После публикации о Ford Mustang, растаможенном многодетной матерью, многие сомневались, что счастливой обладательнице 2,3-литрового купе, если вдруг возникнет необходимость, удастся вскоре продать автомобиль. Рассказываем о последних событиях. Несколько месяцев машина стояла без движения на СТО, где ее приводили в порядок. А после восстановления владелица «американца» решила все же поменять автомобиль на деньги. Как прошла процедура? Возникли ли сложности? Корреспонденты Onliner присутствовали во время всего процесса оформления «от и до».
Напоминаем, как развивались события. В апреле был принят указ №140 (прямо как знаменитый кузов Mercedes!). Государство решило возмещать 50% растаможки при ввозе автомобиля инвалидами (1-й и 2-й группы) и многодетными семьями.
От радости белорусы даже не сразу поверили, что впервые за восемь лет после шокового повышения таможенных пошлин власти пошли на уступку.
Однако оперативный комментарий таможни не заставил усомниться: да, все так и есть!
— Чтобы воспользоваться возмещением, необходимо представить в таможню подтверждающие документы: удостоверение инвалида или многодетной семьи, — пояснили в Государственном таможенном комитете.
Более того, на машину после растаможки не накладываются какие-то дополнительные ограничения. Его можно впоследствии продать или подарить. В общем, покупатель волен совершать любые регистрационные действия.
А вот ограничения на льготы есть: с 50%-ным возмещением можно ввезти только один автомобиль в течение года.
В первые же дни появилась информация, что льготами успели воспользоваться несколько человек. Тогда же нам удалось найти Марию (здесь и далее имена изменены. — Прим. Onliner) — мать троих детей, у которой имелось большое желание растаможить Ford Mustang из США.
Объем двигателя машины — 2,3 литра. Маслкар был оценен в 6500 долларов и растаможивался из расчета 2,7 евро за «кубик». Специалисты определили сумму в 14 628 рублей, но благодаря «скидке» пошлина уменьшилась вдвое.
Растаможка прошла успешно, никаких сложностей во время оформления не возникло. Марию попросили лишь предъявить удостоверение многодетной матери, после чего забрали документ на один день. А вскоре автомобиль выпустили в свободное обращение.
Несмотря на небольшой пробег (27 тысяч миль), Ford нуждался в ремонте. У него был сильно поврежден кузов: помяты крылья, двери, разбиты бамперы, предстояло заменить оптику.
Активное участие в восстановлении машины принимал знакомый Марии по имени Павел.
— Можно было бы купить тайваньские запчасти прямо в Минске, но мы решили ставить только оригинал, — рассказывает молодой человек. — Заказали в Литве передний и задний бамперы, фары, передние крылья, а также мелочовку вроде кронштейнов. Основная часть деталей приехала в течение двух-трех недель, однако один элемент пришлось ждать полтора месяца. Спешки не было, и поэтому терпеливо ждали. Все детали обошлись в 3 тыс. у. е.
Как говорят Мария и Павел, поскольку Mustang делался «под себя», то решили не экономить и, пользуясь случаем, добавить «плюшек». В частности, дополнительные затраты ушли на пескоструйную обработку и покраску тормозных суппортов. Это стоило 450 рублей.
— Во время диагностики выяснилось, что повреждены передние амортизаторы, — продолжает парень. — Отжалели денег на кастомную подвеску от BC-racing. Ждали поставку из Америки в течение двух месяцев. Это стоило 950 у. е.
Двигатель, электрика, салон автомобиля были в порядке и вложений не потребовали.
А вот работа с кузовом и покраска заняли немало времени. Ремонт на СТО с учетом внушительной скидки обошелся в 5,5 тыс. рублей (3 тыс. стоили кузовные работы и покраска, 1,9 тыс. — материалы, 550 — установка подвески).
Получилось здорово! Во всяком случае, ребята довольны. В планах также сделать чип-тюнинг и установить спойлер.
