвалиды на наших дорогах вовсе не исключение. Люди с ограниченными возможностями часто по-другому передвигаться по городу попросту не могут, а машина — едва ли не единственный шанс оставаться социально активным, работать и помогать семье.
Потерпевшая семья не скрывает, что владеет автомобилями Chrysler (2002 г. в.) и Fiat (1999 г. в.).
Версия стороны виновника аварии
Однако для жены виновника ДТП эта ситуация стала поводом, чтобы начать собственное расследование. Те факты, которые она изложила, в контексте ситуации выглядят странными.
— Например, мои знакомые, которые были в курсе ситуации, натолкнулись в соцсетях на страничку потерпевшего, — женщина демонстрирует фотографии. — Посмотрите сами… После аварии у него родилось двое детей. То есть семья стала многодетной.
Вот мужчина позирует рядом с газонокосилкой на участке возле дома, а вот держит малыша на руках. На другой фотографии съезжает с водяной горки вместе с ребенком. Еще один снимок — стоит на пляже с пальмами.
Версия потерпевшей стороны
Первым делом Людмила достает техпаспорт на жилье. По ее словам, земельный участок был получен в середине 1990-х, а въехали в дом они в 2004-м, строили за свой счет, на шее государства не висели. Кое-что периодически обновляют, поскольку в частном доме всегда что-то требует участия хозяев. Но основные строительные работы были завершены задолго до аварии.
По словам потерпевшей стороны, эти фотографии также демонстрировались во время одного из судебных заседаний. Владимир вспомнил, что один снимок был сделан женой виновника ДТП через забор. После этого семья пострадавшего в аварии обратилась в милицию.
— Это был единственный раз, когда мы обращались с жалобой на вторую сторону, — говорит мужчина. — Вскоре пришел ответ из РУВД о том, что состав административного правонарушения в действиях женщины не обнаружен, но проведена профилактическая беседа.
Потерпевший не отрицает, что, несмотря на инвалидность, иногда выполняет какие-то работы на участке, теперь уже без опаски берет младшего ребенка на руки. Говорит, что третья группа не исключает всего этого: «Судья, когда ему показали фотографии, удивился: „У нас инвалиды с первой группой выполняют работы на огороде. Что в этом такого! Мы не вправе запрещать им“».
— Возникает ощущение, что мужа воспринимают как недочеловека, — с трудом сдерживает слезы Людмила. — Сначала по вине водителя маршрутки он получил тяжелейшие травмы. А теперь сторона виновника ДТП укоряет за то, что мы один раз позволили себе с детьми выехать на отдых в Турцию, пытаемся поддерживать дом в порядке, заводим детей… Да мы просто хотим жить нормальной жизнью! А выходит, будто с инвалидностью он потерял право иметь то, что есть у обычных людей. Да, нам непросто. Но мы справляемся…
«Знаем о жалобах, которые сыплются в разные инстанции, и понимаем, кто за ними стоит. Нас неоднократно проверяли прокуратура, органы соцопеки, другие ведомства. Например, поступило письмо, что мы якобы плохо следим за детьми. А чиновники обязаны реагировать! Разумеется, ничего не подтвердилось. Но нервы нам потрепали»
Версия стороны виновника аварии
— Также я стала выяснять порядок прохождения освидетельствования в МРЭК, — продолжает супруга водителя маршрутки. — Меня заинтересовал вопрос: как вышло, что в августе 2012-го человек не был признан инвалидом, а через несколько месяцев стал им? То есть почти через четыре года после ДТП! Я выяснила, что направить на прохождение комиссии вправе только суд. А переосвидетельствование необходимо проводить раз в год. Но потерпевший может сам инициировать процедуру, что, вероятно, и было сделано, поскольку комиссия назначалась сначала в августе 2012-го, а потом в ноябре того же года.
Все это время женщина писала жалобы, обращения, письма в разного рода инстанции, пытаясь добиться пересмотра решения МРЭК.
В конце 2015 года была сформирована комиссия из лучших специалистов в этой области в Беларуси. Их вывод был таким: назначить потерпевшему третью группу инвалидности, установить 25%-ную степень утраты трудоспособности (бессрочно). А это означало, что виновник аварии продолжит выплачивать ежемесячную компенсацию.
— Какая связь с ДТП? Почему бессрочно? — задает вопросы женщина. — На одно из заседаний была вызвана медик, входившая в состав комиссии. Она безапелляционно заявила, что пострадавший в аварии никогда не выздоровеет и травмы — результат дорожного происшествия. Мы просили назначить судебно-медицинскую экспертизу, которая не проводилась, и установить причинную связь этих травм с ДТП. Однако областной суд нам в этом отказал. Сейчас обращение находится у председателя облсуда.
Версия потерпевшей стороны
Как говорят Людмила и Владимир, сторона виновника ДТП хорошо знает, почему в 2012-м МРЭК проводился дважды. Оказалось, летом того года мужчина перенес очередную сложную операцию (под общим наркозом), и медики, узнав об этом, предложили явиться позже: они не имели права давать оценку, пока человек не прошел восстановление и находится на больничном.
В тот раз предыдущее решение было оставлено в силе. А в ноябре участковый врач направил мужчину на комиссию, чтобы та все-таки вынесла заключение.
— Все эти апелляции и жалобы вызваны нежеланием выплачивать утраченный заработок, — убеждена Людмила. — Выплаты со стороны виновника ДТП завершились в конце 2014-го, то есть их не было два года. Теперь суд принимает решения в нашу пользу и все говорит о том, что им все-таки придется возместить утраченный заработок.
— Вообще, вся эта истерия вокруг нашей семьи перешла все допустимые границы, — добавляет женщина. — Это самая настоящая травля! Нас никак не могут оставить в покое, лезут в финансовые дела, решают, сколько детей мы можем иметь, куда ездить и где жить. Мы уже на грани и хотим инициировать разбирательство правоохранительных органов по факту вторжения в личную жизнь.
Одна статья не может вместить в себя то количество взаимных претензий и обид, которые накопились за эти восемь лет. В определенный момент возникло ощущение, что стороны словно поменялись местами: теперь мужчина, тяжело пострадавший в ДТП, оправдывается. Хотя, как нам видится, желание иметь много детей, изредка вывозить их на отдых к морю и жить в собственном ухоженном доме — абсолютно нормальное и естественное. Это частное дело семьи тратить полученные законным способом деньги как ей заблагорассудится. История продолжительной судебной тяжбы — это также напоминание о том, к чему могут привести ошибки, допущенные за рулем. Может так статься, что придется каждый месяц перечислять деньги человеку, пострадавшему в ДТП.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by