Дороги в Таиланде называют опасными не из-за сложного рельефа или погодных условий. Дело в количестве аварий. Но, несмотря на это, миллионы туристов каждый год приезжают в страну, берут напрокат байки или авто — и отправляются исследовать уголки экзотической страны. Как ведут себя тайские водители и пешеходы и как они относятся к правилам дорожного движения, читайте в нашем материале.
Первое, на что обращаешь внимание, когда начинаешь ехать по тайским дорогам, — это буйство зелени. Она пытается прорваться всюду: вот обвила только что поставленный дорожный знак, тут пытается пробиться сквозь рекламный щит. Дороги, которые идут через пальмовые и каучуковые рощи, петляют по горам и приоткрывают красоты страны: то притаившийся небольшой храм, то ухоженный домик вынырнет из-за поворота.
Дмитрий периодически зимует на островах в курортном Таиланде, его историю зимовки мы рассказывали в начале этого года. Как и многие туристы, все это время он арендует байк и колесит на нем по островам, за недавнее время он проехал по ним более 5 тысяч километров. Каково это — ездить по тайским дорогам?
— Первое и самое принципиальное отличие — это левостороннее движение. При этом, что интересно, у них действует правило «помеха справа», — объясняет парень. — Больше каких-то таких принципиальных моментов я не заметил. Конечно, есть нюансы. К примеру, у них есть специфика поворота: если горит красный, то налево ты поворачивать можешь, убедившись, что спереди машины не едут. Или есть негласное правило: когда подъезжаешь к Т-образному перекрестку с основной дороги, все сигналят, но скорость не снижают.
Минчанин говорит, что в курортной части довольно большая проблема на дорогах — это собаки. Их очень много, как на островах, так и на материковой части. Собаки могут неожиданно выпрыгнуть на проезжую часть и создать аварийную обстановку. Поэтому стоит быть осторожными.
Таиланд — страна пикапов, их на дорогах здесь пруд пруди — совершенно разных моделей и годов выпуска. В кузове тайцы могут возить всю семью, грузы, животных — в общем, авто на все случаи жизни. Из марок на дорогах очень много Honda, Isuzu, Toyota. Авто вроде Ford или Chevrolet довольно редки.
Самым популярным видом транспорта в Тае считаются байки — так тайцы называют скутеры, а также мотобайки, чуть реже можно встретить мотоциклы. Велосипедов здесь практически нет: как правило, на них катаются только иностранцы.
— Скутеры, в принципе, такие же, как и мотоциклы, довольно мощные. Они могут разгоняться до 120 километров в час, — говорит Дмитрий. — Самые популярные модели — это Honda Click 125, Honda Click 110, Honda РСХ-150. Купить новый байк с гарантией в три года можно примерно за 50 тысяч бат (около $1500), бэушные стоят от 10 до 20 тысяч бат (от $300 до $625).
Аренда байка обойдется в сумму от 250 до 5000 бат в месяц. По словам Димы, все будет зависеть от сезона и места, где вы его арендуете. К примеру, декабрь — февраль — это высокий сезон, поэтому и цены в это время будут кусаться. Опять же, на Самуи байки будут дешевле, чем на Пангане, а дороже всего придется заплатить за аренду на Пхукете.
Интересная деталь: иностранцы могут брать кредит на покупку авто. Правда, для них процент будет выше: если тайцу его оформят под 2,75% годовых, то для европейца — 3%.
На байках тайцы добираются на работу, катаются в магазин, ездят в храм и возят какие-то невероятные грузы. Причем делают это так, что у белорусских сотрудников ГАИ нервно дергался бы глаз.
— На островах правила дорожного движения тайцы практически не соблюдают, — говорит Дима. — Они могут просто боком сесть на байк и одной рукой рулить. Могут вчетвером ехать — и все без шлемов. Или везти невероятный груз какой-то, собак или обезьян. Дети без автокресел или стоя на байке — в порядке вещей.
— Но чем больше город, тем больше полиции и больше контроля. Поэтому, к примеру, в Пхукете или Бангкоке тайцы ездят гораздо более аккуратно, чем на островах. Но в целом на дорогах они, как мне кажется, добрее, чем наши люди. К туристам относятся хорошо, никто никого не подрезает, не кричит и не сигналит, когда ты «тупишь». Больше всего такого я видел как раз таки от европейских туристов.
Что касается бензина, то в Таиланде он различается по цветам — желтый, синий и красный, и октановые числа совершенно отличаются от привычных белорусам.
— Желтый, или 92-й, — это чистый бензин без присадок, — говорит Дмитрий. — Когда его заливаешь, то он отдает желтизной и синевой. На заправках он есть не везде и стоит 39 бат. Это самый хороший бензин. Остальные с присадками — красный и синий. Синий, или 91-й, стоит 27—28 бат, красный, или 95-й, — 30 бат. С октановым числом тут не поймешь, они его искусственно повышают.
