Ввезти мотоцикл из США, судиться с таможней и выиграть

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский
26 декабря 2018 в 8:00

Горячий спор о рыночной стоимости ввозимого мотоцикла между представителями таможни и покупательницей довел до суда. Это не первая подобная история, а главный аргумент таможенников, которые ссылаются на приказ для служебного пользования, стандартный: «возникло расхождение с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа». В какой-то момент общение начинает напоминать замкнутый круг внутренней логики, и многие по настоятельной рекомендации решают обратиться за заключением об оценке к посреднику. Но обязаны ли? И что будет, если не обратятся? Анастасия, которая ввозила поврежденный мотоцикл из США, пошла до конца и обратилась в суд. Стороны вдруг поменялись местами: бремя доказывания легло не на обычного гражданина, как это часто бывает, а на государственный орган. Каким было решение?

«Мне сказали, что откажут выпустить мотоцикл в свободное обращение. Почему?»

Сейчас белорусы вновь стали заказывать транспортные средства в США. Конечно, уже не в таких объемах, как до повышения таможенных пошлин в 2011 году, но тем не менее... Особенность в том, что автомобили и мотоциклы обычно приобретают в поврежденном состоянии на аукционах. Во-первых, это хотя бы какая-то гарантия, что те были на ходу. А во-вторых, стоимость в таких случаях значительно ниже.

Именно по поводу стоимости и возник спор, растянувшийся на несколько судебных заседаний.

— Мотоцикл Harley-Davidson (2012 г. в.) разыгрывался на одном из крупнейших страховых аукционов США. Я предложила наибольшую ставку, которая составила $5300, и выиграла, — рассказывает Анастасия, обратившаяся в редакцию Onliner. — Сюда надо прибавить также сбор аукциона (он составил $651) и услуги брокера ($100). Общая таможенная стоимость составила $6051 (в нее не включены страхование и транспортные расходы).

Общая таможенная стоимость составила $6051 (в нее не включены страхование и транспортные расходы)

Сравнительно низкая цена за мотоцикл этой марки обусловлена состоянием. Ранее на нем попали в ДТП, поэтому «харлей» имеет ряд повреждений: сломана коробка переключения передач, имеется дефект передней вилки, предстоит заменить глушитель, лакокрасочное покрытие требует обновления, нет ключа и брелока зажигания (у мотоцикла бесключевой запуск) и пр.

— Ремонт моего мотоцикла, по оценке специализированного ресурса, который отслеживает все сделки на крупнейших американских аукционах с 2011 года, обойдется в $10 454, — делает акцент девушка. — Только восстановление доступа к системе зажигания стоит примерно $600 в эквиваленте.

После доставки «харлея» в Беларусь предстояло пройти процедуру растаможки. Наша собеседница считала это формальностью, а зря!

— Я предоставила полный пакет документов: декларацию о таможенной стоимости, инвойс, платежное поручение и др. А также ссылку на сайт и скриншоты страниц, используя которые любой может увидеть сумму сделки, акционный сбор, — перечисляет Анастасия. — В декларации указала $6051, сколько и заплатила за мотоцикл. Растаможка стоила 4099 рублей, также 120 рублей перевела в качестве таможенного сбора. Однако в выпуске мотоцикла в свободное обращение было отказано, что стало для меня полной неожиданностью.

Все знают об особенностях растаможки автомобилей. А как обстоят дела с мотоциклами? Сумма пошлины зависит от таможенной стоимости, что стало предпосылкой для отчаянного спора.

Владелице мотоцикла предложили предоставить заключение об оценке. Подобные услуги оказывают несколько организаций. В речи представителей Минской региональной таможни (МРТ) не раз фигурировала Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП).

— Я сказала: извините, я предоставила все необходимые доказательства, что мотоцикл приобретался именно за эту сумму. Зачем заказывать дополнительную платную услугу? — возмущается девушка. — В ответ меня предупредили, что дадут отказ.

В выпуске мотоцикла в свободное обращение действительно отказали, предложив оплатить таможенную пошлину исходя из стоимости мотоцикла в $7800. Как была установлена эта сумма, если Harley-Davidson приобретался на аукционе и его стоимость четко указана в документах? На что вообще намекает таможня?

