Как мыслят самые богатые автолюбители в мире? Пытаемся понять владельцев Rolls-Royce

Автор: Денис Логунович. Фото: производителя, kolesa.ru, Максим Малиновский
19 февраля 2018 в 8:00

«Нельзя сказать, что нашими конкурентами являются Bentley, Ferrari или другие бренды, выпускающие очень дорогие машины. В такой же степени с Rolls-Royce конкурируют производители элитных часов, вертолетов, яхт и роскошной недвижимости», — Франк Тиманн, директор по коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе и СНГ, с искренним энтузиазмом рассказывает об особенностях работы с клиентами-миллионерами. Он прибыл в Минск с коротким визитом, чтобы поговорить с местными журналистами о мировом рынке предметов роскоши, новостях Rolls-Royce и «люксовом потенциале» Беларуси. Сейчас на нашей планете насчитывается 16,5 миллиона людей, у которых есть больше миллиона долларов. Каждый год эта цифра растет на 5—7%. Любопытно, что в охваченных нестабильностью и кризисом странах СНГ и Восточной Европы рост числа очень богатых людей интенсивнее, чем в Западной Европе или США. В наших краях каждый год количество миллионеров увеличивается примерно на 8,5%. Пора открывать дилерский центр Rolls-Royce в Минске? Подробности в нашем материале.

Rolls-Royce — классический стартап

Не будем утомлять вас 114-летней историей Rolls-Royce, но позволим себе кратко напомнить, как была основана эта компания. Она появилась на свет благодаря встрече талантливейшего инженера Генри Ройса и предпринимателя Чарльза Роллса. Ройс был из бедной семьи, но обладал необходимыми для производства моторов навыками, а Роллс был помешан на гонках и самолетах и являлся сыном очень богатого барона. Как видите, ранняя бизнес-модель Rolls-Royce похожа на современный стартап — инвестор нашел себе перспективного партнера и вложил в него деньги.

Rolls-Royce 10 HP, выпущенный в 1904 году. Примечательно, что официально бренд был зарегистрирован в 1906-м

Компания на протяжении своего существования ставила перед собой одну цель — выпускать лучшие машины на планете. Но за этой простой формулировкой лежит очень богатая история, переполненная неожиданными поворотами, которые, впрочем, не поменяли фундаментальную стратегию, заложенную век назад Роллсом и Ройсом. Авиационные моторы, поглощение Bentley, разделение бизнеса, банкротство, переход в концерн BMW, смена штаб-квартир и даже несколько названий компании... Не каждый автомобильный бренд пережил столько и не изменил своим традициям, пронеся сквозь десятилетия единую философию.

Rolls-Royce Silver Ghost Limousine 1907 года выпуска. Машина до сих пор на ходу и хранится в частной коллекции. 80% всех выпущенных Rolls-Royce за 114 лет по-прежнему могут передвигаться самостоятельно
Первый российский дилер Rolls-Royce был не в Москве.

— Первый Rolls-Royce пересек границу Российской империи еще в 1910 году. Это был Silver Ghost для клиента из Санкт-Петербурга. И уже через несколько лет в этом городе (к тому времени его переименовали в Петроград. — Прим. Onliner.by) появился первый дилерский центр Rolls-Royce. Получается, история бренда в России длится уже больше века. У нас были клиенты как в Российской империи, так и в СССР, а позже — в Российской Федерации. Это крайне важный для Rolls-Royce регион, — рассказал корреспонденту Onliner.by Франк Тиманн.

Rolls-Royce Silver Ghost. Петроград, 1914 год

В настоящее время в России работают три официальных дилера Rolls-Royce: один в Санкт-Петербурге и два в Москве. Российская столица стала первым в мире городом, где было открыто сразу два автоцентра компании. В настоящее время два дилера Rolls-Royce есть еще в Нью-Йорке. Всего на планете 136 официальных точек продаж производителя. Любопытно, что дилеры Rolls-Royce есть в Омане и Нигерии, но не представлены в Швеции и Норвегии.

