Специалисты говорят: горные велосипеды в Беларуси не нужны — в стране нет гор. И шоссейные велосипеды не нужны — в стране опасно ездить по шоссе. А то, что нужно рядовому гражданину, — это городской велосипед. Удобная посадка, практичность, низкая цена, еще и багажник — просто класс! Ну что ж, прислушаемся к специалистам. Так какой он, типичный городской велосипед? Давайте подберем что-нибудь подходящее.
Итак, в представлении европейцев городской велосипед не должен быть дорогим, потому что никто не хочет тратить много на самое простое средство передвижения. К тому же всегда остается риск кражи. Самые бюджетные варианты обойдутся в сумму от 200 до 500 рублей.
Чаще всего речь идет о велосипедах со стальной рамой. Сталь — материал, который долгие десятилетия считался основным для производства велосипедов, так что технология отработана. Сталь прочна и надежна, такая рама при минимальном уходе прослужит долгие годы. Другое дело, что сталь тяжелее большинства современных материалов, используемых велопроизводителями. Но для городского велосипеда это несущественный минус. Такое средство передвижения не создано для гонки на время и крутых подъемов. А на пологой асфальтированной дороге лишние килограммы — не большая помеха.
У самых бюджетных моделей только одна скорость и ножной тормоз. Это точь-в-точь как на том велике, на котором вы в детстве рассекали у бабушки в деревне. Не переживайте: старые, проверенные временем технологии порой оказываются самыми подходящими. Одной скорости в Минске с его плоским рельефом будет достаточно. Подумайте, есть ли смысл лично для вас переплачивать за дополнительные передачи.
Чуть дороже обойдутся велосипеды с переключением. На них устанавливается либо внешняя трансмиссия, либо планетарные втулки (это когда переключение передач осуществляется непосредственно внутри заднего колеса). В настоящее время Shimano производит компоненты трансмиссии высокого качества даже при небольшой стоимости, поэтому опасаться ничего не нужно.
Что касается тормозов, рекомендуем не гнаться за дорогими дисковыми. На городском велосипеде вы вряд ли отправитесь на непролазные тропы увязать в грязи и не будете нестись с горы под проливным дождем. А при комфортной поездке по велодорожке стандартные тормоза отлично справятся со своей задачей.
Но самое главное, что отличает городской велосипед, — это комфорт. Удобная прямая посадка, высокий руль, широкое мягкое седло — все это будет даже в недорогих моделях. В городских условиях ничего сверх этого и не нужно. Ехать быстро — опасно. Да и зачем, если так приятно наслаждаться велосипедной прогулкой без усталости в спине, ногах и руках.
Модели подороже оснащаются амортизационными вилками (вилка — это та часть велосипеда, куда крепится переднее колесо). На отдельные велосипеды устанавливают даже подседельные штыри с амортизацией. Это добавит вашему транспортному средству веса, но вы будете чувствовать себя чуть комфортнее, переезжая бордюры. Кстати, о весе. Приготовьтесь к тому, что городской велосипед весит много — чаще всего от 15 до 20 кг. Это связано с геометрией рамы (на ее производство уходит много металла), а также с тем, из какого материала сделаны компоненты.
Самые практичные выберут велосипеды без какой-либо амортизации. Не забывайте только, что ваши суставы не должны быть предельно выпрямлены и напряжены при езде. Локти и колени в любой ситуации должны быть чуть согнуты. Таким образом вы не будете страдать от вибраций или ударов из-за ям и бордюров.
Колеса — это слабое место городских велосипедов. Такие средства передвижения рассчитаны на то, чтобы ехать по ровному асфальту, а главной проблемой минских велосипедистов остаются бордюры. На городском велосипеде вы едва ли сможете эффектно подбросить переднее и заднее колесо, переезжая такие препятствия, поэтому в полной мере нагрузку будут принимать на себя колеса. Если это возможно, выберите модель с двойными ободами — дайте колесам шанс подольше оставаться ровными.
Резина у городских велосипедов ýже, чем грязевые покрышки, которые устанавливают на «горники». На самом деле это плюс. Такие покрышки гораздо лучше «катят» по асфальту — то есть велосипед едет быстрее при меньших затраченных усилиях. На труднопроходимые тропы мы уже договорились не соваться. А то, что велосипед на узкой резине менее устойчив, — это миф. Если вы можете крутить педали и при этом не падать — вы справитесь.
