ВелоПетрович

Плохая хорошая велодорожка. Что не так с экспериментом возле Комаровки?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Михаил Кашалотов
02 августа 2019 в 8:00

Сели на велик, поехали на Комаровку. А потому что этим летом каждый велосипедист в Минске должен съездить на Комаровку — опробовать экспериментальную велодорожку, которая появилась на улице Веры Хоружей. Новая, зеленая, красивая неимоверно! И все же проблем на ней хватает. Велосипедисты жалуются на припаркованные автомобили, рассказывают о торговках и баянистах, перегородивших путь, переживают из-за изолированности этого веломаршрута. Давим на педали и едем разбираться, что хорошего, а что плохого в этом главном велосипедном эксперименте лета.

Плохая хорошая велодорожка

Откуда и куда?

Есть мнение, что улица Веры Хоружей не играет существенной роли в так называемой велосипедной сети города, поэтому появившаяся здесь велодорожка — это лишь изолированный отрезок, по которому можно выехать из прилегающих дворов на проспект Независимости либо вернуться обратно. Едва ли многие поедут на велосипеде на Комаровку за помидорами, к тому же велодорожка находится вдалеке от популярных локаций. По ней не добраться даже до магистрального веломаршрута, который так и не разросся за годы своего существования, по-прежнему оставаясь в изоляции.

Велодорожка возле Комаровского рынка растянулась по улице Веры Хоружей от улицы Якуба Коласа примерно на 700 метров, обрываясь за перекрестком с улицей Куйбышева. Движение осуществляется по специально обозначенной полосе, которая пролегает вдоль края проезжей части, иногда запрыгивая на тротуар. Задумка ясна: на пешеходной части улицы всегда полно людей, так почему бы не выделить для велосипедов место на дороге?


Впрочем, то, что эксперимент с движением велосипедистов по проезжей части проводится в настолько загруженном районе города, имеет свой смысл. Комаровский рынок, несколько торговых центров поблизости, толпы пешеходов и снующие туда-сюда маршрутки, такси, автобусы — только велосипедов здесь и не хватало. Но это хорошая возможность в боевых условиях проследить механизм возникновения конфликтов, обозначить проблемные точки.

Тестовый заезд: асфальт, светофор, ливневки

Давайте-ка не будем вспоминать про дорожный сбор, про то, кто его платит и кто не платит. А просто похвалим дорожное полотно на улице Веры Хоружей — оно в порядке. Косяки есть, но о них ниже. Пока же лишь обозначим, что такой асфальт — это, по сути, предел мечтаний велосипедиста. Ровный, без ям и наплывов, без трясучки, характерной для тротуарной плитки. Движение организовано по аналогии с автомобильным: по каждой стороне улицы разрешено ехать только в одном направлении, нанесена соответствующая разметка.


Один из самых потенциально опасных участков — перекресток улиц Веры Хоружей и Куйбышева. Перекресток регулируемый, установлены светофоры: большой и заметный, с дополнительными стрелками — для автомобилистов, и маленький, пониже — для велосипедистов. Проблема в том, что с непривычки легко все перепутать. Приближается велолюбитель к перекрестку, видит зеленые сигналы на большом светофоре, да еще стрелки горят — поезжай куда угодно. А в том-то и дело, что нельзя, и ждать придется довольно долго — запаситесь терпением. Велосипедный светофор разрешит движение только после того, как на автомобильном погаснет дополнительная стрелка для поворота направо. Это сделано с целью исключить конфликт велосипедистов, которые едут по прямой, и автомобильного транспорта, который поворачивает.


Велосипедистам следует научиться соблюдать требования светофоров, знаков, разметки. Умеют пока не все. Мы видели, как люди лихо проскакивали перекресток по велодорожке, полагая, что им ничего не грозит. Водители успевали тормозить, но любой серьезный инцидент может надолго поставить крест на эксперименте с движением велосипедов по проезжей части.