Хотя ограничения на растаможенный по льготам автомобиль не накладываются, регистрировать транспортное средство необходимо на того, кто формально ввозил машину. Мария же к этому моменту уже созрела для продажи.
Скажем так, признала очевидный факт, что двухдверный маслкар малопригоден для перевозки троих мальчуганов. Имеет право!
Но все равно придется для начала зарегистрировать автомобиль на свое имя. Обязательных для таких случаев формальностей никак не избежать.
Многодетной матери приходится найти свободное время, чтобы пройти стандартную процедуру в ГАИ. Уверяем, она ничем не отличается от постановки на учет обычной машины.
Процедура регистрации автомобиля, ввезенного по 140-му указу, стандартная: сверка номеров — внесение необходимых платежей — оформление страховки — подача документов.
На площадке, где сверяют номера, очереди нет. Быстро проверив заявление, сотрудник делает необходимые пометки. Его, кажется, не смущают статус Марии и маслкар, который слабо соотносится с образом многодетной матери.
— 52 рубля заплатили за «бэушные» номера, 5 рублей — за составление заявления, 8,9 рубля стоила страховка, 1 рубль — компьютерные услуги, — перечисляет платежи женщина.
Остается подать документы, что затягивается на несколько часов. И Мария, и Павел не так хорошо знают особенности. Проще было бы пройти сверку в один день, а на следующее утро занять очередь для подачи документов. Ребята не сориентировались. В результате перед ними оказывается более 150 человек.
Спустя несколько часов над одним из окошечек высвечивается номер талона, который взяла Мария. Несколько минут уходит на подачу квитанций, заявления и пр. Принимающий документы сотрудник лишь шутливо замечает: «Получается, выполнили указ президента...»
Остается получить регистрационные знаки и техпаспорт. Это можно сделать на следующий день.
Через несколько дней Мария и Павел вновь приезжают в ГАИ, чтобы получить номера и документы. Это занимает несколько минут. Никаких дополнительных бумаг или вопросов. Автомобиль полностью легализован и готов к эксплуатации (разве что техосмотр предстоит пройти).
Но ведь женщина приняла решение продать машину! А значит, все процедуры необходимо пройти заново.
Дальнейшее напоминает нелепость, но без этого невозможно продать автомобиль. Тот же процесс, только с обратным результатом. Снова сверка номеров, заявление, оформление платежей (25 рублей за «транзиты» и 1 рубль за компьютерные услуги)...
В тот же день удается получить транзитные номера. Их устанавливают на машину, после чего можно приступать к продаже. Пока все идет по плану.
Покупатель находится быстро. Сделку купли-продажи оформляют с помощью счет-справки. Эта форма признается ГАИ, хотя не лишена некоторых нюансов. Теперь Мария не имеет практически никакого отношения к Ford Mustang. Американское купе удаляется в сторону Гродно...
Заключительный этап. Очередная (уже третья по счету!) сверка номеров, подача заявления, оформление пакета документов, оплата. Снова ни у кого никаких вопросов не возникает. А собственно, какие могли бы возникнуть? Комментарий государственных органов напрямую указывает, что оформленная таким образом сделка будет считаться честной и легальной.
Да, была оговорка, что таможня намерена пресекать факты ухода от внесения платежей со стороны перекупщиков, но Мария и Павел совсем не похожи на профессиональных «гонял» с рынка. Обычные белорусы, основная деятельность которых никак не связана с автомобилями.
Процесс легализации растаможенной по льготному варианту машины кажется усложненным. Много беготни, оформления и платежей. Но если воспринимать это как компромисс и возможность ввезти ранее недоступный для белорусов автомобиль, то почему бы и нет? У нас по-прежнему есть ощущение, что это некая форма общественного договора между властью и обычными автолюбителями.
Мария и Павел благодарят СТО, производившую работы.
Юриста можно найти с помощью сервиса «Услуги»
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by