Разница между РБ и РФ. Нетривиальный взгляд на отличия между повадками водителей двух стран

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
22 сентября 2018 в 7:43

Российский мем — «хорошо, что не как в 90-е», мем минский — «хорошо, что на дорогах не так, как в Москве». «Московский стиль вождения» и «russian driver» — эти термины давно приобрели негативный окрас. А намного ли на минских дорогах лучше? Сравнение статистики смертельных аварий однозначно говорит, что да. Но белорусское автосообщество все равно недовольно, ведь в России, по мнению некоторых, все четко, участники движения предельно сконцентрированы, нет места белорусской нерешительности. Конечно, существует и противоположное мнение. Юрий Краснов отправился за тысячу километров от Минска — в российский Ярославль, — чтобы по итогу поездки обсудить разницу между водителями в РБ и РФ.

Главный показатель безопасности на дорогах в идеальном мире — не количество протоколов, а минимальные цифры погибших в ДТП. И тут статистика не на стороне России. По официальным данным, количество смертей в авариях (на 1 миллион жителей в 2015 году) по городам распределилось следующим образом: Стокгольм — 9; Минск — 21; Варшава — 33; Киев — 68; Москва — 74. В целом по нашей стране за 2017 год на 1 миллион жителей пришлось 62 гибели в ДТП. На миллион россиян — 129. Казалось бы, что тут еще обсуждать? На наших дорогах безопаснее, значит, белорусские водители все делают правильно.

И все же Краснов уверяет: нам есть чему поучиться

Чтобы не быть голословными, мы решили поднять эту тему с поправкой на актуальность. На днях ведущий «Разборов...» вернулся из поездки с пробегом в две тысячи километров: он побывал в российском Ярославле, где выступил в качестве судьи на автобоях. Хватило времени и посудействовать, и посмотреть на привычки местных водителей — как в городе, так и на трассе. По мнению Краснова, в РФ по-прежнему двигаются круче, стремительнее (что равносильно опасности), но и намного слаженнее. При этом жалоб на «не пропустили, подрезали, притормозили» маловато — на них попросту не тратят время.

Иностранным водителям в Беларуси бросается в глаза несколько типичных ситуаций. Первая: едете вы по трассе в левой полосе, в правой в это время легковушка догоняет грузовик, и водитель этой незнакомой легковой машины не глядя перестраивается перед вами. Вторая: «высовывание носа» со второстепенной дороги на главную. Третья: увеличение скорости автомобиля, который обгоняют. Четвертая: выезд с развязки сразу в правый ряд, а не в полосу разгона. Пятая: включение указателя поворота (например, левого) в самый последний момент, что вынуждает автомобиль, остановившийся на светофоре позади, ждать. Можно вспомнить и другие подобные ситуации. По мнению Юрия, все они продиктованы недостаточным профессионализмом водителей. С точки же зрения менталитета причины всего две: нежелание думать о других участниках, что порождает отсутствие концентрации, и идея «не высовывайся, будь как все, кто быстрее (во всех смыслах) — тот мешает».

А вот в России, как утверждает Краснов, перечисленные ситуации встречаются намного реже. Хотя бы потому, что всех, кто «тупит», там просто вытесняют, делают им замечания, не дают ездить как хочется, то есть не игнорируют, как принято у нас. Конечно, замечания в экстремальных случаях заканчиваются в РФ разборками с битами, но это происходит не так часто, а в последние годы все реже.

«В том же Ярославле я несколько раз стал очевидцем того, как люди выходили из машин и просто разговаривали друг с другом. Это были не крики, не претензии на повышенных тонах, — делится впечатлениями ведущий „Разборов...“. — Люди не боятся общаться друг с другом. В Беларуси привыкли объезжать, обходить, не контактировать. Вот аналогия: здесь зазевавшемуся покупателю в очереди скажут, чтобы он продвинулся к кассе. В Минске его как бы ненароком зацепят тележкой. Да, в России меньше сочувствия и помощи к тем автомобилистам, которые растерялись. Принцип такой: если соображаешь — то и сам разберешься, а если тупишь — то лучше вообще не выезжай или же подстраивайся. Причем этот принцип не считается агрессивным поведением, его лучше назвать воспитанием неопытных автомобилистов. Любой человек, который приехал из Минска в Москву, скажет, что он вынужден был подстроиться за один-два дня. Иначе бы его затоптали».

