Требование иметь в автомобильной аптечке презерватив отменили десять лет назад, хотя народный фольклор еще помнит странную повинность для водителей. А в автошколах уже не учат особенностям работы четырехтактного двигателя. И пресловутый дорожный фонд ушел в архив. Вспоминаем, отмена каких важных устоев коснулась большинства водителей в Беларуси.
В начале 2000-х в обязательном перечне, который каждый водитель должен был иметь в автомобильной аптечке, среди лекарств и бинтов вдруг появился пункт о наличии презерватива. И это не шутка! Отправляясь в поездку, нужно было позаботиться о наличии этого средства контрацепции.
На самом деле логика была: таким образом популяризировалась идея безопасного секса. Включение презервативов в автомобильные аптечки стало частью кампании по профилактике ВИЧ/СПИД. Не так уже важно, что выполнялось требование далеко не всегда, но говорили о нем многие. И шутили, к слову, тоже.
Ровно десять лет назад, в 2008 году, Министерство здравоохранения утвердило новый перечень лекарственных препаратов, которые должны быть в аптечке. Тогда же из него исключили презервативы.
Напомним, что обычно содержимое аптечки проверяют при прохождении техосмотра. Сотрудник станции диагностики вправе убедиться в наличии каждого медикамента и средства из приведенного перечня, вплоть до проверки срока годности. Аналогичные полномочия есть у сотрудников ГАИ.
И это как раз не ноу-хау. В странах Западной Европы тоже строго следят за содержимым автомобильной аптечки. Героиня одного из наших интервью Антье Зоммерфельд (немка, прожившая в Беларуси пять лет) вспоминала, как однажды ее оштрафовали в Германии за то, что в принадлежащей ей машине находилось просроченное лекарство.
Многие водители уже не помнят, когда именно отменили необходимость иметь доверенность при управлении автомобилем, зарегистрированным на другого человека. При введении данной нормы, в смутные времена, это была жизненная необходимость и перестраховка — машину могли отобрать силой или угнать.
Постепенно волна дорожного криминала сошла на нет, и автомобилисты уже не понимали, зачем среди водительских документов нужно иметь бумажку, заверенную нотариусом.
Это сильно затрудняло жизнь, если необходимо было срочно сесть за руль чужой машины (без присутствия хозяина).
В конце концов формальность отменили, что облегчило жизнь многим белорусам. Теперь для управления автомобилем, зарегистрированным на другого человека, достаточно иметь свидетельство о регистрации (техпаспорт), обязательную страховку и сертификат о прохождении техосмотра, а также права и талон.
А пять лет назад на белорусских заправках перестали продавать бензин «Нормаль-80». Обоснование было таким: данный вид топлива экологически вреден, не отвечает современным стандартам, к тому же спрос на него многократно снизился.
Одновременно нефтеперерабатывающие предприятия заявили о выпуске в больших объемах высокооктановых марок бензина АИ-92 К5, АИ-95 К5, АИ-92 К5 Евро, АИ-95 К5 Евро. Это, в свою очередь, привело к отсутствию технической возможности производства автобензина «Нормаль-80», имеющего низкую добавленную стоимость. Новое оборудование на заводах было выведено на проектную мощность.
Впрочем, до сих пор некоторые автомобилисты со стажем интересуются, куда подевалась старая добрая «Нормаль-80» (или даже АИ-76). «Почему 80-й бензин не продается на заправках? У меня „Москвич-412“, и ему другой не подходит», — в частности интересовался один из водителей.
Ответ специалистов «Белнефтехима» был таким: «По данным основных производителей карбюраторных двигателей для автотехники, все модели выпускаемых в настоящее время двигателей могут эксплуатироваться на автобензине АИ-92 (Регуляр-92), а произведенные ранее, в том числе и на автомобиле „Москвич-412“, допускают использование высокооктановых бензинов при условии регулировки установочных параметров двигателя».
К слову, на заправках стран Западной Европы уже не найдешь бензин с октановым числом ниже АИ-95. Однако в Беларуси разговоры об ограничениях продаж 92-го пока не ведутся.
Обязанность ездить с ближним светом фар (с 1 ноября по 31 марта) круглосуточно вменили в 2003 году. Инициаторы ссылались на европейский опыт, который считался положительным.
Спустя год после нововведения сотрудники ГАИ докладывали: на 4% снизилось число учетных ДТП, совершенных в светлое время суток, на 3% — количество наездов на пешеходов, на 7% — лобовых столкновений, на 25% — жертв аварий.
Однако в ноябре 2004-го Александр Лукашенко возмутился тем, что водителей обязывают ездить с включенным светом фар и днем. В частности, он тогда сказал: «Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет — лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять правила дорожного движения?»
Тональность комментария Натальи Петкевич (работавшей в то время пресс-секретарем президента) была более официальной: «Правила о том, что транспортным средствам необходимо передвигаться в светлое время суток с включенными фарами, вызывали возмущение и недоумение как у водителей, так и у пешеходов. Тем не менее безопасности движения это не прибавляло... Из правил дорожного движения должны быть исключены все те абсурды, которые не создают дополнительных условий для безопасности движения, а просто мешают как пешеходам, так и водителям».
Вскоре данный пункт в ПДД был скорректирован. Сейчас он звучит по-другому и обязывает всех водителей включать ближний свет фар в светлое время суток во время проведения спецмероприятий (как правило, акций ГАИ).
Раньше в автошколах довольно глубоко изучали конструкцию машин. Можно было видеть, как курсанты зубрят устройство карбюраторного двигателя. Кое-где со старых времен остались плакаты и стенды, которые сейчас скорее выполняют роль декораций.
Развитие автомобилизации, повышение качества услуг сервиса и распространение служб эвакуации сделало многие требования морально устаревшими, и учебную программу скорректировали. В самом деле, зачем современной автомобилистке знать, как поменять свечи или масляный фильтр, если это быстро и качественно сделают специально обученные люди.
Как рассказали нам специалисты, задействованные в обучении курсантов, сейчас на изучение автомобиля отведено пять часов теории и один час практики.
Однако сами курсанты говорят, что сегодня на эту тему редко отводят время. А потом сотрудники СТО рассказывают анекдотичные случаи про деталь 710. Реальная история одного курсанта автошколы: «На одном из последних занятий преподаватель спросил, все ли знают принцип работы сцепления. Точнее, что происходит, если выжать педаль. Все в голос завопили: „Да-а-а, диски сжимаются“. Правильный ответ я узнал совсем не в автошколе, а у стороннего инструктора».
Отмена единого дорожного фонда аукнулась сначала на качестве дорог, а потом на карманах автомобилистов. Раньше деньги поступали за счет акцизов на бензин и некоторых налогов, оплачиваемых при покупке машины. Когда эти сборы отменили, многие поспешили обрадоваться.
Тем не менее дорожники сетовали, что отмена фонда больше всего сказалась на местных дорогах, в результате чего финансирование их содержания значительно уменьшилось.
А через несколько лет решено было поддерживать состояние дорог за счет госпошлины, которую стали взимать при оплате техосмотра. Тогда многие автомобилисты решили отказаться от ТО. По данным «Белтехосмотра», более половины зарегистрированных машин в прошлом году не показывались на станциях диагностики.
Процедуру взимания госпошлины решили срочно скорректировать. Теперь оплату хотят отвязать от прохождения ТО, а систему взимания денег за эксплуатацию трасс сделать более гибкой.
Карты памяти в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by