За разъяснениями девушка обратилась в МРТ, потом в Государственный таможенный комитет (ГТК). В поступившем ответе содержится аккуратная формулировка: «у таможенного органа были обоснованные причины полагать, что сведения, содержащиеся в предоставленных Вами документах, не отвечают критерию достоверности».

Почему сделан такой вывод? Обращают на себя внимание два ключевых аргумента, которые приводятся в ответе.

Во-первых, таможня ссылается на «отсутствие на оригинале инвойса печати/штампа, подписи отправителя». «А должны ли быть печати и подписи на этом документе вообще? Где содержится данное требование? Есть ли оно в белорусском или американском законодательстве?» — спрашивает Анастасия.

Во-вторых, сотрудники МРТ ссылаются на «значительное отличие от ценовой информации, содержащейся в интернет-каталоге nadaguides.com». В ответе указано, что должностным лицом таможенного органа была установлена средняя стоимость данного мотоцикла, а с учетом повреждений она, мол, составляет $7800.


— Что за ссылки на сторонний сайт, который не имеет отношения к проведенному аукциону? — возмущается Анастасия. — Как сформирована сумма в $7800? Сказано, что установлена некая средняя цена за аналогичные мотоциклы в стране приобретения. Зачем вообще потребовалось обращаться на этот странный ресурс? Ведь есть четкое указание стоимости аукциона, инвойс, банковский перевод за конкретный мотоцикл. Что еще требуется?

В письме представители МРТ ссылались на некий служебный документ, содержание которого не подлежит разглашению. Это также вызвало недоумение у девушки: «Как я, обычный гражданин Беларуси, могу соблюдать требования, которые рядовым белорусам знать не положено?»

«Как быть, в конце концов, с принципом добросовестности сторон, который является одним из столпов Гражданского кодекса?»

Для Анастасии доказать правоту стало делом принципа. Как объясняет наша собеседница, больше всего возмутили недвусмысленные намеки: «Никто напрямую о том, что я занизила таможенную стоимость, вроде бы не говорит. Но как трактовать фразы вроде „несоответствие предоставленных документов“, „сведения не отвечают критерию достоверности“, „возникли обоснованные сомнения“? Если речь идет о сговоре между покупателем и продавцом, то как я могла повлиять на администрацию одного из крупнейших аукционов США? Это же нонсенс!»

Наша собеседница погрузилась в изучение юридических документов и подала жалобы в МРТ и ГТК, а также в суд Октябрьского района Минска. Смысла медлить девушка не видела: позиция таможни была изложена в ответе, и оснований думать, что она изменится, не имелось. Стоимость же нахождения мотоцикла на складе временного хранения составляет 4,5 рубля/сутки.

— Я действовала абсолютно прозрачно — показала все документы, оплатила таможенные сборы, но во мне все равно словно видят непорядочного человека, — удивляется владелица Harley-Davidson. — Слышала, что это не единичный случай. Многие обращаются за заключением об оценке. Но я считаю, что выполнила все условия, и принципиально хочу довести дело до конца.

белый, внедорожник, бензин 2 л, автомат, полный привод
синий, минивэн, дизель 2.2 л, механика, передний привод
красный, универсал, дизель 2 л, автомат, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

«Таможенный орган сослался на информацию весьма сомнительного содержания». Суд первый

Буквально за несколько часов до первого заседания поступила информация: ГТК удовлетворил жалобу, мотоцикл выпустят в свободное обращение, однако процесс было уже не остановить. В суде интересы владелицы Harley-Davidson представлял адвокат Максим Терешков. Вот ключевые фрагменты его спича.

— Решение таможенного органа об отказе выпустить в свободное обращение мотоцикла противоречит таможенному законодательству, а значит, нарушает права и интересы гражданина, представившего полный пакет документов.

Адвокат Максим Терешков представлял интересы владелицы мотоцикла

Юрист перечислил возможные причины отказа в выпуске транспортного средства в свободное обращение: недостоверные сведения, недостаток документов, несоответствие заявленной стоимости товара рыночной стоимости аналогичных товаров в стране приобретения.