— Почему желтый бензин стоит дороже? Потому что присадки, со слов прокатчиков, увеличивают расход топлива, но на заправках говорят, мол, эти присадки увеличивают мощность. Я сам проверял, брал два байка, заливал один и другой бензин. На желтом байк ехал лучше. Как правило, расход байка на 125 кубов где-то 3 литра на 100 километров, — рассказывает молодой человек.
Полицейских на курортах в Таиланде не так и много. Мы во время своей поездки встретили лишь одного, который дежурил во время вегетарианского фестиваля на Пхукете и регулировал перекресток.
Форма у них коричневого цвета, обязательно надет шлем с видеокамерой и ярко-салатовый жилет.
— На курортах полицейских действительно немного, — объясняет наш собеседник. — Как правило, чем меньше остров, тем меньше полиции можно встретить. К примеру, когда мы были на Пангане, то за месяц ни одного не встретили. Конечно, на материке и в крупных городах их больше, там и движение более дисциплинированное. Но даже при отсутствии полиции на курортных дорогах все довольно спокойно: тайцы очень спокойные и расслабленные. Не ощущаешь какой-то нервозности или опасности.
По словам Дмитрия, полиция более лояльна на небольших островах. На Пхукете или в Паттайе правоохранители гораздо строже отнесутся к отсутствию шлема или же прав.
— Полиция проводит рейды по соблюдению ПДД редко и заранее ставит предупреждающие знаки. Места обычно определенные — или возле участка, или возле магазинов, — говорит минчанин. — Но бывают «облавы» полиции перед какими-то большими праздниками или вечеринками. Ищут наркотики. Тебя просто могут остановить и начать «шмонать»: поднимают багажник в байке, если машина, то осмотрят всю машину.
— Опять же, чем дальше остров в океане, тем меньше контроля. Самуи, Панган, Ко Чанг — даже если ты едешь без шлема, они могут тебя и не остановить, но там и трафик другой: можно ехать по практически безлюдной улице, народа совсем немного, — продолжает парень. — Главное, по местным негласным правилам, чтобы у водителя шлем был, а у пассажира — это уже как получится, хотя по правилам он должен быть.
Аналогичная ситуация и с ремнями безопасности на заднем сиденье: по правилам Таиланда пристегиваться на заднем сиденье необязательно, только на переднем. Но даже сидя впереди, тайцы могут игнорировать это правило.
Что касается штрафов за нарушение правил дорожного движения, то законы в Таиланде очень жесткие. Более того, власти страны собираются покончить с печальной статистикой на дорогах, поэтому периодически ужесточают правила и законы еще больше. Так, за:
Кстати, разрешенная скорость в населенных пунктах — 80 километров в час (есть места, где скорость ограничивают до 50—60 км/ч). На скоростных трассах разрешается ехать и 120. Штраф за превышение скорости может достигать 500 бат ($16).
— Для езды белорусам в Таиланде лучше всего иметь тайские права или международные, — объясняет Дима. — Вроде бы по соглашению наши права должны прокатывать, но почему-то в Таиланде местная полиция не хочет их признавать, то есть даже если у вас есть права, то все равно можно получить штраф за езду без прав.
Но самые суровые наказания в Таиланде наступают за езду в пьяном виде. Ужесточили их буквально пару лет назад.
— По их законам в крови у водителя до 24 лет должно быть 0 промилле, а после 24 лет — 0,05 промилле, — говорит Дмитрий. — Если ты прошел медосвидетельствование и у тебя выше, то нарушителю грозит приостановка действия прав на срок до полугода и до года тюрьмы, а также могут дать штраф от 5 до 20 тысяч бат ($156—625). Если ты отказываешься от медосвидетельствования — это равнозначно тому, что ты пьян или в наркотическом опьянении. Причем к иностранцам в Таиланде отношение более суровое, чем к тайцам, но, как правило, в тюрьму их не сажают, а дают большие штрафы.
Если водитель был пьян и совершил ДТП, в котором пострадали люди, то действие прав приостанавливается на год, штраф вырастает до 20—100 тысяч бат ($625—3125), а тюремный срок — 1—5 лет. Если есть серьезно пострадавшие, то действие прав приостанавливается на 2 года, штраф может достигать 40—120 тысяч бат ($1250—3750), а тюремный срок — 2—6 лет. Если же в ДТП с пьяным водителем погибли люди, то его лишат водительских прав вплоть до запрета их повторного получения. Штраф в этом случае составит 60—200 тысяч бат ($1875—6250), а тюремный срок — 3—10 лет.
— Даже при этих всех довольно жестких законах каждый месяц в Таиланде 1—2 туриста погибают в ДТП, — объясняет Дмитрий. — Виной всему, к сожалению, практически всегда — скорость и алкоголь. На самом деле, та статистика, которую озвучивает ВОЗ, она, конечно, очень печальна. Но, по моим ощущениям, если ты аккуратный водитель, не лихач и стараешься соблюдать правила, то поездки по курортам Таиланда станут незабываемым впечатлением. Это стоит того, чтобы взять в аренду байк.
Читайте также:
Чемоданы в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by