«Отец мне так говорил: русские сели на машину с коня, а белорусы — с табуретки. Наши водители нередко осторожничают и не решаются на маневр, — считает Юрий. — А когда автомобилист все же преодолевает себя и начинает, например, перестроение, уже поздно — он успел помешать. Хотя если бы не мешкал, был бы более решительным, никто бы ничего не потерял. Белорусы говорят про москвичей, мол, они носятся как сумасшедшие. Но на мой взгляд, это лишь разница в уровне подготовки. Ведь россияне на наших дорогах чувствуют себя так, будто в песочнице играют».

Подобные мысли озвучивал пользователь нашего форума Maxsimo: «Правила перестроения в Минске: включить поворотник и ждать, когда тебя пропустят, как правило, морганием фар или когда образуется „форточка“. Не смейте подрезать кого-то: заклюют, обматерят и, конечно, „выучат“. Правила перестроения в Москве: включить поворотник и шустренько перестраиваться. Если будешь стоять и ждать, пока остановятся, чтобы тебя пропустить, тебя „забибикают“ те, кто позади. Останавливаться там не принято, так как тормозится весь поток и образовывается пробка. Просто едешь и смотришь в оба».

После публикации мнения форумчанина мы провели среди читателей голосование «Какой стиль вождения вы считаете более приемлемым?». Результаты: за «расслабленный» Минск — 39%, за «сконцентрированную» Москву — 29%, за «сверхконтролируемую камерами» Швецию — 32%.

В РБ все водители разные в своих привычках

«Большая беда нашего трафика — как в городах, так и на трассах — отсутствие единого потока, — к такому выводу пришел Краснов. — В России складывается ощущение, что все одинаковы, будто их обучил один инструктор. В Беларуси же все разные. Вот пример. На трассах с одной полосой в каждом направлении дальнобойщики включают для догоняющих легковушек левый поворотник, давая понять, что встречная занята. Правый поворотник означает „обгоняй“. Лично слышал от нескольких человек, что они воспринимают эти сигналы наоборот».

«На мой взгляд, такое происходит из-за отсутствия у нас преемственности, — Юрий рассуждает о причинах ситуации и способе ее преодоления. — Да, в ПДД этого не найти, но за многие годы люди выработали способы взаимодействия и передали их следующему поколению автомобилистов. В России видно, что все действуют одинаково, нет разночтений в восприятии знаков. У нас же эту систему сломали. В мире существует практика подготовки курсанта к автошколе — он какое-то время ездит за рулем с родственником. В современной Беларуси такое наказывается как езда без прав и передача управления бесправнику. А я помню занятия с отцом: повесил на машину два знака „У“ и обучал меня на проселочных дорогах каким-то азам — еще до подачи документов в автошколу. Из этой передачи опыта и умения „читать“ дорожные ситуации вырастает слаженность действий».

Если вспомнить движение на главных минских магистралях или МКАД, то легко понять, о какой разности поведений говорит собеседник. Кто-то в крайней левой движется ровно 60 км/ч — как написано в ПДД. Для другого это нонсенс: в левой нужно ехать +10 км/ч или не занимать ее при наличии трех и более полос. Средний ряд собирает всех самых осторожных, боящихся перестроений, в то время как правый остается абсолютно пустым. И во всем этом разнородном потоке обязательно найдется гонщик, который начнет «играть в шашечки» для скорейшего проезда. Своими бесчисленными маневрами он пугает других участников, тормозит весь поток. В итоге с какой бы постоянной скоростью водитель ни ехал, он обязательно в один момент упрется в чей-то задний бампер. Совет «безопаснее всего ехать со скоростью потока» — это не про Беларусь.

Тут нужно сделать важную оговорку: да, россияне более слаженны в своих действиях, но это порождает излишнюю уверенность в себе. Отсюда и постоянное превышение скорости в +20 км/ч, и знаменитое «проскочу». Здесь ничего не остается кроме как сослаться на особенности менталитета и на суть человеческой природы: где есть уверенность, там появляются и бóльшие риски. Этот тезис касается не только автомобилистов, но и пешеходов.