— Таможенный орган, судя по ответу, руководствовался последним пунктом, — обратил внимание Максим Терешков. — Но согласиться с этой позицией никак нельзя. В частности, представители Минской региональной таможни ссылаются на интернет-ресурс nadaguides.com, оправданность рассмотрения которого как источника достоверной информации вызывает сомнения. Мы изучили этот сайт. Он даже не содержит русскоязычной версии, что противоречит нашему законодательству. Но главное, не ясен порядок формирования цен.

«Таким образом, считаем, что таможенный орган сослался на информацию весьма сомнительного содержания»

По мнению представителя заявительницы, сопоставление ценовой информации необходимо для того, чтобы пресечь попытки ввоза более дорогого товара под видом дешевого. Однако в данной ситуации большого резона обращение на сторонний сайт не имело, так как все документы о сделке были предоставлены.

— Озвученная сумма в $7800 — это намек на то, что покупательница мотоцикла якобы занизила таможенную стоимость, но это недопустимо для законопослушного гражданина, — сделал акцент на данном аргументе юрист. — Как возможно повлиять на ход аукциона в США? Договориться со всеми потенциальными участниками, дескать, не делайте ставку? Это неправдоподобно и противоречит принципам проведения аукциона.

«Никаких доказательств сговора покупательницы и продавца мотоцикла нет и представлено быть не может!»

— В нашем случае достоверные данные представлены с аукциона, на котором приобретался мотоцикл. Отметим, что у этого сайта имеется русскоязычная версия. Также есть сведения о стоимости ремонтных работ, которые, по оценке ресурса, составят $10 454, — отметил адвокат.

Зашла речь о претензиях к документам, предоставленным Анастасией.

— Заявительницей был предоставлен инвойс, который является достоверным доказательством приобретения мотоцикла по указанной стоимости, — уточнил Максим Терешков. — Почему возник вопрос о наличии печати или подписи? Мы не нашли таких требований ни в белорусском, ни в американском законодательстве. Откуда это взялось? Увы, спросить не у кого...

Представители МРТ на первое заседание не пришли.

— Почему наши документы признаны недостоверными, тоже не сказано, — заметил представитель заявительницы. — Смотрите, что получается. Добропорядочный гражданин выполняет все требования, оплачивает сборы — мотоцикл в свободное обращение не выпускают. Подает жалобу — не удовлетворяют. Идет в суд — нет представителей таможенного органа. Какой-то замкнутый круг...

В особенности Максима Терешкова возмутили ссылки на некий документ для служебного пользования, к которому апеллируют сотрудники МРТ:

«О каких секретах может идти речь, если принцип законодательства направлен на исключение двояких толкований и коррупционных проявлений?»

В завершение своей речи адвокат попросил удовлетворить жалобу и признать неправомерным отказ в выпуске мотоцикла в свободное обращение.

«Имелось расхождение с ценовой информацией». Суд второй

Позицию второй стороны стало возможным услышать во время второго заседания суда: явка на него для представителей МРТ была признана обязательной. В самом начале сотрудники ведомства заявили ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку решение отменено ГТК, а мотоцикл выпущен в свободное обращение.

— Нет предмета спора, нечего оспаривать, — пояснил сотрудник таможенного органа, отвечая на вопрос судьи.

Однако для заявительницы и ее адвоката было принципиальным добиться оценки действий должностных лиц.

— По-прежнему просим удовлетворить требования и признать действия Минской региональной таможни неправомерными, — отметил Максим Терешков. — Ведь заявительница была лишена возможности реализовать право на получение мотоцикла, приобретенного в законном порядке. Также она понесла дополнительные расходы — за хранение транспортного средства, юридическую помощь.

Суд отклонил ходатайство представителей таможни, поскольку не усмотрел законных оснований для его удовлетворения (согласно Гражданско-процессуальному кодексу).

— Мы не согласны с тем, что действия были незаконными, — высказал позицию сотрудник МРТ. — Должностное лицо руководствовалось инструкциями, локальными нормативными актами, один из которых — документ для служебного пользования.

