Чем настоящее производство масел отличается от выпуска контрафакта? Визит на завод Total

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
22 марта 2019 в 8:00

В комментариях к статьям нашего «масляного расследования» неоднократно озвучивалась мысль: «Не так все страшно. Контрафакт, который представляется как синтетика, но по факту является минеральным маслом, тоже можно использовать». Безусловно, можно, правда недолго — ресурс двигателя сократится. Мы решили собрать оставшиеся невыясненными вопросы относительно масел и сделать своеобразный FAQ — присылайте информацию на news@onliner.by. А пока, чтобы выяснить, чем производство «масла из бочки» отличается от сертифицированного продукта, Onliner отправился на калужский завод Total. Он практически идентичен предприятиям, расположенным в Бельгии и Франции, откуда и поставляют масло бренда в нашу страну.

Все действительно не так страшно?

Непосредственно о той жидкости, которую можно встретить в банках с наклейкой Total, мы писали в статье «Минералка vs синтетика». По результатам экспертиз специалисты пришли к не самому позитивному выводу. «Из пяти банок с наклейкой бренда, купленных в специализированных ТЦ, на авторынках и предоставленных для исследования, лишь одно соответствует оригиналу, — подытожил Сергей Громыко, главный эксперт отдела исследования нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов ГКСЭ. — В трех канистрах залито минеральное масло, которое значительно уступает в цене синтетике».

В чем отличие и тлетворное влияние на двигатель «минералки»? Она не прошла должной технологической обработки, чтобы называться синтетикой. Такие масла используют во многих отраслях — к примеру, в турбоагрегатах, трансформаторах, гидравлических системах, в двигателях неприхотливых тракторов. Но заливать «минералку» в мотор современного автомобиля — рискованное мероприятие.

К слову, на крышке прошедшей испытание канистры была наклеена акцизная марка, утверждающая, что поставщиком является «БелОилгрупп» — официальный импортер. Выяснить это удалось после внесения буквенно-цифрового кода в строку сайта электронного банка данных бланков документов и последующего сопоставления информации со списком официальных дистрибьюторов на сайте Total.

Этот несложный метод заставил понервничать некоторых не совсем чистых на руку продавцов. Среди комментариев к статьям в рамках «масляного расследования» можно найти историю, описанную пользователем MD: «Был пару дней назад на рынке в Малиновке. В соседнем киоске парень брал две канистры Total. Продавец ему — отличное масло, у меня все официальное, не парься. Хлопец лезет в телефон со словами „сейчас проверим акциз в базе“. Продавец сразу на него — „иди отсюда“. И спрятал канистры назад под прилавок».

Откуда контрафакт?

Обмануть пытались и журналистов во время сбора материала. В первой же точке автомолла «Торговый мир „Кольцо“» состоялся занятный диалог.

— Оригинал — 16 рублей, Россия — 13 рублей, — продавец предложил два варианта на выбор.

— А в чем разница?

— Разлив — французский или российский...

Очевидно, что это ложь. Завод Total был открыт в России только в октябре 2018 года, и поставки оттуда пока не производятся. Смазочные материалы бренда по-прежнему импортируются в РБ напрямую из Бельгии и Франции. А из России к нам возят контрафакт. Можно предположить, что продавцы и посредники — такие же жертвы обмана, как и потребители. Еще одна версия — торговля «серым» экспортом, без посредников. Однако представители официального дистрибьютора — компании «Армтек» — однозначно утверждают: «Реализаторы прекрасно знают, откуда привезено это масло и насколько оно далеко по качеству от оригинала».

По уверению дистрибьютора Total, «российский разлив» на белорусском рынке — это даже не «серый» импорт. По его мнению, речь однозначно идет о подпольном производстве и контрафакте. Типичный заводик, выпускающий подделку, выглядит примерно так:

На видео выше можно наблюдать те самые «бочки», масло из которых и разливается в фирменные банки с красивыми этикетками. За качество, в свою очередь, отвечают лишь те, кому сотрудники полиции приказали лечь на пол.

