Заочная форма общения между водителем маршрутки и пассажирами оказалась в центре внимания. А началось все с того, что минчанин прислал видео с оскорбительной, на его взгляд, наклейкой. На стикере была размещена фраза «Игрушка для дебилов», что, очевидно, относилось к привычке пассажиров изменять положение дефлектора вентиляции. Ситуация неоднозначная, о чем говорят результаты опроса: 30% читателей посчитали это перебором, остальные 70% отнеслись к наклейке с юмором. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить привычки, которые раздражают водителей: хлопанье дверьми, крошки в салоне, курение в машине… Тот момент, когда неавтомобилист автомобилиста не разумеет. Или все же клиент имеет право?
Представлять собирательный образ водителей (обычных таксистов и маршрутчиков) будет Юрий Краснов, который по этому случаю отпустил щетину, нашел дубленку а-ля девяностые и характерную кепку.
— Это моя машина и мои правила! — тыкает шофер в наклейки, которые можно до сих пор купить на авторынках и в некоторых торговых центрах. — Руки на колени, ничего не трогаем, никуда не лезем.
Типично, что фразы на наклейках носят заведомо провокационный характер, а обращения к пассажирам — исключительно на «ты». Эдакий пережиток из девяностых. Но наклейка, запечатленная автором видео на прошлой неделе, — это уже чересчур, с чем согласились многие в комментариях.
— Вроде бы претензии водителя понять можно, — рассуждает ведущий «Разборов…». — Понятно и то, почему используются стикеры — так сказать, для заочного общения. Но форма оставляет желать лучшего. Зачем эти оценочные категории, язвительные эпитеты?
С одной стороны, вроде бы прививают правила этикета, с другой — сами хамят между строк, унижают своих же клиентов. Как найти грань?
Первое, что делает пассажир, — это, собственно, садится в автомобиль. И уже это может вызвать негодование водителя такси.
— Попой — на сиденье, ноги вытряхиваем на улице, — включает командный тон наш шофер. — Мне тут мусор не нужен…
Желание, чтобы пассажиры заходили в салон чистыми, аки приходят в этот мир младенцы, понятно. Убирать салон — занятие не из приятных. Можно, впрочем, заметить, что это тоже входит в задачи водителя.
— Кто обычно отряхивает ноги, садясь в автомобиль? Сами водители или человек, которого возят на машине постоянно, — рассуждает Юрий Краснов. — А если ваш пассажир ездит только на общественном транспорте? Он может даже не подозревать об этом этикете. Так что, если хотите сохранить салон в чистоте, напоминайте клиентам, но только вежливо. Ничего зазорного в этом нет. Это ваша работа.
От себя заметим, что в непогоду очень выручают резиновые коврики, которые сейчас можно сделать под индивидуальные размеры, — и ковровое покрытие салона не пострадает!
Говорят, по закрыванию дверей можно понять, есть у человека машина или нет. Один прикладывает ровно столько усилий, сколько нужно. Другой то не закроет, то стукнет так, что обшивка салона посыплется.
— Ты что, каши мало ел? — опять досадует водитель. Кстати, среди купленных на рынке наклеек была такая «Хлопать дверями нужно душевно, а не от души». — Не закрыл же! Да опять не так… Че стучишь?
А теперь серьезно. По мнению ведущего рубрики, сильно или слабо закрыл дверь пассажир, — зачастую это спорный вопрос:
— В одной машине надо посильнее хлопнуть, в другой такое же усилие приведет к характерному звуку. Опять-таки водителю стоит вежливо попросить и объяснить причину. Ведь если буркнуть что-то сердитое под нос, то получишь соответствующую реакцию. А можно указать вежливо, чтобы человек почувствовал уважение.
Когда же пассажир наконец усядется, он наверняка захочет размять руки. А регулировки аудиосистемы выглядят такими привлекательными.
— Я что, фанат Стаса Михайлова? Сейчас тебе устрою релакс! — взрывается наш шофер, уловив краем глаза движение пассажира. — Надо тише-громче, я сам все сделаю. Музыку слушаем такую, как я слушаю. Не надо мне ваших Биберов… Мишу Круга, Шуфутинского — включай сколько хочешь.
В общем, извечный конфликт:
— Я потом вой сирены не слышу. Вас много, я один. Зашли на пять минут, и каждый регулирует. Ты пассажир — сел и сиди.
Шутки шутками, но репертуар, громкость звучания и в принципе музыка могут не устраивать одну из сторон. Кому следует пойти на уступки? С приходом Uber, а затем и «Яндекс.Такси» на рынке пассажирских перевозок в этом отношении многое изменилось. Водители шансон не слушают, а когда у пассажира звонит телефон, делают звук тише, некоторые даже предлагают включить музыку со смартфона клиента (подсоединившись через Bluetooth).
— Раз водитель оказывает услуги, то должен быть готов угодить желанию пассажира, — считает Юрий Краснов. — А тот в благодарность поставит пять звездочек в приложении.
К слову, о смартфонах. Разговоры по мобильнику возле уха могут не только раздражать, но и влиять на безопасность.