— Почему отменено законное решение должностного лица? — спросила судья.

— У ГТК есть более широкие полномочия, более длительные сроки для рассмотрения жалобы, чем у лица, ответственного за выпуск.

Как выяснилось во время второго судебного заседания, сотрудникам таможни в некоем приказе №215 (том самом документе для служебного пользования) рекомендовано при определении таможенной стоимости использовать данные с сайта nadaguides.com, даже если транспортное средство приобретено на аукционе.

Некоторое время стороны пытались выяснить, каким образом формировалась сумма в $7800, с каким транспортным средством проводили сравнение представители МРТ, учитывались ли повреждения конкретного мотоцикла (который ввозился в Беларусь).

Предельной ясности ответ сотрудников таможни не внес: «Берется не конкретное транспортное средство, а год, марка, модель...»

Тогда адвокат попросил ответить, как обычному гражданину соблюсти все условия, если речь идет о столь размытых понятиях и формулировках.

— Кто-то предоставляет скриншоты с сайтов, кто-то обращается к БелТПП, — ответил представитель таможни.

— Вам же все было предоставлено!

— Видимо, инспектору было мало ввиду различия между заявленной стоимостью и имеющейся у таможенного органа...

Далее представитель заявительницы попытался выяснить, что значит «мало», сколько дополнительных документов требуется и каких. Сотрудники таможни вновь напомнили об оценке. При этом они сообщили, что даже в случае подтверждения заявленной суммы стоимость экспертизы они бы не возмещали: «Это не предусмотрено законодательством».

В то же время специалисты МРТ подтвердили, что принимают сведения аукционов. На вопрос, почему в данном случае этого показалось мало, последовал предсказуемый ответ:

— Было расхождение с информацией, имеющейся у таможенного органа...

А информация получена с nadaguides.com, и круг аргументов снова замкнулся!

Вероятно, чтобы прервать цепочку тезисов, адвокат вновь задал вопрос по поводу «недостоверности документов». Оказалось, что наличие печати и подписи на инвойсе, по словам представителей таможенного органа, нормативными актами не предусмотрено. Тогда почему в первоначальном ответе МРТ упоминалось отсутствие печати и подписи?

Общая таможенная стоимость составила $6051 (в нее не включены страхование и транспортные расходы)

Примечательно, что во время судебного процесса никто Анастасию в недобросовестности, подлоге, сговоре с аукционом напрямую не обвинял, хотя слова «сомнения», «достоверность», «разногласия» звучали неоднократно.

В конце второго заседания судья решила прояснить ситуацию:

— Как сформирована цена в $7800? Почему не в 6, не в 8 тысяч?

— Цена определяется автоматически в интернет-каталоге. Берется год, модель... — отметил представитель МРТ.

— А кто вносит данные в каталог?

— Как я понимаю, электронная база формируется исходя из количества и стоимости разных транспортных средств. Сайт автоматически это просчитывает.

— Как данные туда попадают? Они регистрируются или собираются по всей сети?

— Мы не знаем, как они попадают в этот каталог.

— А что это за сайт? Где он зарегистрирован? Почему именно им руководствуетесь?

— Предполагаю, это сделано для удобства продавцов и покупателей, и они ориентируются на данный каталог для выставления стоимости. [...] Но конкретно сказать, как это осуществляется, мы не можем, это иностранный сайт...

В итоге было решено вызвать на следующее заседание инспектора, принимавшего решение по данному вопросу.

«Я не говорю, что недобросовестное, что что-то не так». Суд третий

К третьему заседанию позиции сторон принципиально не изменились. Представители МРТ по-прежнему считали, что решение было правомерным и вынесено в соответствии с законодательством: «Лицо, которое осуществляет таможенный контроль, не обязано иметь технические знания и быть в курсе стоимости как самих запчастей, так и ремонта. Оно с ходу не могло определить, какую стоимость имеет данное транспортное средство. Поэтому было предоставлено право доказать стоимость, чем заявительница не воспользовалась».