— Сколько автомобилей Rolls-Royce продается в России за год?

— Мы предпочитаем не называть цифры продаж по отдельным странам. Нужно понимать, что клиенты Rolls-Royce очень мобильны. Они путешествуют по всему миру и редко живут в одной стране. Даже если посчитать количество продаж российского дилера, эта цифра ничего нам не скажет. Ведь какой-нибудь российский миллиардер, имеющий виллу на Лазурном берегу, вполне может купить кабриолет Rolls-Royce во Франции и ездить на нем там. Даже я не знаю, сколько русских владеет машинами Rolls-Royce. Могу лишь сказать, что на территории России в год мы продаем около сотни автомобилей. Есть клиент с острова Сахалин. На ТО он отправляет машину самолетом, восемь часов лету.

В годовом отчете компании говорится, что за прошлый год Rolls-Royce продала 3362 автомобиля по всему миру. Это, к слову, меньше, чем в 2016-м. Но тут нужно иметь в виду, что в конце 2016-го британцы прекратили выпускать Phantom предыдущего поколения и весь год бренд существовал без этой очень важной модели. В России презентация нового Phantom прошла в сентябре 2017-го, а ключи первые клиенты получили в январе — феврале 2018-го. Этот год обещает быть рекордным для Rolls-Royce как в РФ, так и в мире.

Новый Rolls-Royce Phantom в Санкт-Петербурге. Фото: kolesa.ru

Rolls-Royce в Беларуси

— Есть ли у вас цифры по количеству Rolls-Royce, зарегистрированных в Беларуси?

— Это закрытая статистика, которую я не вправе разглашать. Могу лишь сказать, что количество Rolls-Royce в Беларуси исчисляется двузначным числом. Это мой второй визит в Минск — я уже приезжал три года назад. За это время в стране появилось несколько новых моделей Rolls-Royce. Это, несомненно, радует. На самом деле Беларусь — интересный рынок для нас.

— Так может, пора открывать дилерский центр в Минске? Рядом с Bentley, например.

— В обозримом будущем мы не планируем открывать шоу-рум в Беларуси. На то есть несколько причин. В первую очередь мы не хотим выходить на нестабильный рынок, когда в один год дилер продаст 20 машин, через год — 10, а потом — 3. Нам нужны стабильные долгосрочные перспективы. Кроме того, мы не видим в Беларуси надежного партнера, который справился бы с продажами Rolls-Royce. На самом деле наши дилерские центры есть далеко не во всех экономически развитых странах. Если посмотреть на мировую карту наших автоцентров, то мы увидим много пробелов. Вот вам небольшой пример — мы всего два года назад открыли шоу-рум в Стамбуле. А Турция является 16-й экономически развитой страной в мире.

На самом деле дилерская сеть Rolls-Royce растет с каждым годом. В 2017-м бренд открыл шоу-румы в Чили и Бразилии — это первые автоцентры компании на территории Южной Америки. В Африке, к слову, тоже имеются два шоу-рума. Официальные дилеры британского производителя сейчас есть в Украине, Азербайджане и Казахстане. Поэтому не исключено, что лет через пять, когда в нашей IT-стране станет достаточно миллионеров, Rolls-Royce задумается и о минской прописке.

Кроссовер Cullinan, который не называют кроссовером

— Недавно вы анонсировали выход новой модели — Cullinan. Когда ожидается дебют машины на рынке? Какие надежды производитель возлагает на такую необычную для бренда модель?

— Да, мы буквально на днях окончательно определились с названием для этого автомобиля. Машина названа в честь самого большого алмаза, который когда-либо был найден на нашей планете. Его добыли в Южной Африке в 1905 году. Как раз тогда, когда основывалась компания Rolls-Royce. Кстати, в итоге этот алмаз был разделен на много кусочков и два из них находятся на короне британской королевы. Что касается автомобиля, то это будет вторая модель Rolls-Royce на новой алюминиевой архитектуре (первая — Phantom. — Прим. Onliner.by), и мы считаем, что Cullinan имеет шансы стать самой продаваемой машиной бренда.

