А вы заметили, как расширился стандартный пакет опций даже у бюджетного автомобиля? Кажется, еще недавно центральный замок и электрозеркала считались приятным бонусом, а теперь при отсутствии парктроника и кондиционера комплектацию называют бедной. Удобство или зависимость? Прогресс или ограниченность? Особенно быстро привыкают к новому и комфортному девушки. Во время эксперимента мы попросили владелицу укомплектованного «премиума» с АКП вспомнить все и пересесть на 20-летний лифтбэк с «механикой». Роль блондинки сыграла Катя Коба — фотомодель и, между прочим, очень эффектная девушка (недаром в Instagram у нее аж 450 тысяч подписчиков).
— У меня седан премиум-класса с навигацией, климат-контролем, камерой заднего вида, системой автоматической парковки, а главное — с АКП. Последний раз машиной с «механикой» я управляла лет десять назад, когда сдавала на права, — Катя немного мандражировала перед началом эксперимента. — Для меня это как снова прийти на экзамен в ГАИ. Есть страх не справиться. Господи, я уже забыла, что такое выжимать сцепление...
Но суть квеста не в том, чтобы заставить девушку мучиться с «механикой» и негодовать по поводу отсутствия привычных опций. Организаторы выбрали радикальный план по возвращению в прошлое: напрочь отказаться от современных гаджетов. Смартфон у Кати отобрали, вручив взамен кнопочный телефон и бумажную карту, а «селфи» предложили делать с помощью старенького пленочного (!) «Зенита».
— Без современных устройств я не представляю свою жизнь. Скажем, как ориентироваться без навигатора? — Коба продолжала рассуждать о том, с чем придется столкнуться. — Что обычно беру с собой в дорогу? Аварийный набор. Никогда еще не пригодился, но мало ли... Хотя колесо, наверное, смогла бы самостоятельно поменять. Как-то во время телесъемок пришлось взять в руки домкрат, и алгоритм я помню.
Модель говорит, что передвигается по городу в основном на автомобиле. Ей нужно каждый день завозить и забирать сына из школы, а еще поездки по делам, за покупками и так далее.
Эта сторона жизни девушки находит мало отражения в ее аккаунте в Instagram. Коба исходит из принципа, что нужно отделять рабочее от личного.
— Пару лет назад я вообще не ожидала, что соцсети могут приносить доход, — Катя утверждает, что ни один подписчик не был «накручен». — Началось все с аккаунта во «ВКонтакте», потом я завела профиль в Instagram, который быстро стал популярным. Начали поступать предложения поучаствовать в показах и фотосъемках. Теперь я регулярно езжу в Киев, Москву, Санкт-Петербург... Был заключен контракт с одной компанией в США, но в Америке нужно проводить слишком много времени, и я оказалась не готова к длительному расставанию с семьей.
В соцсетях Катя часто размещает фотографии из разных стран, которые посещает по работе. На некоторых снимках присутствуют недешевые автомобили: Lamborghini, Rolls-Royce... «Да-а-а, это суровые машины, но не для меня. Я по духу не гонщик. Нужно что-то более мягкое и комфортное», — делится впечатлениями от поездок на суперкарах модель.
— На «блондинку» не обижаюсь. За что? Это просто стереотип, — признается Катя. — Стараюсь вести себя вежливо, пропускать, если «просятся». Исхожу из принципа, что тебе потом же помогут. Конечно, за десять лет попадала в разные ситуации, но лишь один раз не смогла остановить машину. Это было во время сильной гололедицы — выжала педаль тормоза, а автомобиль продолжил движение с заблокированными колесами... В результате произошло небольшое столкновение со стоящим впереди грузовиком.
Наконец подъезжает Skoda Octavia, которой будет управлять девушка. Этот лифтбэк был выпущен в 1997 году (под капотом установлен турбированный бензиновый двигатель). Заметно, что хозяин бережно относится к автомобилю — состояние очень хорошее.
— Формы кузова, мне кажется, немного грубоваты. Сейчас все такое плавное, — модель сначала решила осмотреть машину снаружи. — Ой, а сзади даже спойлер есть. Может быть, владелец гонщик?