Стоит сказать, что подпольные заводики наподобие зафиксированного в ролике раскрываются именно официальными производителями. Полиция РФ проводит такую работу только после заявления со стороны «официалов». Очевидно, в России толкового госрегулирования в сфере нет — даже с учетом того, что потерпевшими могут называться все покупатели-автовладельцы. В Беларуси, в отличие от восточных соседей, хотя бы можно вычислить подделку по акцизной марке. В то же время у ООО «Город масел» и ИП Грунтова по постановлению суда Минского района изъяли только банки масел Elf и Total, остальные же остались.

Производство, каким оно должно быть

На тему справедливости, бездействия и законности мы беседуем в конференц-зале завода Total. Его построили в 2018 году под Обнинском, что в полутора часах езды от Москвы. Производительность — 40 тысяч тонн в год, в обозримом будущем — 75 тысяч. Сейчас здесь работает около 40 человек, половина из них — административный персонал. Финалом обсуждения восточноевропейских проблем становится следующий тезис: «В Европе нет проблем с подделкой. Потому и дополнительных систем защиты товара там придумывать не будут. Бороться предстоит самостоятельно».

Экскурсия начинается с инструктажа по ТБ. На территории завода обязательно находиться в спецодежде, защитных очках, каске и даже специальной обуви — нефтепродукты разъедают подошву.

Поставка

Сырье поступает по железной дороге или привозится автотранспортом. Под сырьем стоит понимать два компонента: базовое масло и присадки. Последние добавляют в «базу» в разных пропорциях в зависимости от назначения продукта. Менее всего присадок в гидравлических смазочных материалах, максимальный объем — в моторных маслах.

Сразу по приезде фура попадает на весы. Если масса меньше оговоренной, цистерну даже не открывают, а сразу отправляют назад. Если же вес в норме, грузовику приходится какое-то время ждать. Из цистерны берется проба содержимого. Ее проверяют, в частности, на наличие воды, вязкость.

Сотрудники местной лаборатории говорят, что за полгода работы уже был один случай, когда машину «развернули». Зафиксировали превышение содержания воды, было назначено разбирательство. Предполагают, цистерна не была окончательно высушена.

Смешивание

После сырье попадает в резервуары для хранения. Они расположены под открытым небом, однако в холодное время года постоянно подогреваются. Для этого неподалеку построена котельная. Сами резервуары снабжены системой, не позволяющей содержимому прогреться более чем на 40 градусов.

С помощью системы труб базовое масло попадает в цех смешивания. За перекачку ответственна система насосов. Точное количество жидкости отсчитывает в потоке сложный механизм. Мера — не объем, а масса, так как в условиях разных температур объем может изменяться.


В цех смешивания поступают и присадки. Они также выглядят как маслянистая жидкость. Некоторые из них вязкие настолько, что по консистенции напоминают мед. Более жидкими их делают в специальных печах (разогревают до 70 градусов).


Само смешивание делят на две технологии. Оборудование для периодичного — для небольших партий до 15 тонн — находится в помещении и представляет собой три блендера. После смешивания партия отправляется в буферную емкость.

Вторая технология более востребована, предназначена для крупных партий до 150 тонн. Смешивание происходит в больших резервуарах. Внутрь попасть невозможно, но сотрудники уверяют, что в самом резервуаре происходит внутренняя рециркуляция вместе с распылением.

Перекачивают готовый продукт с помощью системы опорожнения. В бочку опускают ствол трубы, в работу вступает насос. За точность отвечает описанный выше счетчик. Его производительность — 50 тонн в час.

Контроль

За этими и последующими этапами следит электроника под управлением операторов. Мозг завода — комната управления, где контролируют поступление, разлив, взвешивание.


