10 минут на ставку. Как проходят торги по продаже авто из госсобственности

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка
03 февраля 2020 в 8:00

На часах без четверти десять. На экране — фамилии трех участников торгов. Через 15 минут они начнут повышать ставки. Сегодня идет борьба за очередной автомобиль, выставленный на продажу налоговыми органами. Совсем недавно за Skoda Fabia (2009 г. в.) «бились» 14 человек. Шутка ли — цена начиналась от 1,2 тысячи долларов по курсу. Сегодня проводятся торги за право владеть машиной попроще — Samand TU5. Стартовая цена — чуть больше 950 долларов в эквиваленте. На примере этого лота мы решили проследить, как проходят торги по продаже госсобственности.

О сегодняшнем лоте известно, что ранее он принадлежал ИМНС по Фрунзенскому району Минска. На одометре автомобиля — 104 тысячи километров, столько он проехал с 2011 года. Объем двигателя — 1,6 литра, коробка передач — механическая. Кузов седана оцинкован, обременений машина не имеет. Из нюансов: требуется замена троса сцепления и троса открывания капота, частично осыпалась краска с пластмассового бампера. За такую сумму можно простить. Так а что со стоимостью? Начальная цена — 2059,6 рубля, первый шаг торгов — 102,98 рубля, или 5%. Второй и последующие шаги могут быть от 5 до 15%, но налоговики выбрали минимальную ставку.


Пока ждем начала торгов, есть время побеседовать с Натальей Лапацкой — ведущим специалистом управления госзакупок и реализации имущества Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ). Сегодня продается автомобиль, принадлежащий государственной организации. А можно ли продать с помощью этой биржи свою личную машину? Чем не альтернатива традиционным способам, ведь потенциальные покупатели здесь не просят скидку, а наоборот — повышают цену?


Продавец

— У нас может продаваться не только государственное имущество, но и частное, — объясняет Наталья. — Биржа — оператор электронной торговой площадки «БУТБ-Имущество». От традиционного аукциона электронные торги отличаются тем, что личное присутствие участников не требуется. К тому же торги проводятся в анонимном режиме, а значит, возможность договорных сделок исключается.

Продавцами могут быть только юрлица или ИП, по закону физлица не могут участвовать в электронных торгах. В первую очередь продавцу нужно пройти электронную регистрацию. Далее следует явиться к нам (в центральный офис или филиал) с пакетом документов (для юрлица — копия устава, копия свидетельства о госрегистрации, копия приказа назначения руководителя, копия паспорта представителя компании, который будет работать с площадкой). Этот визит однократный, каждый раз при выставлении нового лота приносить документы не нужно. Основной рабочий инструмент — «личный кабинет» на сайте площадки. Там можно разместить информацию о предмете торгов, назначить дату, следить за количеством участников, а после завершения узнать точные данные победителя.

Важная деталь — по закону перед торгами по продаже госимущества нужно опубликовать извещение в печатных СМИ, только после этого можно объявлять торги на электронной площадке. Извещение организатор торгов публикует за свой счет. Бывает, такое объявление стоит недешево — эти публикации, порой, весомая статья бюджета изданий. Еще 130 рублей (100 — для госпредприятий) нужно заплатить БУТБ. Сумма фиксированная и не зависит от количества лотов, выставляемых на торги.


Сами торги

Ровно в 10 утра объявляется старт торгов за Samand. Каждый из потенциальных покупателей видит на экране количество участников и шаг цены. Напомним, в нашем случае это 102,98 рубля. Когда ставку перебивает конкурент, участник торгов выбирает — повысить цену или нет. Первый шаг сделан участником №2 спустя 14 секунд. Очевидно, автомобиль по невысокой цене все же кому-то нужен.


Спустя 40 секунд ставку перебивает участник №1. Второй не сдается — спустя 10 секунд стоимость машины возрастает вновь. Проходит такое же короткое время — и в торги вступает участник под номером 3. За минуту Samand становится дороже на 400 рублей. Оператор следит за процессом точно так же, как и «соперники»: информация автоматически выводится на экран, обновлять страницу не нужно. Между четвертой и пятой ставками долго ждать не приходится. Настойчивый №1 задает новую планку. Долгое время цифра 2574,50 не меняется. Никто не решается дать больше.

По правилам торги завершаются спустя 10 минут после окончания активности. Некоторые выбирают тактику ставки на последней секунде. Но не в этот раз. Пятая ставка становится решающей, и автомобиль уходит участнику №1. Как только он объявляется победителем, информация о нем поступает организатору-продавцу. Как видим, весь процесс происходит довольно стремительно.

Торги считаются состоявшимися, если в них принял участие хотя бы один человек. Он получает лот за сумму, равную стартовой цене плюс 5%.

Далее новому владельцу предстоит получить протокол от организатора-продавца, а после следовать указанным в документе инструкциям: возместить затраты, которые понес продавец (публикация в газете, услуги БУТБ), а также внести сумму за товар за вычетом задатка — на это дается 10 дней. Копии платежек нужно отправить организатору торгов. После этого можно переоформлять машину на себя в МРО ГАИ.


Покупатель

Как можно поучаствовать в торгах в качестве покупателя? «Для начала нужно пройти регистрацию непосредственно на сайте — всего семь шагов, — говорит Наталья. — Визит на биржу также необходим — как минимум для подписания заявления. Например, физлицам нужно предоставить паспорт, больше ничего. Далее — поиск нужного лота. Если мы говорим об автомобилях, на сайте указан адрес, где находится машина, телефон контактного лица. То есть можно договориться, чтобы подъехать и посмотреть. Советуем только после этого подписывать заявление на участие в электронных торгах и заявление об ознакомлении с предметом торгов. В последнем есть фраза вроде „подтверждаю, что ознакомился, осмотрел, претензий к правовому положению, техсостоянию не имею“.


Если все устраивает, будущий участник торгов перечисляет задаток на счет БУТБ — не более 20% от начальной стоимости имущества. В назначенное время покупатель заходит на сайт и делает ставки. Тем, чья ставка не оказалась последней, после торгов задаток возвращается. Депозит победителя идет в зачет приобретенного автомобиля».


Депозит нужен и для страховки от недобросовестных участников — тех, кто желает сорвать торги (то есть когда человек повышает ставки, а потом заявляет, мол, ничего платить не буду). Штраф налагают, если участник выиграл торги, но дальнейший порядок действий игнорирует — например, отказывается возмещать затраты (публикация в газете, услуги БУТБ), перечислять остаток суммы, переоформлять право собственности. Санкции — сам штраф и потеря задатка. Таким образом отсекают тех, кто хочет просто поиграть, повышая ставки, без реального намерения приобрести лот.


Нет в наличии
зимняя, концентрат, не содержит метанол, производитель: Германия, 5 л
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by