Сев в салон, девушка продолжила радоваться: «Не все так плохо, как я думала! Представляла себе более бедную комплектацию. А тут и электрические стеклоподъемники, и кондиционер, и даже подстаканник».
Однако прежде чем отправлять Кобу в реальные дорожные условия, ей предложили потренироваться на площадке под чутким присмотром инструктора по вождению. Все-таки управление автомобилем с «механикой» после долгого перерыва может быть чревато...
Честно говоря, все были настроены скептически. Инструктор по вождению Дмитрий Галимский так описывал проблемы перехода с «автомата» на «механику»: «Люди напрочь забывают, как работать левой ногой. Это самая большая сложность. Также могут возникнуть проблемы с переключением передач — „автоматчики“ об этом тоже забывают».
Катя, зная, с чем придется столкнуться, подготовилась — захватила с собой сменную обувь, без каблуков. Последние приготовления. Водитель Skoda настраивается, еще раз осматривает рычаг КПП. И плавно трогается!
Около получаса автомобиль кружил по площадке, девушка заезжала в «гараж», на эстакаду, и двигатель ни разу не заглох.
— Мне очень понравилось! — поделилась впечатлениями Коба. — Думала, что буду постоянно глохнуть. Но справилась лучше, чем ожидала...
Катя утверждает, что просто сфокусировалась на сцеплении и рычаге КПП, старалась помнить и все получилось. Этот успех ее вдохновил и порадовал. Показалось, что в реальных дорожных условиях точно не возникнет проблем — уж очень уверенно смотрелась девушка за рулем Octavia.
К слову, про коробку передач. Вскоре грядут новшества: в водительских удостоверениях планируют делать отметки — тот, кто будет сдавать экзамен в ГАИ на «автомате», не получит права ездить за рулем автомобиля с МКП.
Формальным поводом для поездки в ближайший поселок стала покупка леденцов. Это тоже своеобразная отсылка к прошлому. Помните петушков на палочке? Раньше такое лакомство было в дефиците. Сегодня его, конечно, можно легко найти в любом минском гипермаркете, но организаторы эксперимента решили не мелочиться и отправить Катю в Колодищи.
Сначала все шло по плану: мы выехали на ул. Уручскую, затем — на ул. Острошицкую и пр. Независимости. Скорости были небольшими, и девушка включала то первую, то вторую передачу. Решив, что наша водитель освоилась, даже осмелились задавать вопросы:
— А вы когда с супругом ездите в автомобиле, он делает замечания по поводу управления машиной?
— Иногда критикует. Последний раз ругал, например, когда я проехала на желтый сигнал светофора. Я нормально реагирую. Муж беспокоится, не хочет, чтобы со мной или сыном что-то случилось. Стараюсь принимать замечания к сведению.
Но как только Катя стала нахваливать машину, отмечать хорошую управляемость и легкий ход руля, двигатель заревел. Оказалось, девушка на радостях включила вместо третьей передачи первую. Стрелка тахометра взмыла вверх, ответственный за автомобиль нервно заерзал на заднем сиденье.
Потом ошибка повторилась снова и снова — Коба то забывала выжать педаль сцепления, то вообще включить передачу, то отпустить сцепление. Хм, вспомнить, как трогаться на «механике», оказалось мало... Нужно было еще основательно отрепетировать переключения передач! Но что делать — мы уже в пути.
— Четвертую включайте! — не вытерпел фотокорреспондент.
— Она «ругается», потому что мало «газа»... — заметил видеооператор.
— Слышите, как сцеплением запахло? — шумно втянул воздух ответственный за машину.
Приключения, как выяснилось позже, только начинались. Мы заметили, что наша водитель доверилась автомобилю сопровождения, а когда тот свернул с трассы, последовала за ней. До поворота к Колодищам оставалось пару километров...
— Ой, а что теперь делать? — растерялась девушка, когда поняла, что приехала не туда. — Наверное, просто в Колодищи два пути. Ладно, поедем вслепую.
