«Люди платят бешеные деньги, чтобы поболтать под рев моторов». Что действительно происходит в Монте-Карло во время «Формулы-1»?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by, дилер
34 455
14 октября 2018 в 8:00

В мире существует не так много городских улиц, по которым можно ездить со скоростью в 300 км/ч. Это Баку, Сингапур и, конечно, город-государство Монако. Услышав «Монте-Карло», наши люди скорее подумают о недорогих сигаретах и не сразу вспомнят о казино и «Формуле-1». Это место уже полвека принадлежит богачам с играми на баснословные ставки, фешенебельным отелям, модным тусовкам и яхтам стоимостью с небольшой заводик. Автоэкспедиция Jaguar отправилась в Монако, чтобы посмотреть на шоу с участием этих самых яхт и выяснить, почему богатые люди готовы расставаться с огромными деньгами, отдавая их за зрелища, которые им не слишком интересны.

Монте-Карло — это один из десяти районов карликового государства Монако (общая площадь страны — 2,02 кв. км), а заодно и самая богатая, престижная административная территория княжества. Именно там расположено знаменитое казино, а также отель и кафе «Де Пари». Ежегодно местные улицы перекрывают для того, чтобы премиальные и спортивные автомобили уступили место гоночным болидам. И так происходит 90 лет почти без перерывов. Поговаривают, именно поэтому асфальт здесь перекладывают раз в год.

Весьма странный этап гонки

Во время соревнований попасть в эту страну — настоящее достижение. Если удается оказаться в городе, то из-за перекрытых улиц проехать по нему весьма сложно. Найти же место для парковки — задача, подвластная уже только супергероям.

В Монако команда из Беларуси прибыла в конце сентября на двух мощных седанах Jaguar, и неожиданно для нас самих модели XF и XE стали частью люксовой пробки — не меньшей, чем наблюдается здесь во время гонки. Причина — международное яхт-шоу. Видя иностранные (не местные и не из Ниццы) госномера, полицейские, стоявшие на перекрестках, направляли нас на второстепенные улицы. Здесь это норма: не важно, какой у тебя автомобиль — если ты не монегаск (коренной житель страны), будь добр, отправляйся в объезд. Даже Jaguar не стал для нас пропуском.

Нам удалось изучить феномен Монте-Карло. Трасса уникальна тем, что любая ошибка пилота гарантирует сход, а обгонять практически негде. Говорят, это самый странный этап гонки, однако победить в нем мечтают все. Возможно, ради бравады перед потенциальными спонсорами, кто знает?

Нашим проводником стала Елена, живущая в соседней французской Ницце. Девушка не раз работала переводчицей во время гонок. Наше путешествие длиной в 3,337 км начинается со старта/финиша Circuit de Monaco.

На старте

На бульваре имени князя Альбера I меж линий привычной белой разметки видны желтые полоски, нанесенные в шахматном порядке. Это и есть стартовая решетка. Стоит ли говорить, что покрытие просто идеально?

По словам Елены, рассказы о том, что здесь раз в год перестилают асфальт, абсолютно правдивы. Работы проходят невероятно быстро и безупречно качественно. Например, есть запись в Twitter бывшего пилота «Формулы-1» Алекса Вурца — по его словам, на большей части трассы асфальт сняли за одну ночь.

Фото: twitter.com/alex_wurz

Ну а сам бульвар Альбера I начинается с памятника. Бронзовыми глазами на туристов смотрит Хуан-Мануэль Фанхио по прозвищу Маэстро — один из самых титулованных гонщиков, пятикратный чемпион «Формулы-1» в 1950-х. Опирается он на ретроспорткар Mercedes W196 R. Чуть дальше — памятник Уильяму Гроверу и его Bugatti — победителю первого Гран-при Монако в 1929 году.