По поводу запуска могу лишь сказать, что дебют автомобиля состоится до конца года. 2018-й обещает быть насыщенным для нас. В этом году на рынке дебютировал новый Phantom, первые покупатели которого только сейчас начали получать ключи. Ближе к концу года будет запуск Cullinan. Позже на новую платформу переедут остальные модели.

— В пресс-релизах, посвященных Cullinan, никогда не употребляются слова «вседорожник», «кроссовер», «SUV». Вместо этого британцы предпочитают называть модель «high-bodied». Почему?

— Что означает SUV? Это Sport Utility Vehicle — «спортивно-утилитарный автомобиль». Cullinan не спортивный. Уж точно не утилитарный. И хотя он по-прежнему «автомобиль», называть его SUV некорректно. Понимаете, пытаться сегментировать очень дорогие машины бесполезно. Это не BMW 3-Series. Здесь классы весьма условные. Cullinan — это роскошный, удобный для повседневной эксплуатации автомобиль с высокой посадкой и полным приводом. Но это не совсем внедорожник в привычном нам понимании. Ведь компания Rolls-Royce скорее относится к индустрии роскоши, нежели к индустрии автомобилестроения, потому и автомобильные классы нельзя проецировать на наш модельный ряд.

— Хорошо. Тогда я не понимаю, кто является вашим конкурентом? Можно ли сказать, что только Bentley? Или производители других очень дорогих машин тоже в некоторой степени соперничают с вами? Я имею в виду Ferrari, Lamborghini, Aston Martin.

— Опять же, вы пытаетесь смотреть на Rolls-Royce как на традиционного автопроизводителя типа Audi. Хотите знать, кто наши конкуренты? Производители яхт, вертолетов и люксовой недвижимости. Говорите, Ferrari? Но человек, который покупает Rolls-Royce, уже, вероятно, владеет Ferrari. Покупка таких машин — это как инвестиция: за последние деньги их не покупают. Очень богатые люди держат большие автопарки. Как правило, это пять, десять и больше машин. Они не выбирают по принципу «что мне купить — Ferrari или Rolls-Royce?». Если человеку нравятся спорткары, он пополнит свою коллекцию очередной Ferrari. Если он ценит роскошь и высший уровень комфорта, то возьмет Rolls-Royce. Хотя многие предпочитают иметь и Ferrari, и Rolls-Royce. Мы не конкуренты.

— В последние годы автомобили Rolls-Royce часто покупают молодые люди, которые неожиданно очень быстро разбогатели. Блогеры, спортсмены, рэперы. Как вы считаете, эти люди не портят репутацию Rolls-Royce? Ведь по сути это консервативный и даже в некоторой степени королевский бренд.

— А вы посмотрите на историю Rolls-Royce. На наших машинах ездили не только королевские Высочества. Чарли Чаплин, Сальвадор Дали, Джон Леннон — все они являлись нашими клиентами. Это были очень успешные творческие люди своего времени, не имеющие никакого отношения к королевской элите. И сейчас, по сути, мы видим аналогичную ситуацию — Rolls-Royce покупают творческие люди, спортсмены, представители IT. История повторяется, и я бы не сказал, что у нас закостенелый консервативный бренд.

— Компания Ferrari недавно заявила, что никогда не будет красить свои машины в розовый цвет. Любой другой — пожалуйста, но только не розовый. Упомянутый вами Джон Леннон разукрасил свой Rolls-Royce как хиппи-мобиль. Отсюда вопрос: может ли клиент заказать у вас машину любого цвета? Или у вас, как у Ferrari, есть некие рамки дозволенного?

