«От метро ехать минут 15. А потом еще столько же идти по грязи». Деревенские контрасты под Минском

02 марта 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

«От метро ехать минут 15. А потом еще столько же идти по грязи». Деревенские контрасты под Минском

Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

В Минске тесно. Город борется с заторами на Немиге, учится ездить по площади Бангалор и не занимать крайнюю левую полосу на МКАД, ищет, где припарковаться после работы. А отъедешь от столицы хотя бы немного — другая жизнь. Простор, природа, воздух чище. На тротуарах никто не паркуется — потому что нет их, тротуаров. Пройти, к слову, по этой же причине негде. Об этом и пойдет сегодняшний разговор.

Деревня — это не обязательно три дома и колодец где-то вдали от цивилизации. Давайте возьмем что поближе. Вот, к примеру, Ратомка. Пять километров от Минска по молодечненской трассе, 15 минут от метро. Здесь расположен Республиканский центр олимпийской подготовки конного спорта и коневодства, проводятся соревнования международного уровня, есть гостиница и база отдыха. Живой такой агрогородок, где ведется застройка новых кварталов, а рабочие заканчивают отделку недавно возведенных коттеджей.

— Мы Алесю [имена в статье изменены. — Прим. Onliner.by] в школу в Минск возили. А с прошлого года она у нас сама ездит: мы только с маршрутки ее встречаем, — говорит Наталья, мама девочки. — Здесь многие так поступают. В семьях машина, как правило, есть. Но каждый день не получается отвозить-забирать — у всех работа. Поэтому класса с пятого дети в этом отношении уже самостоятельные.

В целом пугаться нечего. До станции метро «Каменная Горка» на маршрутке ехать минут 10—15. Минчане зачастую больше времени тратят. Компактные автобусы бегают между Ратомкой и городом каждые 40 минут, стоимость билета в одну сторону — 1,5 рубля. Взрослые также активно пользуются этим видом транспорта: кто-то в городе работает, кому-то нужно по делам.

— Сейчас как раз приедет автобус из Минска. Пойдемте Алесю встречать из школы. Посмóтрите на нашу деревенскую жизнь.

Каждый день мама девочки, а иногда ее бабушка — Любовь Петровна, — идут на остановку встречать школьницу. Так же как и родители других детей. Идти вроде бы недалеко, только негде — пешеходной дорожки нет. И мы гуськом пробираемся по обочине. В спину едут автомобили — страшновато с непривычки. А еще хочется не слишком измазаться. Только как это сделать, когда кругом грязь и лужи?

— Солнце стало выглядывать, и обочина понемногу подсыхает. Иначе здесь вообще не пройти — в каждом доме стоят резиновые сапоги на этот случай, — вздыхают взрослые. — А рядом машины несутся, скорости здесь немаленькие. Из лужи, например, запросто окатить могут. Но это полбеды. Мы за детей боимся, понимаете?

Выходит, что, потратив 15 минут на дорогу из Минска в Ратомку, человек, будь то ребенок или взрослый, вынужден столько же времени шагать вдоль проезжей части по соседству с автомобилями. Зимой дорогу очищают, а снег сгребают на обочину — тогда вообще не пройти. С оттепелью все размывает, пешеходы пробираются по щиколотку в грязи. Обойти лужи по асфальту немыслимо — там машины. Летом по обочине катаются на велосипедах — больше негде.

Если день короткий, дела обстоят еще хуже. Причина в том, что сельская дорога, вдоль которой вынуждены идти люди, никак не освещена. Остается носить фликеры и надеяться, что водитель вовремя увидит пешехода перед собой.

Приходим на остановку. Метров за десять от навеса начинается тротуар — он выглядит какой-то диковинкой в этих местах. Здесь же обозначенный нерегулируемый переход. Он ведет в никуда — можно разве что пересечь проезжую часть. Дальше придется снова двигаться по обочине.