Из буферной емкости берут вторую пробу на исследование. Экскурсия приводит нас в химическую лабораторию. Здесь в трех помещениях находятся приборы для определения состава вещества. Некоторые из них уже знакомы читателям статей в рамках «масляного расследования».


Состав вещества, например, можно определить по графику. Пики выдают те элементы, которых в продукте должно быть меньше. Эталонный график приходит из Франции. А вот как выглядит хроматограмма, полученная в ходе нашего исследования:

Сотрудники лаборатории говорят, что по подобным графикам совершенно точно могут отличить свой продукт от аналога. Выявить контрафакт — тем более. График будет отличаться даже в том случае, если в комнате, где стоит прибор, скопится много углекислого газа.

Всего продукт изучают на соответствие по 23 параметрам, среди которых: кислотное число, вспышка, испаряемость, вязкость, плотность, содержание серы (при локальных поставках сырья) и другие. Проводить абсолютно все тесты необязательно. Порой для установления истины достаточно десяти исследований.

Разлив

Одобренный лабораторией продукт из буферного танка попадает на линии разлива. Их четыре. Каждая рассчитана на определенную тару: 1, 4, 20 и 208 литров.

Оборудование закачивает 208 литров готового масла в бочку за одну минуту.


Нас же больше интересует линия по выпуску самого ходового объема — в 4 литра. На данном заводе производят масло Total и Elf. Мы попали на процесс разлива масла второго бренда.

Пластиковую форму забрасывают в резервуар. Механизм выставляет пустые банки на конвейерную ленту. Далее на емкость наносятся наклейки. Каждая тара проходит через роботизированную фотокамеру. Если снимок выявляет, что наклейка нанесена неровно, банка отсеивается.


За закрытыми, но прозрачными стенками линии видно, как банки проходят по кругу. На входе они пустые, на выходе — уже заполненные маслом, с закрученными и запаянными крышками.


Следующая конвейерная лента приводит заполненные банки к распределителю. Их компонуют по четыре штуки и упаковывают в коробку.


Коробка проходит через принтер-распылитель. Он наносит наименование продукта, актуальную дату, номер партии и другие данные.

Тара складывается на палетах, оборачивается пленкой для хранения.

Позже палеты отправляются на склад готовой продукции. Штрихкод присваивается именно палете, что упрощает отгрузку заказа. Автоматизированная система склада работает по принципу «первый пришел — первый ушел». Таким образом, ни одна бочка не задерживается надолго.


На любом этапе лаборатория может затребовать образец для третьего — контрольного — анализа.


Очевидно, что легальное производство сильно отличается от подпольного. И дело даже не в чистоте полов. На наш взгляд, самое главное — лабораторный контроль качества. Сотрудники завода Total говорят, что нередко этот процесс проходит во время прямой связи с Францией в онлайн-режиме. Те самые данные, с которыми сверяются представители российского производства, — тоже не плод выдумки. Для установления идеального химического баланса производитель закупает двигатели и проводит стендовые тесты. Кроме исследований на качество смазывающих, очищающих, антиокислительных и многих других характеристик, отдельно выделяют ресурсные тесты, во время которых определяют долговечность моторов при использовании того или иного продукта.

Проведение ресурсного теста

О том, чем чревато использование поддельного масла, можно прочитать в нашей статье «Отработка некоторых двигателей напоминает кисель». В России считают, что к «кисельным» последствиям приводит содержимое каждой пятой купленной банки. Доля контрафакта на рынке РФ — до 20 процентов. По Беларуси подобной статистики нет. Выводы может сделать каждый потребитель самостоятельно — хотя бы по результатам нашего расследования. Напомним, из 19 купленных нами банок помимо четырех эталонных лишь две (!) оказались оригинальными.

Еще раз напомним: предлагаем всем читателям направлять свои вопросы по поводу масел на news@onliner.by для составления FAQ. В теме письма указывайте слово «Масло».

Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.

Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л
полусинтетическое, 10W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by