— Катя, мы уже подъезжаем! — хватается за телефон пассажир.— Катя, он тебе перезвонит! — ловким движением водитель перехватывает смартфон.
Знакомая многим ситуация. Близкому человеку можно сделать замечание. А вот у таксиста и его клиентов диалог часто выходит за рамки приличия.
— Сдерживайтесь! — рекомендует водителям Юрий Краснов. — Бывают проблемы со связью. Некоторые громко говорят по телефону по привычке. Мне, например, жена по этому поводу регулярно замечания делает.
Что делать водителю? Терпеть… Вы же профессионалы. Ну в крайнем случае попросите говорить чуть потише.
Собственно, с чего все началось: некоторые пассажиры машинально начинают регулировать дефлектор вентиляции или поднимать-опускать стекло.
— Инструкция по технике безопасности: прежде чем куда-нибудь засовывать пальцы, сначала хорошенько подумай, — опять взрывается наш шофер. — У меня все на руле регулируется!
Одному холодно, другому жарко, третьему дует… Всем не угодишь. Впрочем, есть одно «но».
В холодное и дождливое время года стекла запотевают, отслеживать ситуацию сзади по боковым зеркалам сложно, так что настройка системы обдува — прерогатива водителя.
— Поймите, он настраивает обдув так, чтобы ему было видно обстановку сзади, — объясняет ведущий «Разборов…». — Если, конечно, дует поток ледяного воздуха в лицо, тогда можно попросить перенаправить. Но самодеятельности не надо.
Ключевая проблема кроется, кажется, изначально в недоброжелательном тоне. Водители считают пассажиров недалекими, пассажиры водителей — хамами и эгоистами.
А еще порой пассажиры воспринимают автомобиль как личное пространство. Например, кладут на приборную панель папку, телефон или что-нибудь еще. Из-за такой мелочи может начаться большой скандал.
— Что ты кидаешь? Оно лежит и отсвечивает. Не просто же так приборную панель темной сделали. Я могу пешехода не увидеть или светофор… — очередная порция негатива выливается на бедолагу-пассажира.
Нельзя не признать: шофер прав по сути, пусть и не по форме.
— Приборная панель — не полочка для хранения всякой мелочовки, — обращает внимание Юрий Краснов. — Может упасть, слететь, а еще мешать отслеживать дорожную ситуацию.
Иногда можно услышать, как жена делает замечания мужу, который управляет автомобилем: «Не гони», «Притормози — красный», «Лучше перестройся». Эти привычки кое-кто переносит и на других водителей.
— Там за поворотом направо, — указывает на свою беду пассажир.
— Ты клоун, что ли? Думаешь, я не знаю, куда ехать? — осклабляется наш водитель. — Я по городу 30 лет езжу. Сначала на велосипеде, потом на трамвае, а теперь на машине. Минск знаю как пять своих пальцев. Понял?
Честно говоря, это скорее к вопросу о тревожности пассажира, который боится уехать не туда и пытается контролировать процесс. Но ведь он может просто не понимать задумку водителя. У Минска радиально-кольцевая структура, и путь может проходить по двум разным маршрутам.
— Когда спросят, тогда и поможете, — предлагает ведущий рубрики. — А вот указывать водителю, может, и не стоит.
Самый тяжелый случай, когда пассажир по водительской привычке пытается вмешаться в управление автомобилем. Кто-то включает дворники, кто-то сигналит, а бывает, даже дергают руль.
— Обычно это происходит, когда едут знакомые между собой люди, — предполагает Юрий Краснов. — Но все равно так делать нельзя! Вы можете подсказать: «Осторожно, пешеход». Но мешать водителю — крайне опасно для собственного здоровья.
— Лучше я свой бутерброд доем, — вздыхает пассажир.
— Ага, а крошки я убирать буду? Мне потом на пылесос ехать? А ты знаешь, сколько комплекс на мойке стоит? — засыпает вопросами водитель. — У вас у всех изо рта колбаса вываливается. Напитки пьем с бутылкой, семечки едим с шелухой, шоколад — с оберткой.
— Ну хоть кофе можно?
— А я тебя еще недостаточно взбодрил?
На самом деле шофер опять прав. Автомобиль — это не мобильная точка общественного питания, а средство передвижения. Представьте, если кто-то в чужой машине начнет разрезать торт или распивать алкоголь. Это неприемлемо.
— Точнее, есть в салоне машины можно, но только с разрешения водителя, — соглашается Юрий Краснов. — Так всегда было заведено. Машину ведь убирает водитель.
…Когда люля-кебаб я доедал, как славно, что никто не пострадал! (Владимир Вишневский, поэт)
— В основном претензии водителей обоснованны, но форма обращения часто неприемлема, — подводит итог Юрий Краснов. — Вы теперь не просто шоферы, которые крутят баранку, а представляете специалистов в сфере услуг. Нужно думать о клиентах и о том, как вежливо доносить информацию — чтобы пассажиры выполняли просьбы с удовольствием и при этом не чувствовали себя униженными.
Ищите вежливых водителей с помощью сервиса «Услуги» Onliner
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by