На старте ретроралли. Легендарный Jaguar E-type — самый красивый автомобиль в мире, даже если вы не согласны с этим

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский
34 660
22 апреля 2018 в 8:00

Этот «Ягуар» — настоящая жемчужина нашей коллекции олдтаймеров с белорусской пропиской. Дело даже не в возрасте (ей уже стукнуло за 50 годков), не в спортивности (ее мощность достигает 265 лошадиных сил), а элементарно во внешней привлекательности. Jaguar E-type 1961—1974 годов выпуска официально считается одним из самых красивых и стильных автомобилей в мире. Его можно долго рассматривать и не переставать поражаться. Многим ли автомоделям ставят памятники? А вот в честь E-type таковой воздвигли — он стоит прямо перед зданием Goodwood House в Великобритании, где проводят знаменитый фестиваль скорости.

На фото выше — 193-тонная 28-метровая стальная скульптура автомобиля Jaguar E-type, фактически собранная из труб. Она была воздвигнута в честь 50-летнего юбилея марки. Художник явно вдохновился плавными линиями машины, ее простотой и лаконичностью, совмещенной с грацией, стремящейся к идеалу. Звучит немного пафосно, но тот, кто придет 9 июня на площадки у Национальной библиотеки и около Дворца Республики во время ретроралли, поймет: без вычурности об этом автомобиле говорить сложно. Сама модель уже успела обрасти легендами: о разработке задней подвески на спор за пять фунтов, о безоговорочных победах в гонках с Porsche и Ferrari, о специальном деревянном ключе для откручивания колес, о проблемах с безопасностью, о выполнении обещания спустя 50 лет. Что примечательно, все эти легенды являются чистейшей правдой.

Об окончательном завершении выпуска объявили в феврале 1975 года, но новости про новые экземпляры нет-нет да появляются в сети. В последний раз о выходе в свет новых старых Jaguar E-type стало известно в 2014-м. Таким образом решили выполнить обещание, данное еще полвека назад. В 1964 году британцы пообещали выпустить 18 облегченных версий купе, но выпустили всего 12. И вот три года назад Jaguar построил шесть недостающих машин по оригинальным чертежам с использованием тех же технологий (только кузов стал алюминиевым). Примечательно, что, по слухам, все шесть автомобилей были проданы до их презентации. То есть модели, чей дизайн был создан 50 лет назад, до сих пор готовы расхватывать как горячие пирожки. Разве это не удивительно? С другой стороны, именно с такой реакции публики и начиналась история E-type.

Женевский автосалон, 15 марта 1961 года, закрытый показ для VIP и журналистов. С новинки в кузове купе сбрасывают покрывало, и все присутствующие едины в своей реакции — полный восторг. Всего на автовыставку привезли два экземпляра. Но к концу первого дня один E-type успел обрести владельца. Им стал муж (на то время) Брижит Бардо — французский актер Жак Шарье. Старт продаж был назначен на сентябрь, хотя в салоны машины поступили еще в июле. Нетрудно догадаться, что в шоу-румы выстроились очереди.

Очевидно, одной красоты для такой бешеной популярности недостаточно. Должно быть что-то еще. И в этом деле поработали коллеги-журналисты из британского еженедельника The Motor. До того как автомобили приехали в салоны, работники редакции успели прокатиться на Jaguar и изрядно его «подушить», говоря современным языком. Обозреватели разогнали машину до 242 км/ч, посчитали разгон до сотни — 7,1 секунды. Столь высокие показатели вкупе с внешней привлекательностью, мощным мотором, дисковыми тормозами на всех колесах и полностью независимой подвеской обрекли автомобиль на успех. Выходило, что по тем временам такими скоростями могли похвастаться только спортивные «топы» — Ferrari или Aston Martin. А вот разница в ценах была весьма ощутимой. По данным, озвученным Джереми Кларксоном в одном из выпусков Top Gear, в 1960-х Ferrari и Maserati стоили чуть более шести тысяч фунтов, а Jaguar — всего две.

Мы ничуть не сомневались в купе, однако стоит уточнить: E-type до сих пор рвет. Оказавшийся в нашем распоряжении экземпляр 1967 год выпуска отнюдь не обделен «дурью». Сильно разогнаться нам не позволили деревенские дороги. Но с каждым стартом «Ягуар» непременно вжимал в кресло и отказывался трогаться без характерной шлифовки песка колесами.

Этот автомобиль прибыл в страну из Канады, там его продавали на аукционе в состоянии, далеком от идеального. Поначалу в качестве реставратора выбрали московскую мастерскую, однако соседи сильно подвели, и машину довели до ума уже в Беларуси. Согласитесь, реновация вышла на славу.

Серебристый цвет придает «Ягуару» еще более блистательный вид. Дополняет образ обилие хрома. Оптика, стекла и зеркала, даже резинки — все выглядит как новое.

Под капотом с характерными «жабрами» — 4,2-литровый атмосферный двигатель с шестью цилиндрами. Для пущей мощности в роли системы питания выступают сразу три карбюратора.


Вернемся к кузову. Оптика выглядит довольно миниатюрно. Боковые зеркала, похоже, вообще выполняют номинативную функцию. Судя по всему, дань обтекаемости. Один из создателей дизайна Малькольм Сайер, ранее работавший в «Бристольской авиационной компании», часто подчеркивал, что считает себя инженером-аэродинамиком, а не дизайнером. Когда смотришь на кузов, становится понятно, что вдохновение он черпал из авиации.

Широко известна история, связанная с другим инженером, трудившимся над воплощением Jaguar в жизнь, — Бобом Найтом. До 1957 года компания использовала зависимую заднюю подвеску. Но в машине, изначально задуманной для гонок на выносливость и способной разогнаться до скорости более 200 км/ч, не было места таким технологиям. Нужно было в короткий срок реализовать нечто новое. Руководство производителя посчитало это недостижимым. Тогда и вмешался мистер Найт. На спор в пять фунтов он разработал новую независимую заднюю подвеску на подрамнике всего за 27 дней.

Колеса и диски заслуживают пристального внимания. В качестве крепления здесь выступает один болт с функцией самозакрутки во время движения. Механик говорит, что москвичи перепутали левый и правый диски, из-за чего болты стали откручиваться в процессе поездки. К счастью, неладное вовремя заметили и поменяли колеса местами. Для смены предусмотрен специальный деревянный ключ — ему припасено место под полом багажника.


Дверь багажника в этой машине открывается вверх. Из-за покатой крыши иначе невозможно. На случай перевозки дорожных сумок это отделение можно отгородить складывающейся шторкой. Даже в ее оформлении не обошлось без хрома.
Пороги здесь довольно высокие, а вот посадка совсем низкая. Поэтому вполне можно позволить себе забраться в салон пятой точкой вперед.

В кресле — как на кушетке. Дежурное положение — полулежа. Но здесь катастрофически тесно.

Хотя трехспицевый спортивный руль и панель тумблеров, напоминающая кабину самолета, не дают расслабиться. Намекают: готовься, сейчас взлетим.


Не все полеты длились долго. Известно, что автомобиль довольно часто ломался. Ругали его и за «масложор» (до 800 мл на 100 км), и за неудобную посадку, и за тусклые фары. Однако все эти разговоры утопали в нескончаемом потоке восторженных отзывов. Восхититься этой моделью сможет каждый, кто придет 9 июня на площадки у Национальной библиотеки и около Дворца Республики во время ретроралли.

Домкраты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by