— На всю деревню по три остановки в каждом направлении: в начале селения, в конце и посередине. Вышел из автобуса — и все, дальше как хочешь — говорит Любовь Петровна. Она эмоциональна, как все бабушки, и видит в проблемах агрогородка злой умысел со стороны. — Года полтора назад было лучше. Водителя можно было попросить: остановись на перекрестке, или возле дома, или возле магазина. Люди знали, где остановится маршрутка, чтобы их подобрать или высадить. Было удобно. А теперь водители ни в какую — только на остановках, говорят.


Что же такого произошло за эти полтора года? Из-за чего водители стали так несговорчивы?

Давайте вспомним дело Кати Ивановой, а также другие ДТП, случившиеся по схожему сценарию. Пассажиры просят водителя автобуса остановиться где им удобнее, тот соглашается. Открываются двери, люди выходят, кто-то идет через дорогу. Тогда, 21 сентября 2015 года, маленькую Катю сбил водитель Honda, ребенок пережил клиническую смерть.

Водителя автобуса в итоге привлекли к административной ответственности по линии ГАИ — за высадку пассажиров в неположенном месте. А водителю Honda, который совершил наезд на ребенка, суд назначил наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием в колонии в условиях поселения.

В ГАИ Минского района говорят, что профилактическая работа с перевозчиками ведется регулярно. Инспекторы напоминают о предусмотренной ответственности (до 4 базовых величин по ч. 5 ст. 18.14 КоАП — до 92 рублей), а также о последствиях, к которым может привести нарушение. Очевидно, что водители отреагировали на предупреждения.

Пешеходам также настоятельно рекомендуют соблюдать правила дорожного движения. А они гласят, что пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. Если и ее нет, то допускается движение пешехода по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств. При движении в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающими элементами (п. 17.1).


— Не вышло ли так, что при соблюдении всех пунктов ПДД пешеходы оказались в еще большей опасности? Есть остановка и есть пешеходный переход возле нее. Но затем, например ребенку, приходится долгое время идти вдоль проезжей части. Формально он делает это по правилам. Однако какой родитель сможет спокойно смотреть, как в метре от его сына или дочери проносятся автомобили? — задается вопросом Наталья.

Даже в пределах самóй Ратомки местные часто пользуются маршрутками. Кто-то везет детей в садик, кому-то нужно заехать на железнодорожную станцию — там и сберкасса, и отделение почты.

— Теперь возле станции маршрутка не останавливается, проезжает ее стороной. Никого не волнует, что людям неудобно — мы же деревня, — говорит Любовь Петровна. — То же самое и с гостиницей нашей для спортсменов, и с детским садом — тротуар только вокруг здания.

Проблему с точки зрения местных жителей могло бы решить обустройство тротуаров либо дополнительные остановочные пункты возле социально значимых мест.

В Ждановичском сельском совете ничем обнадежить не смогли.

— Вы видели дороги в Ратомке? Там же очень узкие улицы, какие тротуары? В агрогородке просто нет возможности их сделать, — говорят в сельсовете.

Пешеходы чувствуют себя забытыми, дороги в поселке принадлежат автомобилям. С остановками, впрочем, дело обстоит лучше.

В КУП «Минскоблдорстрой» корреспонденту Onliner.by сообщили, что на этот год в Ратомке уже запланировано строительство шести дополнительных остановочных пунктов — по три в каждом направлении.

Вот только позволит ли это разрешить ситуацию? Проблема типична для всего Минского района: населенные пункты разрастаются, потребности жителей в транспортном сообщении растут. И действующие стандарты, так же как и существующие дороги, им больше не соответствуют.

— Возьмем Ратомку. Местные жители неоднократно просили организовать туда движение пригородного автобуса. Но бóльшая часть дорог в населенном пункте не приспособлена для этого, большой автобус там просто не пройдет, — пояснили в ГУ «Столичный транспорт и связь».

Местные жители вздыхают: нужна остановка, но она не оборудована, нужен автобус, но ему негде проехать.


Наталья с Алесей шагают по грязной обочине домой. Мама держит дочь за руку и просит ее идти подальше от проезжей части. Как еще ей обезопасить ребенка?

Автокресла в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by