38 986
273
09 сентября 2018 в 8:00
Источник: Александр Марченков. Фото: Александр Марченков

Нырнул в Палангу на автомобиле, а вынырнул на велосипеде. Впечатления о литовском курорте

Ближайший для белорусов морской курорт — Паланга, которая медленно, но верно становится очень европейской. По-литовски аккуратный городок может быть примером того, как реализуется формула устойчивой мобильности: движение автомобилей на главной улице зажато в одну полосу; улицы освещены как операционная в больнице; на шикарном велобане, связывающем Клайпеду, Палангу и Швянтойи, нескончаемый трафик... Хотя есть спорные моменты. Например, большое число электроскутеров, которые в неумелых руках могут представлять опасность для пешеходов и велосипедистов, а также «шашлык» на пешеходной улице Басанавичюса. Ниже — впечатления нашего читателя, съездившего в Литву.

Автомобили

Создалось ощущение, что автомобильный парк не сильно отличается от белорусского. Разумеется, нет «бюджетников» российской сборки вроде Volkswagen Polo Sedan и Hyundai Solaris (за исключением тех, что с белорусскими и российскими номерами), да и машины немного посвежее.

Audi, Volkswagen, Toyota, Peugeot... В Литву по-прежнему активно везут автомобили из Западной Европы, в основном из Германии. Чуть позже нашел фактическое подтверждение своей догадке. Как сообщает Delfi.lt, в этом году импортировали более 106 000 подержанных машин. Средний возраст — 11,4 года. Причем три из четырех транспортных средств имеют дизельные двигатели.

В топе любимцев — Volkswagen Passat, Audi A6 и BMW 5-Series.

Гораздо чаще, чем у нас, встречаются электромобили, в основном Nissan Leaf (уже не только первого, но и второго поколения) и Chevrolet Volt. Видели также пару Tesla. Одну из них заряжали рядом с симпатичными коттеджами — шнур свисал прямо из окна апартаментов.

Судя по речи, которая слышна на улицах, в кафе и магазинах, в Палангу едут белорусы, россияне, украинцы. Реже встречаются немцы, французы, итальянцы. Пару раз встречали автомобили с британскими номерами. Нам позже объяснили, что это не англичане и ирландцы решили взглянуть на литовский курорт, а отпускники приехали на историческую родину.

Организация дорожного движения

Большинство курортных городов живет рваным ритмом, в полной мере ощущая яростный прилив и столь же стремительный отлив отдыхающих. Во время сезона трафик на улицах Паланги существенно увеличивается. Светофорными объектами в городе оборудованы всего пару перекрестков. На остальных установлены знаки приоритета, и ничего — водители разъезжаются, хотя иногда возникают очереди.

Когда мы были в городе, велась реконструкция на вылетной магистрали (Klaipedos pl.). На нескольких перекрестках обустраивали мини-круги, которые так и не получили популярности в Минске и других белорусских городах. В Литве же это постепенно стало стандартом — разрешать конфликт пересечения подобным способом, но только не на магистралях с высокой интенсивностью движения (тут уже требуются развязки).

На главной улице Паланги — Витовта — организовано одностороннее движение. Причем остальную проезжую часть отдали под парковку, полосу для общественного транспорта и велодорожку. Оказалось, что существующей проезжей части достаточно для автомобилей, автобусов и велосипедов. Как говорится, любителям широких улиц посвящается!

Заметьте, каждый квадратный сантиметр проезжей части расчерчен и используется с максимальной пользой. Нет бессмысленных пространств, которые у нас используются отдельными автомобилистами спекулятивно.

Скорость на ул. Витовта ограничена 30 км/ч, потому что вокруг пешеходы, велосипедисты и вообще нужно тихонечко ездить в городе. Превышают ли? Не без того (сужу субъективно, радар с собой, увы, не прихватил), но это не носит массовый характер, а значит, «ужесточения контроля» не требуется.

На «зебрах» водители охотно пропускают пешеходов. В целом трафик спокойный, нет нервозности, спешки, как в больших городах.

Для обозначения выездов с территории частных домовладений и прочих местных проездов используется цветовой код: плитка в этой зоне красная.

Нужно ли говорить, что бордюров в зоне большинства пешеходных переходов нет и мало кто спешивается при езде на велосипеде через «зебру».

Тактильная плитка подсказывает незрячим и слабовидящим о крае проезжей части и наличии пешеходного перехода. Эти мелочи, быть может, не всем заметны, но очень влияют на восприятие города как комфортного, удобного и безопасного.

А еще бросается в глаза отсутствие таких белорусских ноу-хау, как сферы, полусферы и прочие «малые архитектурные формы». В Литве предпочитают аккуратные столбики, предотвращающие заезд и парковку на тротуаре. Эстетично и эффективно.