Смартфона нет, бестолковая беготня по перекрестку не помогла, прохожие, явно испугавшись камер, старались поскорее отделаться от суетливой блондинки.
— Честно говоря, у меня никогда не было такой ситуации, — призналась Катя. — Сейчас у каждого есть интернет, смартфон, навигация...
— Ну а если сеть не ловит или телефон разрядился? — моделировали мы вполне реальную ситуацию.
Тогда водитель приняла принципиальное решение и поехала наугад. Конечно, ничем хорошим это не завершилось. Через минуту мы уперлись в тупик, и пришлось разворачиваться. Кажется, терпение ответственного уже стало заканчиваться.
— Молодой человек, помогите. Мы в Колодищах? — взмолилась Коба, увидев возле Peugeot на парковке водителя.
Мужчина странно посмотрел на нее и кивнул в сторону трассы. Нам всего-то надо было вернуться на магистраль и проехать пару километров, а там нас бы направил указатель.
— Она не едет! — Катя вновь не включила передачу и автомобиль «газовал» вхолостую. — Ну чего вы смеетесь?
Постепенно девушка пришла в себя, справилась с волнением, и мы добрались до поселка. Правда, сзади собрался хвост из машин, а водитель Renault решился на обгон.
— Ура-а-а! — в конце концов мы притормозили и водитель не смогла скрыть эмоций.
Ответственный громко выдохнул. Все мы дружно переглядывались — все ли в порядке с автомобилем? А чтобы удостовериться, попросили Катю открыть капот. Это тоже стало для нее испытанием, с которым она справилась не без подсказок окружающей группы поддержки.
— Сперва все шло хорошо. Но потом я начала нервничать и у меня перестало получаться, — анализировала итоги эксперимента Катя. — Если бы у меня было два-три дня, то научилась бы хорошо ездить и на «механике». Только надо потренироваться с переключением передач. А машинка хорошая, понравилась мне.
В Минск Кате предстояло ехать на автомобиле той же марки и модели, но последнего поколения — уже с полным набором опций: встроенной GPS-навигацией, раздельным климат-контролем, Bluetooth-соединением, а главное — с АКП. Машина только-только сошла с конвейера.
— Ну это другое дело! — девушка почувствовала себя в своей стихии. — Левая нога на площадке для отдыха, дергать за рычаг не надо... Как же приятно вернуться в современность.
Понятное дело, на обратном пути нас не сопровождали неудачи, можно было спокойно беседовать, не волнуясь за возможные ошибки водителя.
Сразу вспомнилось расхожее мнение, мол, комфорт разбаловал автомобилистов и скоро они не будут знать, что находится под капотом машины. А ведь раньше в автошколах учили устройство транспортного средства, за что отвечают основные узлы, как поменять масло. В то же время нужно ли это сейчас, когда на рынке эвакуации, мобильных сервисов по замене техжидкостей и СТО конкуренция? Достаточно всего-то сделать пару звонков.
— Иногда бывает полезно оглянуться назад, чтобы по-новому взглянуть на нынешнее положение вещей и по достоинству оценить то, что сейчас у нас имеется, — подводит итоги необычного для себя опыта Катя Коба, которая так же, как и Владимир Несмашный, принимает участие в Неделе любви к автомобилю (акция пройдет в Минске с 18 по 25 мая). — Но отказываться от приятных опций и превращаться в отшельника я не хочу. Мы живем в мире конкретных вещей. Они помогают, а не делают нас слабыми! Позволяют оставить силы для других, полезных действий. В результате больше времени остается на семью, работу и другие важные дела. Я не хочу, чтобы подписчики решили, будто я разбалована и живу словно в сказке. Для меня не проблема пересесть на общественный транспорт, домом я занимаюсь сама, с удовольствием готовлю — у нас нет наемных помощниц. А соцсети — это другое...
Выражаем благодарность за помощь во время проведения эксперимента
автошколе «АвтоРаллиПрофиПлюс» и лично Дмитрию Галимскому
Инструкторы по вождению в сервисе «Услуги» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by