«Эффект кобры» на пешеходных переходах

Небольшой экскурс в историю. Британцы ради безопасности решили сократить популяцию ядовитых кобр в колониальной Индии. Местному населению пообещали награду за каждую голову змеи. Индусы же ради легких денег стали разводить змей в домашних условиях. Как только британцы узнали об этом, награды отменили. Змееловы же отпустили животных на волю. В итоге численность кобр только увеличилась. С тех пор решение проблемы, приводящее к ее усугублению, называют «эффектом кобры». Казалось бы, при чем здесь белорусские переходы?

За последнее десятилетие белорусская ГАИ вводила несколько мер, результатом которых стала формула «пешеход всегда прав». Апогеем можно назвать редакцию ПДД от 2015 года с фразой «При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам» (пункт 116). Очевидно, цель была благой: упростить пешеходам жизнь. На деле же это вылилось в уверенность пеших участников движения в том, что их пропустят, но так бывает не всегда — хотя бы потому, что машину остановить сложнее, чем ноги. Вот и вышел «эффект кобры»: попытка увеличить права пешеходов на «зебре» привела к излишней уверенности и повышенным рискам со стороны оных.

По статистике УГАИ МВД РБ, нарушение правил проезда переходов — самая распространенная причина смертельных аварий в нашей стране за 2017 год. Второе место — превышение скорости, третье — несоблюдение правил проезда перекрестков. Теперь взглянем на российскую статистику за тот же период, распространенную ГИБДД. Тройка главных причин ДТП с фатальными последствиями выглядит иначе (в порядке убывания): столкновения транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог, наезд на пешеходов. «В России пешеходы более внимательны и сконцентрированы перед переходом улиц и дорог. Люди понимают, что их могут не пропустить, — приходит к выводу Краснов. — И здесь даже не важно, что написано в российских правилах. Имеет значение то, как мыслят пешеходы. Ведь взаимодействовать рационально не всегда означает действовать по ПДД. В России пешеход видит, что водители не собираются ему уступать, и больше осторожничает».

Организация движения. Блиц

Мы попросили Юрия отвлечься от нематериальных привычек водителей и сконцентрироваться на объективных различиях — вкратце описать те особенности организации движения в РФ, которых не хватает на белорусских дорогах. Получился своеобразный топ:

«Камеры. Очевидно, инспекторы не могут уследить за всеми нарушениями. На российских дорогах (по крайней мере, от границы с Беларусью до Ярославля) камер намного больше, чем у нас. Встречаются они и в городе (некоторые следят за пересечением сплошных, проездом на красный). На мой взгляд, это плюс. Камеры беспристрастны (снижается возможность коррупционных схем), объективны в доказательстве правонарушения, имеют намного больший предотвращающий эффект, нежели контроль ГАИ. У нас процесс идет меньшими темпами.

Велосипеды. Ярославль (можно сказать, столица русской провинции) по удобству для велосипедистов обогнал Минск. Во-первых, исторический центр всюду оборудован велодорожками. Во-вторых, в российских ПДД закреплено: если нет специальной дорожки, можно ехать по правому краю проезжей части, и только если невозможно последнее (например, из-за припаркованных машин) — по тротуару. У нас в правилах сказано другое: если нет велодорожки, то езжай по тротуару; если и его нет, то только тогда можно заехать на проезжую часть.


Парковки. В России, несмотря на подвижки в других сферах автомобильной жизни, проблема со стоянками сохраняется. В Минске, например, уже стало стыдным оставлять машину на месте для людей с ограниченными возможностями. У россиян это пока еще норма. Плюсом в случае с нашими восточными соседями можно назвать использование элементов соцрекламы и слоганов прямо под табличками „Инвалиды“.


Ориентирование. В России более понятно наносят разметку. Нет наложения старых и новых линий. На круговых перекрестках тоже все понятно: хочешь попасть на кольцо — перестройся левее, нужно на съезд — перестройся правее. Съехать с круга можно только из крайнего правого положения. А вот маршрутное ориентирование на таком же уровне, как и в Беларуси. Знаки с указанием населенных пунктов, подсказывающие, где и куда нужно свернуть на трассе, попросту отсутствуют. А если они и есть, то водитель замечает их тогда, когда нужный поворот уже позади. Все устроено либо для тех, у кого есть навигатор, либо для тех, кто уже знает маршрут».

Автомобильные диски в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by