Парковка

В центре города (на ул. Витовта) парковка платная. Оплатить стоянку можно через уличный автомат или мобильное приложение. Тариф в красной зоне такой: полчаса — 0,6 евро, час — 1,2 евро.

Каждое место для уличной стоянки регламентировано и выделено разметкой. Это вносит определенный порядок. Хуже, если перед водителями ставят задачу решать, как парковаться, и самостоятельно определять границы разрешающей площади.

А возле магазинов парковка не просто размечена (обратите внимание: тут она выполнена под углом в 45 градусов, потому что так легче парковаться), но еще и оборудована ограничителями со световозвращающими элементами. Это забота скорее о пешеходах, которым таким образом обеспечивают пространство. Разумеется, место для инвалидов тот, кто не имеет на это права, не занимает, даже если вся стоянка забита.

Улица — это не просто голый асфальт. Именно разметка, ограждение, знаки и прочее делают дорогу дорогой. Когда понятными средствами указано, как использовать проезжую часть, город принимает цивилизованный облик.

Интересно, что во многих дворах автомобили припаркованы прямо на газоне. С одной стороны, как-то неправильно, а с другой — это частная собственность и хозяин сам волен распоряжаться ею как хочет, равно как и очищать почву от машинного масла...

Освещение

Отдельно хочется сказать про уличное освещение. На ул. Витовта в фонарях установлены светодиодные светильники. В темноте видно все!

Акцентированно освещены подступы к пешеходным переходам. По такой улице ехать очень приятно. Не приходится напрягать зрение, всматриваясь в край тротуара.

На других улицах Паланги пока натриевое освещение. Как известно, его желтый спектр «съедает» контуры, скрадывает детали. Светодиодные светильники позволяют улучшить цветопередачу до 85—90% (натриевые — на 40%).

Пешеходная улица

Непредсказуемая Балтика не всегда радует хорошей погодой. Примечательно, что даже в дождь город не вымирает. Люди гуляют по улицам, катаются на велосипедах, даже отдыхают на пляже. Особенно многолюдно на знаменитой пешеходной улице Паланги — Басанавичюса.

Кто помнит, как в неродном городе называются автомобильные улицы (если они не главные, конечно)? А вот улицу Басанавичюса знают!

Это место, где гуляют, едят, выпивают, развлекаются... Сейчас многие кафе и рестораны курорта прибегают к такой «фишке»: устанавливают батуты, горки, качели (в общем, развлекательные комплексы), завлекая основную аудиторию — семьи с детьми. Пока малыши резвятся, периодически прибегая за очередной вкусняшкой, родители могут спокойно поужинать.

Пешеходная улица — хорошая иллюстрация к тому, как можно распоряжаться городской площадью с выгодой для всех. Туристы получают место для прогулок, бизнес — возможности для заработка, а город — налоги.

И боже упаси, никакой опасности мы не чувствовали даже ночью. Возвращаясь после поздних прогулок, не боялись, что какой-нибудь выпивоха попросит прикурить.

А вот что не понравилось, так это устройство пешеходно-велосипедной части на ул. Басанавичюса. Получился, как любят говорить эксперты по безопасности дорожного движения, «шашлык»: тротуар — велодорожка — тротуар — велодорожка — тротуар. Такой компромисс не всегда идет на пользу. Люди случайно заходят на велопуть, чему велосипедисты не рады. Хотя, повторюсь, мы ни разу не видели больших конфликтов или столкновений.

Также раздражало, когда водитель (как правило, легкового автомобиля), которому очень-очень надо, двигался аккурат по тротуару. Обычно пешеходы реагировали спокойно, расступаясь перед важным автомобилистом. Это тоже отличительная черта в «европах»: люди относятся к такому со снисхождением и стараются не брать на себя функцию правоохранительных органов.

Похоже, опыт ул. Басанавичюса понравился городским властям Паланги. На параллельной улице ездить на машине во время курортного сезона тоже запрещено: вывешены соответствующие знаки, а на самой проезжей части установлены цветочницы. В остальное время автомобильное движение там открыто.

Рядом расположен поющий фонтан. По вечерам собираются люди. Не только дети, но и взрослые завороженно наблюдают за подсвеченными струйками воды.

Велосипеды

Можно смело сказать, что Паланга — чрезвычайно дружелюбный к велосипедистам город. Это едва ли не главный транспорт курорта. На многих улицах велодорожка выделена на проезжей части (не на тротуаре!). Использование велосипеда открыто поддерживается.