Не нужно ставить во главу угла марку велосипеда. Гораздо важнее, какого качества компоненты используются. Очень часто производители изготавливают только раму (обрабатывают, сваривают между собой и красят металлические трубы), а навесное оборудование используют от сторонних компаний, зачастую одних и тех же. Подумайте, хотите ли вы платить за надпись на раме?
В каталоге Onliner.by есть отличные модели от именитого производителя Cube, но также достойно представлен ассортимент местного производителя AIST. Кроме того, на нашем рынке традиционной популярностью пользуются велосипеды от Stels и Stinger. Обратите внимание также на бренды Kalkhoff, Raleigh и другие.
С тех самых времен, когда так приятно было кататься по деревне на бабушкином или дедушкином велике, запомнилось одно правило: велосипед с высокой верхней трубой — мужской, а если труба изогнута вниз, то это — «дамка», то есть велосипед для женщин.
Забудьте.
Городской велосипед должен быть комфортным. Забрасывать ногу через раму было непросто в детстве, будет непросто и сейчас — поверьте. А такая неудобная геометрия сама по себе не добавит вам в итоге ни мужественности, ни скорости. Поэтому большинство моделей комфортных велосипедов имеют характерную геометрию. Зато с ними легко управится человек любого роста и любой комплекции. Да и выглядят такие велосипеды привлекательно.
Для удобства чаще всего у них высокий изогнутый руль. Следите, чтобы он не был слишком высоким, иначе будут уставать руки. Прежде всего важно убедиться, что вы приобретаете велосипед нужного вам размера — в первую очередь это касается рамы. Никто же не станет покупать пальто на три размера больше — это неудобно. И если насчет алюминия или стали еще могут быть споры, то два параметра при выборе велосипеда должны учитываться всегда. Речь о размере и цвете — велик должен быть удобным и по-настоящему нравиться.
Комфорт — это в том числе возможность кататься на велосипеде, не возя за плечами рюкзак со всем необходимым в дороге. Поэтому тщательно изучите, какие аксессуары уже есть на модели, которую вы выбрали, а что придется докупить.
Большинство городских велосипедов оснащают багажником. Это здорово. Не рекомендуем возить на нем кого-то, как в детстве, — бюджетные модели могут этого не перенести. Зато багажники идеально подходят для того, чтобы разместить там сумочку с вещами либо пакет с покупками из магазина (иногда велосипеды оснащены даже специальными сумками для перевозки вещей). Порой на руль устанавливают корзину — тоже сгодится для того, чтобы положить туда что-то нужное.
На багажнике иногда закрепляют кресло для перевозки детей. Убедитесь, что все сделали правильно и крепление надежное. Не забудьте надеть малышу велосипедный шлем.
Чаще всего городские модели комплектуются подножкой. Это удобно: всегда можно поставить велосипед, а не искать, к чему бы его прислонить.
Также убедитесь, что ваш велик оснащен звоночком: пешеходы могут быть слишком расслаблены на тротуаре, лучше деликатно предупредить их о своем приближении. Необходимые аксессуары — это передний и задний фонарь: никогда нельзя гарантировать, что поездка в выходной день не затянется до сумерек, лучше обозначить себя. Примите к сведению, что фара нужна не столько для того, чтобы освещать дорогу впереди (будто это автомобильная оптика), сколько для обозначения в темноте в первую очередь велосипедиста. Свет видно издалека, пешеходы и другие участники дорожного движения заранее узнают о приближении велосипеда.
Крылья, или, как их еще называют, брызговики, защитят вас от влаги и грязи с дороги в ненастную погоду.
Не лишним будет приобрести велосипедный замок, ведь городские велосипеды часто приходится где-то оставлять. Приехали на работу или решили зайти в магазин, а может быть, просто остановились, чтобы купить кофе, — пристегните велосипед, не искушайте судьбу. Но и не оставляйте его слишком надолго: ни один замок не может гарантировать сохранности вашего имущества — к сожалению, это так.
Кроме того, настоятельно рекомендуем использовать велосипедный шлем в каждой поездке. Он не испортит вашего образа, зато станет отнюдь не лишней мерой предосторожности. Подумайте о собственной безопасности.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by