— Если к нам придет человек и попросит машину яркого голубого цвета, мы постараемся сделать ее самого яркого голубого цвета. У нас ограничений нет. Розовый так розовый. У людей разные вкусы, и мы не собираемся навязывать их. К примеру, у нас был заказчик Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe, который попросил сделать весь автомобиль желтым. Абсолютно весь — кузов, салон, даже приборную панель. И мы сделали такую машину. Еще был клиент, выбравший седан Ghost. Он захотел сделать цвет стоек и крыши «более глубоким». В итоге мы решили покрыть автомобиль размельченными алмазами. Тысяча драгоценных камней была измельчена в алмазную пыль. Ее равномерно смешали с прозрачной краской и покрыли крышу и стойки. В итоге окраска кузова оказалась дороже самой машины. Мы готовы сделать с автомобилем что угодно, если это не нарушает закон.

— А как компания Rolls-Royce смотрит в будущее? Туда, где будут электромобили и автопилоты.

— Ну, у владельцев Rolls-Royce уже давно есть автопилот в виде наемного водителя. (Смеется.) А вообще, мы следим за развитием автомобильной индустрии и, конечно, соответствуем времени. Несколько лет назад мы выпустили электрический Phantom. Это был концепт, но мы дали прокатиться на нем тремстам нашим клиентам. Половине из них автомобиль понравился, и они интересовались запасом хода, временем зарядки и прочими бытовыми характеристиками. И когда узнали цифры, расстроились. Другая половина вообще не поняла смысла в такой машине. Пока электромобили — это набор компромиссов. А Rolls-Royce уже больше века выпускает машины без компромиссов. Когда технологии электрокаров достигнут необходимого для нас уровня, мы будем выпускать и такие автомобили. Вопрос времени.

Что касается автопилотов, каршеринга и других сценариев развития автоистории, лично я вижу это так: через 30, быть может 40 лет, когда люди будут ездить на автономных машинах, мы продолжим делать дорогие и эксклюзивные автомобили. Или что там будет к тому времени. Ведь богатые люди останутся, и им нужно будет на чем-то ездить. И если нужно будет сделать самую роскошную в мире автономную капсулу для перевозки людей, Rolls-Royce сделает ее.

— В Москве у вас есть тестовый парк машин. Может ли любой желающий проехаться на Rolls-Royce? Или нужно показывать выписку с банковского счета?

— Никакой выписки показывать не нужно, но и на тест-драйв пустят не любого. Менеджеры наших автоцентров знают буквально всех потенциальных клиентов, которые могут купить Rolls-Royce. Даже если этот человек никогда не заходил к нам. Помню, был случай: один обеспеченный москвич проезжал на своем Range Rover мимо нашего автоцентра. Абсолютно случайно. Остановился и зашел поинтересоваться седаном Ghost. Мы дали ему машину на тест, он съездил домой, посмотрел, влезает ли в автомобиль все, что ему нужно, завез ребенка в школу, съездил в магазин... В общем, проверил, подходит ли Rolls-Royce для повседневной эксплуатации. На следующий день мужчина подписал договор о покупке. Вот примерно так приобретают наши машины. Для некоторых достаточно просто посидеть в автомобиле или проехаться на заднем диване.

Интересные факты о Rolls-Royce:

  • компания хранит данные о всех клиентах Rolls-Royce с момента основания. В архиве есть информация о трех заказчиках из Петрограда;
  • 80% всех выпущенных Rolls-Royce до сих пор на ходу;
  • самая продаваемая модель Rolls-Royce в России — купе Wraith;
  • примерно 80% покупателей седана Ghost впервые покупают Rolls-Royce;
  • около 15% владельцев Ghost — женщины. Это самый «женский» Rolls-Royce;
  • компания не гонится за объемами продаж, а делает ставку на персонализацию машин;
  • средний возраст владельцев Rolls-Royce сегодня — 45 лет;
  • в прошлом году Rolls-Royce построила детский электромобиль для больницы святого Ричарда в городе Чичестер (Великобритания). Он предназначен для детей, которым предстоит пережить операцию. Маленьким пациентам предлагают покататься на машине по больнице и самим заехать в операционную.

Автомобили BMW на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by