А вот и первый значительный косяк новой велодорожки: вдоль проезжей части расположены стандартные для Минска ливневки, куда легко попадет колесо велосипеда. Дело в том, что отверстия для стока воды в решетках расположены продольно, а не поперечно, поэтому, наскочив на решетку, можно потерять управление, что чревато серьезными последствиями. Кажется, экспериментальная велодорожка в столице заслуживает более внимательного отношения к мелочам.


Конфликт с водителями

Это то, чего опасались больше всего, учитывая опыт создания подобных велодорожек, к примеру, в Москве. Выделенная велополоса без постоянного контроля превращается в место стихийной парковки автомобилистов. После того как проект на улице Веры Хоружей был запущен, мы в редакции стали регулярно получать соответствующие жалобы от велосипедистов — чуда не произошло.


Но после нескольких часов наблюдений за велодорожкой впечатления все же оказались не такими мрачными. Безусловно, водители останавливаются там, нарушая правила дорожного движения, но особого хамства с их стороны мы не заметили. Когда сзади подъезжал велосипедист, каждый водитель стремился уступить ему дорогу — уезжал, наматывал круг и возвращался на прежнее место. Причина понятна: это же Комаровка, одних сюда привозят, других забирают с покупками. Бóльшая часть замеченных нами на велодорожке автомобилей — это такси, которые приехали на вызов. Мы поговорили с одним из водителей, и он подтвердил наши догадки.

— Очень не хватает нормальных мест для посадки-высадки пассажиров. На остановке общественного транспорта тоже не постоишь, на въезде в единственный «карман» висит «кирпич» — въезд туда запрещен, там конечная у маршруток. В итоге где мне пассажира подобрать? — возмущается таксист, и, кажется, у него действительно есть на это причины.


Смоделируем ситуацию: человек пробежался по Комаровке, накупил продуктов. Его кто-то забирает или он вызывает такси — не столь важно. Где здесь водителю подобрать пассажира с тяжелыми пакетами, чтобы ничего не нарушить? Впрочем, у таксистов ситуация даже жестче: поступает вызов — клиент ожидает напротив центрального входа на Комаровский рынок.

— Мне что, говорить человеку, что там нельзя останавливаться, отправлять его на остановку или еще куда-то? — рассуждает водитель такси. — Так клиент отменит заказ, вызовет другую машину, которая остановится там, где ему удобно. А я останусь без заработка.

Выходит, для того чтобы велодорожке на улице Веры Хоружей стать лучше, там должна появиться полноценная и удобная для всех зона посадки-высадки пассажиров. Не найдя другого выхода, водители решают проблему по-своему, и в результате недовольны все.


То, что трудно понять

Но можно нарваться на хамское поведение, которое трудно объяснить. Двигаясь по велодорожке, мы едва не уткнулись в затормозивший автомобиль доставщика еды.

— Извиняй, друган, — сказал водитель, взял сумку и ушел.

Машина минут на 15 осталась на велодорожке, полностью ее перегородив. Велосипедисты были вынуждены объезжать препятствие по проезжей части. Другого варианта не было, на тротуар не вернешься — там ограждение. Доставщик еды ходил забирать заказы, но это очень неподходящее место для парковки.

Другая неприятная история связана с девушкой — водителем Chevrolet. Она ехала по улице Веры Хоружей в направлении улицы Куйбышева и перестроилась на велодорожку, объехав таким образом автомобили, стоявшие на светофоре. Водитель собиралась повернуть направо, но не смогла этого сделать из-за стоящих на велодорожке велосипедистов. Пришлось девушке включать левый указатель поворота и ждать возможности вернуться в полосу для движения автомобилей. Разумеется, те водители, которых она только что объехала, не хотели уступать дорогу и ехали плотным потоком. Пришлось Chevrolet простоять лишний цикл светофора.

