Первый прототип детского автокресла появился более 80 лет назад. Тогда мало кто мог представить, что это все разовьется в целую индустрию. Теперь кресла буквально обволакивают ребенка, оберегая от бокового, фронтального, попутного удара в ДТП. Такие серьезные организации, как ADAC (Германия), проводят специальные краш-тесты, с результатами которых вынуждены считаться мировые производители. А недавно было даже представлено кресло с собственными подушками безопасности. Как разобраться в многообразии устройств? Только один факт: в каталоге Onliner.by самые дешевые автокресла стоят 27 рублей, самые дорогие предлагают по 1480 рублей (на момент публикации). На что обращать внимание, а что пропустить мимо ушей? Лайфхак от тех, кто на рынке уже не первый год.
Из кресел тоже вырастают. Определяющий критерий классификации — по возрасту и весу ребенка. Однако систему «ломают» новые модели. Например, появились универсальные устройства, рассчитанные от 0 до 36 кг. Не получится ли как со всесезонными шинами, которые, как говорят исследования ADAC, еще «не доросли» до лучших результатов сезонной резины?
— Если позволяют финансовые возможности, то лучше выбирать кресла с наименьшим промежутком в весовой категории. Для новорожденного — 0—13 кг, затем я бы советовал модель, рассчитанную на 9—18 кг, а потом — 15—36 кг. Последнее кресло трансформируется в бустер и подойдет пассажирам от 24 до 36 кг,— рекомендует Игорь Иванов, директор магазина, который специализируется на товарах для детей.
По-прежнему продаются автолюльки, которые можно снять с базы и перенести ребенка, не тревожа его сон. Однако они дороже, чем классические модели, на 20—30%.
Зато появились кресла, которые можно повернуть хоть на 90, хоть на 180 градусов. Это очень удобно, когда надо усадить/уложить ребенка и пристегнуть ремнями безопасности или необходимо перевозить его спиной вперед.
Производство автокресел — это стык двух отраслей — авто- и детских товаров. Компании приходили и приходят на рынок разными путями. Есть те, кто всегда выпускал продукцию для малышей (Maxi-Cosi, Graco, Chicco и др.), и было логично, что они подхватят новый тренд.
Другие специализируются только на автокреслах (Romer, Cybex и т. д.). Третьи изначально ориентировались на автотовары (например, Recaro).
— В любом случае абсолютное большинство автокресел производится в Китае, — говорит Игорь Иванов. — Просто кто-то это не афиширует, а кто-то напрямую указывает.
Впрочем, iPhone тоже производят в КНР, и никого это не смущает.
По словам нашего собеседника, покупая кресло известного бренда, неминуемо переплачиваешь за марку: «Менее известные производители могут выпускать продукцию на том же заводе, в том же каркасе, использовать те же материалы, отличие будет разве что в наклейке».
Как говорит руководитель магазина, для белорусов существенное значение имеет цена. Большей популярностью пользуются не такие раскрученные марки и более бюджетные. Например, Coletto, Cotto Baby, 4baby, Bertoni, Heyner и др.
— Порой достаточно увидеть два кресла и сравнить, чтобы сделать выбор, — считает Игорь Иванов. — Уверен, что срок эксплуатации как модели премиум-производителей, так и их более бюджетных конкурентов выдержат. Могут, конечно, возникнуть вопросы по тканям. Но по функционалу, характеристикам существенной разницы вы не заметите.
Сейчас одним из главных показателей надежности и эффективности кресла считаются результаты краш-тестов, которые устраивают несколько организаций. Классические исследования проводит ADAC, когда имитируются разного рода происшествия, на манекен устанавливают датчики и объективно оценивается урон.
Результаты краш-тестов, например которые проводит немецкий клуб, постоянно обнародуются.
— Если верить краш-тестам, то таких организаций, как ADAC, которая отличается принципиальным и беспристрастным подходом, — считает наш собеседник. — Но есть «исследования», которые имеют своей целью только маркетинговое продвижение определенного товара. Словом, доверяйте только надежным источникам информации.
Следующий параметр, на который обращают внимание производители, — это наличие крепления Isofix (International Standards Organisation FIX). Впервые такое кресло было выпущено компанией Romer в 1997 году.
А сейчас при продаже автомобиля указывают на наличие этого крепления. Это даже опцией назвать сложно. Грубо говоря, скоба, которая крепит кресло непосредственно к кузову машины. Насколько уместно включать этот фактор в число определяющих?
