«Лицевая сторона этикетки не несет никакой информации...» Ответ ООО «Евро-Синтез» и комментарий Onliner

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка
UPD
26 декабря 2019 в 8:00

Через месяц после выхода публикации об антифризе EUROcar G12+ мы получили ответ на журналистский запрос за подписью директора ООО «Евро-Синтез» Д. В. Нестеровича. Напомним, до этого нам грозили судом, упоминали о готовности некоего заказчика отказаться из-за нашей статьи от крупной партии антифриза и т. д. Когда журналисты Onliner начали разбираться, то выяснилось много интересного. Нормальной коммуникации, увы, не получилось, поэтому волнующие нас вопросы были оформлены в письменном виде. К сожалению, лишь на часть из них получены ответы, которые мы и прокомментируем в данной публикации.

«Температура кипения 103 градуса, как Вы утверждаете, не является плохим показателем»

Один из наших вопросов звучал так:

— На этой неделе (в конце ноября, когда был отправлен запрос. — Прим. Onliner) в торговой сети Минска журналистами редакции была приобретена канистра антифриза EUROcar G12+. Она была отправлена на исследование, которое проводилось с помощью сертифицированных и поверенных приборов. Уровень pH оказался в норме. Однако температура кипения оказалась на уровне +103 градуса. Как вы это объясните?

— Существуют определенные требования технического регламента Таможенного союза к специальным жидкостям, в частности: температура кристаллизации не выше минус 35 градусов, содержание метилового спирта не более 0,05%, наличие механических примесей не более 0,03%, а также водородный показатель (pH) от 6 до 10, — сказано в ответе ООО «Евро-Синтез» (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены). — Другие требования техническим регламентом к специальным жидкостям, в том числе температура кипения не предусмотрены.

Постойте, но в данном случае мы не про техрегламент! Действительно, напрямую в данном законодательном акте требование по температуре кипения не закреплено. Но почему же большинство производителей охлаждающей жидкости выносят эту информацию на лицевую этикетку? Заметим, температурного диапазона на банке EUROcar G12+ мы не нашли.


Спросите у химика-эксперта, и он за пару минут объяснит, почему температуре кипения антифризов уделяется большое значение. Ранее этому вопросу в рамках нашего расследования была посвящена отдельная статья, в которой подробно разъясняется, к чему приводит закипание охлаждающей жидкости в автомобиле. Просто процитируем то, что говорилось ранее:

«Температура кипения готовых охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля (с температурой начала кристаллизации не выше −36,4 градуса) определена международными стандартами (ASTM D 3306 (США); BS 6580 (Великобритания), а также российским ГОСТ 33591-2015, за принятие которого проголосовал Госстандарт Беларуси). При нормальном атмосферном давлении она должна составлять не менее +108 градусов Цельсия».

Читаем полученное письмо дальше. В качестве аргумента Д. В. Нестерович упоминает публикацию, которая была размещена более 2,5 года назад. Такой антифриз, как EUROcar G12+, в ней вообще не фигурирует. Тем не менее автор письма почему-то решил сослаться на данный текст, хотя мы достоверно не знаем об условиях проведения исследования и о том, как соблюдались пропорции при разведении концентратов.

В нашем расследовании все образцы антифриза были доставлены экспертам в запечатанном виде. Выбирался именно готовый продукт (за исключением двух концентратов, которые идут вне конкурса), чтобы соблюсти чистоту эксперимента и не смешивать антифриз со сторонними жидкостями (пускай это даже будет дистиллированная вода).

— Если обратить внимание на публикацию «Лаборатория. Проверяем антифризы на стойкость — какой выбрать, чтобы не „закипеть“», температура кипения 103 градуса, как Вы утверждаете, не является плохим показателем ОЖ «EuroCAR» и по заявленной Вами температуре кипения даже превосходят некоторые известные наименования, — заключает Д. В. Нестерович, ссылаясь на публикацию коллег.

Заметим, что в запросе не фигурировал результат исследования по температуре замерзания купленного нами антифриза EUROcar G12+ (на тот момент еще не был известен итог данного исследования). Хотя в нашей статье упоминалось: «Уже через семь с половиной часов специалисты констатировали: „Образец практически весь замерз“. Через сутки колба капитулировала полностью».

Этот факт руководителем ООО «Евро-Синтез» в ответе никак не прокомментирован.

«Лицевая сторона этикетки не несет никакой информации...»

— На этикетке антифриза EUROcar G12+ указан ряд «допусков», однако названия некорректные, упоминаются с ошибками, — замечали мы в запросе. — Например, «допуск» «Porshe TL-VW 774 С П11» прямо указывает на продукт G11, хотя на этой же этикетке указана маркировка G12+. Это взаимоисключающие данные. Существует ряд других несоответствий. Зачем была размещена такая информация? О чем она говорит потребителю?

— Разработкой дизайна этикетки ОЖ занимаются множество сотрудников разных предприятий, — отмечает руководитель ООО «Евро-Синтез». — Лицевая сторона этикетки не несет никакой информации, для потребителя информация располагается только на контрэтикетке.