Также сторона ответчика процитировала пояснения ГТК о том, как формируется цена на сайте nadaguides.com: «Каталог имеет официальный адрес в сети интернет. Каталог издается ежемесячно. Согласно примечаниям издателя, редакторы используют различные источники информации, в том числе отчеты фактических сделок по розничным и оптовым продажам».

Представитель заявительницы вновь попытался выяснить, считает ли таможня Анастасию недобросовестным покупателем, установлен ли факт договоренностей между нею и аукционом, есть ли сомнения в достоверности предоставленных документов. На все эти вопросы были получены отрицательные ответы.

— Вы признаете, что стоимость не была занижена? — спросил Максим Терешков.

— Мы признаем, потому что это подтверждено решением ГТК, — уклончиво ответил представитель МРТ.

На этот раз на заседании присутствовала старший инспектор пункта таможенного оформления, которая и принимала решение. Она объяснила, в каких случаях обращается к сайту, учитывались ли повреждения мотоцикла и т. д. Заверила, что изучала английский в университете, руководствуется инструкциями, а также использует онлайн-переводчики.

— Вы утверждаете, что владеете английским языком. Можете сказать «мотоцикл приобретен в США в технически неисправном состоянии, имеется дефект КПП, поврежден глушитель, лакокрасочное покрытие»? — предложил адвокат.

— Нет, — замотала головой девушка.

— А по частям сможете перевести?

— Нет...

— А «повреждение правого зеркала» как будет по-английски?

— ...

В этот момент представитель таможенного органа высказал возражение. Но судья отказалась снять вопрос.

— Техническими терминами я не владею, — призналась инспектор.

Затем речь зашла о состоянии мотоцикла и о том, как оценивался ремонт, что бралось за основу.

— Я не обладаю полномочиями для определения этих повреждений, — отметила девушка. — Для этого есть БелТПП и другие специалисты, которым выдана лицензия.

Тогда адвокат задал другой ключевой вопрос:

— Что недобросовестного предоставила заявительница?

— Я не говорю, что недобросовестное, что что-то не так...

Наконец наступил черед судебных прений.

Представитель заявительницы остался при прежней позиции: «Все люди, все ошибаются. Но есть одно но: ошибки надо признавать. Было бы правильнее устранить их в данном случае до суда... На наш взгляд, представитель таможенного органа обязан был действовать исходя из добросовестности заявителя. Мы последовательно объяснили, почему считаем действия Минской региональной таможни незаконными. В ответ не приведено ни одного аргумента, доказывающего обратное. Напротив, как выяснилось в ходе заседания, инспектор не имеет технического образования и не владеет английским языком на должном уровне».

«Позиция представителей заинтересованного лица для нас остается загадкой: с решением таможенного комитета согласны, но действия были правомерными...»

Представители МРТ также не изменили своим прежним доводам:

— Считаем, что наше решение на момент отказа в выпуске было законным и обоснованным. Заявительнице было предоставлено право для доказывания таможенной стоимости, которым она не воспользовалась. В связи с этим был выдан отказ в выпуске данного транспортного средства. Касательно технических знаний и иностранного языка хотелось бы отметить, что даже на том аукционе, где есть русский язык, не приводится стоимость запчастей, восстановления, ремонта.

«Таким образом здесь ни знание иностранного языка, ни знание технических норм не имеет какой-то необходимости»

Также хотим отметить, что электронный переводчик переводит некорректно, когда ты вбиваешь предложения. Если вбивать конкретные слова, то электронный переводчик переводит нормально. Вобьешь зеркало мотоцикла — он укажет, что это зеркало мотоцикла... Не будет такого, что вобьешь лючок бензобака, а он апельсин покажет. Считаем знаний иностранного языка, которыми обладает лицо таможенного органа, достаточно для определения таможенной стоимости, а также для сравнения технического состояния транспортного средства.


Суд Октябрьского района Минска признал решение МРТ об отказе неправомерным и обязал выпустить мотоцикл в свободное обращение. «Требования удовлетворены в связи с тем, что таможенным органом не приведена аргументация, по какой причине не были приняты документы, предоставленные заявительницей», — отметила судья. Данное решение может быть обжаловано или опротестовано в 15-дневный срок.

Найти адвоката можно с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by