Автомобильный клуб Монако — совсем рядом. Обычно у его входа стоят такие машины, к которым простой турист не решается даже подойти. Хотя когда-то клуб создали любители велосипедов, а не автомобилей. В 1890 году он так и назывался — «Спортивный велосипедный клуб». А потом к нему подключились автомобилисты, которые в итоге поглотили сообщество. Здание клуба украшают гербы. Их уменьшенные копии-«ордена» можно заметить на задних бамперах премиальных машин. Преференций у владельцев такого знака не счесть: это касается и въезда на закрытые территории, и сервиса. А еще в клубе целый день кормят деликатесами, но только посвященных.

«А наш Jaguar может вступить в клуб? — спрашиваем у Елены. — Как-никак вполне престижный автомобиль». Девушка вынуждена нас разочаровать: по ее словам, членство проще получить владельцам машин с местными номерами, а для этого нужно иметь хотя бы вид на жительство в Монако. Для вида на жительство необходимо положить 1 млн евро на счет в местном банке, оплатить жилье на год, доказать легальность финансов и сдать экзамен по французскому. Гражданство выдает лично князь двум-трем людям в год. Самый простой и относительно недорогой способ «прописаться» в Монако — попасть в тюрьму. Тут она расположена элитно — вырублена в скале в шаге от замка самого князя. Заключенные могут наблюдать прекрасный вид на бухту и проводить время на теннисном корте. И обязанностей не много: сидеть, соблюдать режим и... учить французский.

Самые дорогие трибуны

Проезжаем еще немного и видим дома местных жителей — монегасков. На время «Формулы-1» все эти квартиры с выходящими на трассу окнами превращаются в элитную арендную недвижимость. VIP-билет в ложах обходится в 43 750 евро. Для сравнения: самый дешевый «тикет» на трибуне с нелучшим видом стоит 350. За посещение топовой трибуны — возле казино «Монте-Карло» — просят 650. Почти полсотни тысяч евро — это официальная сумма за ложу, причем за семь месяцев до старта гонки. Сколько стоит снять всю квартиру-студию с видом на бульвар Альбера I на время 4-дневного ивента — ответить сложно. Известно одно: в обычные месяцы монегаски платят за аренду по 1 тыс. евро, а иностранцы — по 30 тыс.


«Самостоятельно снять апартаменты не выйдет, — говорит наша спутница. — Их выкупают фирмы, продающие потом „входные билеты“ — по 2,5 тыс. евро на один день финала. Внутри гостей обычно ждет фуршет с шампанским и деликатесами. Обычно в такие места приходят люди, далекие от „Формулы-1“ и автоспорта в целом. Они здесь появляются, как говорят, себя показать и на других посмотреть, поучаствовать в тусовке. Очевидно, что всю трассу с любой, даже самой высокой точки не увидеть. Бóльшую часть гонки приходится смотреть на экране. Конечно, общая атмосфера и звук моторов добавляют ощущений, однако богатым людям этой подпитки хватает ненадолго. После первой пары кругов большинство пришедших и отдавших немалые деньги за элитное место даже не смотрят в сторону гонки. Просто болтают под рев моторов и пьют шампанское либо вино».

«На трассу выходят фасады нескольких банков, — продолжает рассказ Елена. — Как и все другие учреждения, кроме кафе, ресторанов и клубов, во время этапа „Формулы-1“ банки не работают. Свои помещения они предоставляют в качестве смотровых площадок своим же VIP-клиентам, нередко приплывающим на яхтах. Гонка не должна мешать свободному перемещению важных персон. В то же время трасса отделяет город от моря, и, естественно, перейти дорогу нельзя. Для того чтобы оказаться с другой стороны, „випы“ используют подземный лифт».

Этап Гран-при Монако уникален еще и тем, что в современной «Формуле-1» свободные заезды проходят в пятницу и только в этой стране — по четвергам. Вечер пятницы отводится для светских раутов. Говорят, трасса доступна для всех болельщиков на один день «перерыва», однако к субботе асфальт вновь приводят в порядок. Если приглядеться, на некоторых фотографиях заметны люки городской канализации. Незадолго до гонок все их заваривают — принято считать, что металлические крышки могут вылететь из-за низкого давления, которое создается под болидами на высоких скоростях.