Но главный объект — это шикарный велобан с трафиком, гораздо бóльшим, чем на главной улице Паланги. Дорожка идет от Клайпеды через Палангу до Швянтойи. Это полноценная велосипедная трасса со знаками, указателями, аккуратными и убранными местами для отдыха, а также мобильными точками по продаже кофе, чая и снеков.

Многие едут на курорт, захватив с собой велосипеды. Но это необязательно. В городе действуют несколько служб проката. Расценки примерно такие: обычный велосипед — 2 евро/час, с детским сиденьем — 3 евро/час, с велоприцепом — 4 евро/час.

Конечно, движение на велодорожке очень интенсивное, в особенности в пределах городской черты. Причем там не только ездят велосипедисты, но также часто гуляют люди. Кому-то это, возможно, сложно понять, но у литовцев принято распоряжаться общим пространством мирно, без склок и конфликтов.

Перед пересечениями с пешеходными дорожками установлены предупреждающие знаки. Впрочем, часто гуляющие сами останавливаются, пропуская велосипедистов.

Лично мы, увидев пешеходов, замедлялись до максимально безопасной скорости и старались объехать людей, не прибегая к помощи звонка. Все выходило бесконфликтно, поэтому злиться не приходилось!

С велосипедистами, которые не всегда соблюдают негласные правила, было сложнее. Особенно раздражало, когда кто-то решал вдруг двигаться по условной встречной полосе, рискуя совершить лобовое столкновение. Или, наоборот, обгоняемый ускорялся при опережении. Очень похоже на то, что происходит на автотрассах.

Зато выехав за пределы города, можно вздохнуть полной грудью. Эх, как здорово прокатиться по сосновому лесу после дождя!

Поскольку велосипед стал массовым видом транспорта для Паланги, это потребовало введения ограничений. Например, заезжать на территорию Ботанического сада и пирс, который считается достопримечательностью, запрещено, установлены соответствующие знаки.

Электроскутеры

Сейчас в Паланге бум на электроскутеры, которые сдаются в аренду. Эта штука едет практически бесшумно. Понимаешь о том, что приближается транспортное средство, лишь по шуршанию шин.

А разгоняются они довольно быстро, и многие этим пользуются. В особенности дорвавшиеся до более-менее скоростного транспорта подростки.

Впрочем, как-то видели мужчину, который одной рукой держал руль, а другой прижимал к себе грудного ребенка. Двигался он по условной встречной полосе велодорожки с немаленькой скоростью. Мягко говоря, это было опасно.

Очевидно, такое будет продолжаться до определенных негативных случаев. Думается, это не обойдет Минск и другие белорусские города и поселки.

Алкоголь

Год назад литовцы с ужасом осознали: их страна — самая пьющая в Европе. Как заявил представитель Всемирной организации здравоохранения Гауден Галеа, по итогам 2016-го каждый житель Литвы в среднем выпил 16 литров алкоголя. Примечательно, что на втором месте — с 15 литрами — оказалась Беларусь.

Показательна реакция. С 1 января этого года Литва ввела ограничения на продажу алкоголя. Его можно продавать с 10:00 до 20:00. В воскресенье — с 10:00 до 15:00. Возраст, с которого разрешено покупать спиртное, увеличился с 18 до 20 лет.

В магазинах отделы со спиртным после наступления часа Х ограждены сигнальной лентой. В барах размещены предупреждающие надписи.

И это работает! Когда шли в круглосуточный магазин за йогуртом или чем-то еще к завтраку, не боялись встретить алкокомпанию, которая просит 10 центов «на дорогу до Клайпеды». Все чисто и цивильно.

Считается, эти меры также влияют на снижение количества «пьяных» аварий. Хотя такие ДТП в Литве по-прежнему происходят.

Полиция

Насчет правоохранительных органов. Несмотря на то что полицейских практически не видно в городе, на улицах порядок и нет ощущения опасности.

Но если уж что-то случается и поступает вызов, то поверьте, спецавтомобиль будет ехать на максимально возможной скорости, исходя из дорожных условий. Наблюдали, как однажды по той же ул. Басанавичюса неслась машина с мигалками и сиреной. Люди очень быстро расступались и давали возможность проехать, понимая: произошло нечто серьезное.

Представители органов появляются, как правило, ближе к уик-энду. Обычное патрулирование, как у нас.

Пляж

Без автомобилей, увы, на пляже не обходится. Несколько внедорожников (используемых обычно для буксирования плавсредств) имеются у спасателей, хотя обычно они передвигаются на квадроциклах.

Периодически на пляже устраивают какие-то мероприятия. Как-то, например, проходили соревнования по ВМХ-фристайлу. Туда приехал броневик, в котором находилась диджейская установка. Было весело!

Велосипеды в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Александр Марченков. Фото: Александр Марченков