Зачем же тогда в принципе нужна лицевая этикетка? Неужели она выполняет лишь декоративную функцию? И почему «множество сотрудников» не смогли грамотно сформулировать техническую информацию, не допустив ошибок даже в названиях марок автомобилей, не говоря уже про допуски?

«Допуск Lancia NC 956-16 не существует в природе, есть CUNA NC 956-16. Все коды для MAN написаны некорректно. Должно быть MAN 324 NF, MAN 324 SNF... В обозначении Volvo 128/6083/02 вместо пробела использован слеш и потерялся нолик. Правильно: Volvo 128 6083/002 и так далее», — прокомментировали специалисты «Шате-М Плюс». От себя заметим: вместо Skoda написано Scoda; правильно Porsche, а не Porshe; компания Mercedes обозначена почему-то как Mersedes

— Почему штрихкод, указанный на этикетке EUROcar G12+ (4811591000418), выводит на свеклу маринованную, произведенную ЧУП «Юратишковский овощесушильный завод», которое ликвидировано 11 лет назад? — задавались мы и таким вопросом.

— Присвоением штриховых кодов на территории Республики Беларусь занимается «Ассоциация автоматической идентификации ГС1 бел», а не компания «Google» или «приложение для смартфонов», — отвечает Д. В. Нестерович, рекомендуя обратиться в ассоциацию с официальным запросом.

Заметим, что во время расследования сотрудники Onliner использовали инструменты, доступные обычному покупателю, который наверняка точно так же будет обращаться к Google и приложению для смартфонов, а не оформлять запрос в «Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 бел» возле прилавка и ждать ответа.

«Загадкой для нашей организации является наименование лаборатории, где проводилось исследование продукции»

В запросе мы просили сообщить, как выполнены предписания контролирующего органа, выданные год назад:

— У Госстандарта были претензии к антифризу EUROcar G12+, связанные с низким содержанием pH (водородный показатель). А также к тому, что на предприятии отсутствует необходимое оборудование для проверки качества продукции по таким показателям, как плотность, температура начала кристаллизации, содержание механических примесей. Как устранены эти нарушения?

Ответа на этот вопрос в письме нет. В то же время руководитель ООО «Евро-Синтез» ставит под сомнение выводы экспертов лаборатории, в которой проводилось исследование антифриза EUROcar G12+ и где, подчеркнем, установлено аккредитованное оборудование, регулярно проходящее поверку:

«Также загадкой для нашей организации является наименование лаборатории, где проводилось исследование продукции, ее аккредитация, фамилия, имя и отчество сотрудника лаборатории проводившего исследования, его компетентность, отсутствие акта отбора продукции ООО „Евро-Синтез“ надзорными органами».

Повторимся, год назад Госстандарт информировал, что у производителя антифриза EUROcar G12+ (ООО «ЕвроХимЭкспорт») отсутствует необходимое оборудование для проверки качества выпускаемой продукции по таким показателям, как плотность, температура начала кристаллизации, содержание механических примесей.

Однако в данном случае директор ООО «Евро-Синтез» проявляет глубокую осведомленность в том, как необходимо проводить отборы проб и какие органы должны участвовать в этом. Хотя данные требования относятся к контролирующим органам, а не к журналистам.

В самом начале расследования мы подчеркивали, что выступаем в роли обычных покупателей, которые могут точно так же приобрести продукт. Только мы пошли дальше и провели исследование доступными нам способами, а точнее, с помощью партнеров расследования — компании «Шате-М Плюс».

«При поставке в адрес ГУ „Мингорисполком“ все необходимые документы, подтверждающие качество продукции с названием „EUROcar“, были предоставлены»

— На каких условиях ООО «Евро-Синтез» удалось выиграть тендер на 4930 рублей (договор от 26 июня 2019 года) на поставку антифризов ГУВД Мингорисполкома? — нас также очень интересовал ответ на вопрос о тендерных закупках. — Проводилась ли экспертиза данной жидкости? Какие документы вы предоставляли в подтверждение качества производимой продукции?

Вот что сказано в ответе: «В адрес ГУ „Мингорисполкома“ (отметим, что и в запросе, и в статье упоминались поставки в адрес ГУВД Мингорисполкома. — Прим. Onliner) предоставлялась продукция производства компании ООО „Евро-Синтез“, производитель незапрещенной [выделено жирным] продукции. При поставке в адрес ГУ „Мингорисполком“ все необходимые документы, подтверждающие качество продукции с названием „EUROcar“, были предоставлены».

Честно говоря, мы рассчитывали на более конкретный ответ. Понятно, что для выпуска продукции необходимо получить декларацию о соответствии. А что насчет дальнейшего контроля качества? Крупные производители антифризов проводят экспертизу контрольных образцов из каждой партии товара.