— На самом деле, наличие Isofix важно, — уверен Игорь Иванов. — Не только исходя из безопасности, но и удобства тоже. Автокресло легче переставить из машины в машину, а со штатными ремнями придется повозиться, продевая их через проушины и так далее.
Иногда возникает вопрос, а нужно ли после покупки каким-то образом обслуживать кресло — смазывать что-то или менять какие-нибудь пружины.
В действительности главная забота — это чистота обивки. Так что при выборе желательно обратить внимание на маркость ткани, можно ли снять чехол, чтобы затем отправить в стиральную машину.
— Срок гарантии у производителей отличается, он может составлять до 10 лет, — делится своим опытом директор магазина, который продает автокресла с 2010 года. — Но, честно говоря, я не помню случаев, чтобы люди обращались по гарантийным случаям. Там, в сущности, нечему ломаться.
Специалист советует при покупке обращать внимание на материалы, каркас. А при сомнениях отдавать предпочтение известным брендам, при этом остерегаться универсальных моделей (рассчитанных на 9—36 кг), которые стоят около 100 рублей и меньше.
Многие модели теперь имеют регулировки по высоте, можно изменить угол наклона всей конструкции или только подголовника. В первую очередь это необходимо для комфорта ребенка.
— Бампер первым широко стал использовать Cybex. Этот производитель утверждает, что в таком кресле ребенок меньше травмируется в случае ДТП в отличие от кресел с удерживающими ремнями, — показывает Игорь Иванов. — Хотя не всем детям это нравится. Приходят, капризничают, пытаются оттолкнуться ногами. Впрочем, если вес ребенка достиг 18 кг, то его можно уже пристегивать стационарными ремнями.
Бустеры (сидушка с двумя проушинами) очень популярны в Беларуси в силу своей дешевизны. Но, во-первых, они тоже бывают разные. А во-вторых, их использование рекомендовано для детей, чей вес достиг 20—24 кг.
— Можно с уверенностью сказать, что это автокресло, которое позволяет усадить ребенка выше, то есть приподнять его, — объясняет собеседник. — Смысл заключается в том, чтобы ремень безопасности не проходил в районе шеи и во время ДТП не стал удавкой.
«Поэтому бустеры обычно оснащаются специальным ремешком, который регулирует высоту „взрослого“ ремня»
Парадокс в том, что многие после покупки неправильно устанавливают кресло или вовсе не пристегивают детей.
Был случай, когда в Брестской области тяжелые травмы во время аварии получил ребенок, который находился в автокресле, но не был зафиксирован ремнем безопасности.
По нашей просьбе директор магазина продемонстрировал, как правильно крепить кресло с Isofix. Он рекомендует использовать пластиковые переходники, которые обычно входят в комплект: «Это позволит удобно защелкнуть крепление и не повредить обивку салона автомобиля».
Случается, что взрослые неправильно используют штатные ремни безопасности, которые следует продевать в проушины автокресла. Хотя теперь производители размещают инструкции прямо на корпусе устройства.
Некоторые модели оснащены чем-то вроде стойки, которая упирается в пол автомобиля. Это увеличивает стоимость, но, как утверждает производитель, позволяет надежнее зафиксировать кресло.
Да, и не забудьте отключить подушку безопасности! Более того, это указано в ПДД: «Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен».
Есть мнение, что бывшие в употреблении автокресла не стоит покупать, мол, вы ведь не знаете, попадало ли оно в ДТП и не нарушена ли конструкция устройства.
Специалисты не исключают, что некоторые узлы и механизмы могут прийти в негодность в результате повреждения (скажем, сильного удара). Однако категорически утверждать, что бэушные автокресла опасны, никто не берется. Как минимум советуют тщательно осмотреть продаваемую модель — нет ли трещин, вмятин, повреждений.
— Слишком многое зависит от автомобиля. К нам как-то обращалась молодая женщина. Постоянно ссылалась на краш-тесты, в итоге выбрала дорогое кресло Romer. Ей помогали установить в машину. Оказалось, что она передвигается на Daewoo Matiz... — приводит пример Игорь Иванов.
Увы, нет. Ни один производитель не может дать 100-процентную гарантию, поскольку слишком многое зависит не от конструкции автокресла, а от большого числа факторов, в том числе действия окружающих.
Был случай в Минске, который получил большую огласку. В новый компактвэн врезался седан — удар пришелся в сторону, где находился ребенок. Несмотря на то что малыш был в автокресле, он получил тяжелую травму головы.
Благодарим интернет-магазин VipBaby.by за помощь в подготовке публикации.
Детские электромобили в каталоге Onliner.by
Каталог Onliner.by теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by