Повороты и шпильки

Правда, в Монако скорости не особо высокие (в сравнении с другими этапами) — около 150 км/ч. Показатель довольно низкий из-за узкого и извилистого характера трассы. Мы оставляем позади почти 90-градусный поворот Sainte Devote (в честь храма мученицы Корсиканской) и по проспекту Монте-Карло врываемся на площадь казино. Тут, минуя само игорное заведение и кафе «Де Пари», пилоты готовятся к преодолению серии шпилек, которая заканчивается большим тоннелем. На этом участке болидам порой приходится замедляться до 65 км/ч. Здесь зрители могут разглядеть гонщиков и машины детально.


На нашем пути возникает вывеска отеля Fairmont. На время этапа гонок три ночи здесь обойдутся в 10 тыс. евро. Чуть ли не сам Jaguar, на котором мы приехали, нашептывает нам забавную историю, связанную с этим местом. Перед выходом фильма «12 друзей Оушена» в 2004 году создатели картины решили устроить рекламную кампанию. По логике, известной лишь киношникам, на носу болида команды Jaguar-Cosworth установили бриллиант стоимостью около $360 тыс. И на первом же круге пилот Кристиан Клин разбил машину. Работники трассы собрали обломки автомобиля, но вот драгоценный камень пропал, его так и не нашли. Не иначе как старина Дэнни Оушен все заранее спланировал.

На берегу

Далее трасса ныряет в тоннель, проходящий прямо у берега. Но вот досада — проехать туда сейчас невозможно. Еще одно перекрытие из-за шоу яхт.

А ведь именно подземное сооружение хранит историю самого громкого смертельного случая на трассе в Монако. В 1952 году на тренировке погиб итальянец Луиджи Фаджиоли — врезался в бетонную балюстраду, и его выбросило из Alfa Romeo. Спустя 15 лет на участке после выхода из тоннеля погиб еще один пилот из Италии — Лоренцо Бандини. На 82-м круге из 100 он потерял управление над Ferrari 312 и на полной скорости врезался в причальную тумбу. Автомобиль лишился левых колес, перевернулся и загорелся. Достать пилота не удавалось в течение четырех минут, пока шло тушение пожара. Огнеупорной экипировки в те времена еще не было. C тех пор требования к безопасности сильно изменились. Например, на шпильках применяются мягкие блоки. Возможно, они и спасли жизнь Серхио Переса, вылетевшего в 2011 году с дороги во время квалификации.

Себастьян Феттель, 4-кратный чемпион мира серии «Формула-1», так описывал участок, следующий за тоннелем: «Монако — одна из моих любимых трасс, где приходится решать предельно сложные задачи — вы не можете позволить себе ни одной ошибки. Обгонять можно только сильно рискуя. Лучшее место для обгона — перед шиканой (последовательность извивающихся поворотов. — Прим. Onliner.by) на выходе из тоннеля, где со скорости 300 км/ч мы тормозим до первой передачи».

За шиканой, описанной Феттелем, лучше всего наблюдать с моря. Потому залив во время «Формулы-1» выглядит в точности как сегодня — полностью забит яхтами. Судна выстраиваются таким образом, чтобы корма смотрела на берег — так формируется еще одна суперэлитная трибуна. Взойти на борт частного судна, чтобы взглянуть на заезды (или сделать заинтересованный вид), — привилегия, доступная очень немногим.

Заканчивается же прибрежный участок разворотом вокруг La Rascasse — ночного клуба с лучшими, если верить рекламе, коктейлями во всем княжестве. Довольно говорящий финальный образ трассы, как будто подчеркивающий отношение жителей Монако ко всему происходящему. Рекорды и скорости прохождения, квалификации и поул-позиции? Да ладно! В первую очередь это праздник, развлечение, тусовка.


Благодарим за помощь в организации поездки дилера Jaguar Land Rover в РБ «Атлант-М Британия», а также партнеров проекта Sapori Tours и «Технобанк».

Автосигнализации в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by