Девушка была крайне недовольна, но и у окружающих ее поступок особой радости также не вызвал. Нельзя утверждать, что она осознанно нарушала правила. Велодорожка на проезжей части — явление для Минска новое, не исключено, что некоторые водители не разобрались в организации дорожного движения.


ГАИ. Откровенно

Зато довелось пообщаться с сотрудником Госавтоинспекции. Он рассказал, что эксперимент на улице Веры Хоружей — это дополнительная головная боль. Сообщений об автомобилях, которые мешают велосипедистам, много. Чтобы реагировать на все — не хватает ресурсов.

Было дело, приезжал и эвакуатор, но это слабое средство для борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки. Одну машину увозят, тут же на освободившееся место приезжает другая. Тем более, как уже было сказано, многие водители действительно останавливаются на минуточку, высаживая или подбирая пассажира. Уличить такого автомобилиста, зафиксировать его нарушение непросто: пока очевидец звонил в ГАИ, машина уже уехала.


Наверное, ситуацию бы спасла эффективная система фотофиксации, но пока это лишь рассуждения.

Конфликт с пешеходами

Еще одна проблема — конфликт велосипедистов с пешеходами. Самое сложное место расположено в районе автобусной остановки «Дом мебели» со стороны ТЦ «Пассаж». Для этой остановки не предусмотрен «карман» — соответственно, велодорожку нужно было куда-то уводить, чтобы избежать ситуации, когда на ней бы останавливался общественный транспорт. Влево нельзя — там единственная оставшаяся полоса для движения автомобилей. Поэтому велодорожка прыгает вправо, на тротуар.


Опасность в том, что велосипедисты на этом съезде могут двигаться с достаточно высокой скоростью. А пешеходы не привыкли смотреть по сторонам.

Ну и немного комаровского колорита: бабушки, которые раздают котят в добрые руки или торгуют носками из шерсти мериноса, — они же испокон веков стоят на пути от самого метро. Когда на тротуаре нарисовали зеленую велодорожку, акулы торговли восприняли это как средство привлечения внимания потенциальных клиентов и разложили там товар. Едешь на велосипеде, вспотел, а тут из под колес голубика разлетается по 15 рублей за килограмм.


Проблему решили тоже с учетом традиций — поставили забор. Бабушки-торговки ушли, затаив обиду, но на велодорожке остался жизнерадостный баянист: рвал меха, выдавал раннего Челентано. В конце концов он тоже ушел, а забор остался навсегда, как памятник эпохе. Теперь велосипедисты рискуют уткнуться в него, уворачиваясь от невнимательного пешехода. В общем, снижайте скорость.

Некоторые выводы

Велодорожка на улице Веры Хоружей — классный и неожиданный для Минска эксперимент. Пока задумка опережает свое время, поэтому мечту об удобном, здоровом, экологичном перемещении по городу вспарывают досадные недочеты. Неправильная ливневка, неудобные съезды и заезды на велодорожку, неуязвимый в своей прямолинейности забор... Все это можно устранить, главное, чтобы желание экспериментировать не пропало.


По-настоящему большая проблема — отсутствие привычки у людей. И велосипедисты, для которых наконец решили что-то сделать в этом городе, просто обязаны не косячить — смотреть на светофоры, не пугать пешеходов, ездить где полагается. Иначе те, кто плохо себя вел весь год, подарка так и не дождутся.

Пешеходам придется смотреть по сторонам — это совершенно неизбежно. Велосипеды, электросамокаты и все прочие чудеса — им нужно пространство, чтобы проехать. Вопросов к водителям также хватает, но и их голос должен быть услышан. Комаровка — знаковое, очень живое место в городе, ему необходимо стать удобнее.

А пока выходит, что эксперимент очень хороший, но не для людей. Да и город, если разобраться, не для людей. Он для машин, для отчетов, для праздничных репортажей. Людям нужны мелочи, удобные и правильные, делающие жизнь лучше. Их очень не хватает.


28", шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз клещевой
Снят с продажи



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by