Нас же интересовало, проводилась ли экспертиза образцов антифриза EUROcar G12+ из той партии, которая поставлялась в адрес ГУВД. Все-таки это бюджетные деньги, и у налогоплательщиков должна быть уверенность, что их средства расходуются на качественную продукцию.

Очень хотелось знать, какую техжидкость заливают в служебные автомобили милиции.

Аналогичный вопрос мы задавали в запросе в адрес ГУВД. Как сообщалось в ответе заместителя начальника этой структуры, «экспертиза технической жидкости до и после закупки не проводилась ввиду предоставления поставщиком необходимых сведений (документов) о качественном состоянии предмета закупки».

Напомним, 24 октября 2018 года ООО «ЕвроХимЭкспорт» заключило с управлением договор, по которому 8 ноября поставило антифриз на сумму 7122,86 рубля. А 26 июня 2019 года между ГУВД Мингорисполкома и ООО «Евро-Синтез» был заключен аналогичный договор. Сумма — 4930,13 рубля. Между двумя этими датами сообщалось о проверке Госстандарта, выявившей несоответствие водородного показателя (pH) у антифриза EUROcar G12+.

Вопросы без ответов

Заметим, что в официальном запросе в адрес ООО «Евро-Синтез» (а точнее, директору Д. В. Нестеровичу) были сформулированы и другие вопросы, предметных ответов на которые в полученном письме мы не нашли.

— Как оказалось, что два разных юрлица производят продукт с одинаковым названием и идентичной упаковкой, а именно антифриз EUROcar G12+?

— Как связаны между собой ООО «ЕвроХимЭкспорт» и ООО «Евро-Синтез»?

— Кем Вам приходится Максим Васильевич Нестерович, являвшийся, судя по регистрационным данным, директором ООО «ЕвроХимЭкспорт»?

— Почему было ликвидировано ООО «ЕвроХимЭкспорт»? Связано ли это с проверкой Госстандартом, проведенной в ноябре 2018 года? Как выполнено предписание об устранении недостатков?

— Как связаны проверка Госстандарта и регистрация ООО «Евро-Синтез» (от 6 декабря 2018 года)?

— Где сейчас производится антифриз EUROcar G12+? В том же месте, что и раньше?

— Почему в качестве страны происхождения антифриза указана Россия, хотя изготовитель и распространитель продукции зарегистрированы в Колодищах?

Есть только отсылка к коммерческой тайне и личной информации: «На другие вопросы, не связанные с деятельностью организации, составляющие личные данные сотрудников или коммерческую тайну, комментарии не предоставляются».

Если продукция качественная, недостатки устранены, а та самая партия (проверенная Госстандартом и не прошедшая тест по водородному показателю) оказалась просто случайностью, то почему бы не ответить на наши вопросы конкретно, не уточнить место производства, чтобы устранить противоречие (место изготовления — поселок Колодищи или все-таки Россия?), не назвать закупленное оборудование для контроля качества? Покупатели были бы уверены, что в торговой сети под наименованием EUROcar G12+ продается качественный антифриз...

В новом году Onliner обязательно продолжит публикации по теме расследования. Нами уже получены все результаты экспертизы, обнаружившей еще два метаноловых антифриза, которые мы приобрели в торговой сети Минска. Есть и более интересная информация от инсайдера. Эти данные сейчас проверяются.

Дополнено

После выхода публикации с нами связался читатель по имени Сергей, рассказавший о своем опыте приобретения продукции ООО «ЕвроХимЭкспорт».

«Не раз покупал дистиллированную воду, которую производит данная организация (ООО „ЕвроХимЭкспорт“), — пишет автомобилист. — 26 октября этого года делал покупки в магазине „Гиппо“ и заметил различие в цвете дистиллированной воды в бутылках. Перевернул бутылку, а там…»


По словам Сергея, он приобрел несколько бутылок и решил отнести их в Госстандарт. Вскоре получил ответ за подписью начальника Витебской областной инспекции, в котором, в частности, сказано: «В результате оценки качества представленного образца воды дистиллированной „H20“, номинальный объем 1,5 л, требованиям ТУ BY 691803553.002-2016 „Вода дистиллированная“ установлено, что данная продукция не соответствует п. 1.1.2 ТУ по внешнему виду: жидкость непрозрачная — содержит взвеси».

Однако установить причину несоответствия не представляется возможным, так как ООО «ЕвроХимЭкспорт» ликвидировано, сказано в ответе. В то же время компании «БелВиллесден» (которой принадлежит сеть магазинов «Гиппо») некачественную продукцию рекомендовано снять с реализации.

Как пишет автомобилист, после статьи он внимательно рассмотрел фотографии, сделанные в магазине, и обнаружил, что на одинаковых с виду бутылках указаны разные производители — ООО «ЕвроХимЭкспорт» и ООО «Евросинтез».

В редакцию поступило еще одно письмо. Читатели прислали ссылку на сайт, который корректно расшифровывает штрихкод купленной нами канистры антифриза.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» — и сеть автосервисов «Евроавтосервис».

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by