С водяным коллапсом такого масштаба Минск, как кажется, прежде никогда не сталкивался. Сама жизнь показала: должного опыта реагирования на такую ситуацию в белорусской столице нет ни у кого. Мы решили проанализировать проблему через призму использовавшегося при аварии спецавтотранспорта. Какие были проблемы с машинами, которые привозили воду? Чего не учли в сценарии реагирования?
Фотоохотой (или споттерством) на грузовики на улицах Минска я занимаюсь с конца 1990-х. И в период с 1999 по 2020 год водовозки в работе фотографировал ровно два раза. Первый — в декабре 1999-го. Произошла локальная авария с водопроводом в одном из домов в центре столицы. На выручку жителям приехал «нарядный» ГАЗон. Пятилитровые пластиковые бутылки тогда еще были экзотикой, зато ведра в хозяйстве имелись почти у всех.
Одной машины на небольшой дом было вполне достаточно. Никаких очередей. Кому нужно — спустились и набрали воды в чайник. С такими авариями справляться несложно, и жители сохраняют спокойствие.
Второй раз водовозку в работе я видел в июле 2000 года. В аэроклубе на Боровой проходил авиационный праздник, и ЗИЛ-131 с питьевой водой подогнали просто для того, чтобы в жару любой желающий мог утолить жажду бесплатно.
Все. Ровно 20 следующих лет водовозки в работе в столице мне не встречались. Пока не наступило 24 июня 2020 года, и я вместе с сотнями тысяч других минчан не оказался в «зоне поражения» и не испытал лично на себе пусть и небольшое (на фоне общей проблемы), но все же неудобство, о котором, похоже, вообще никто прежде не задумывался.
Важно понимать, что автоцистерн, предназначенных для доставки питьевой воды, в городе всего-то несколько штук. В обычной жизни они и не нужны в больших количествах, поэтому ни одна организация, в том числе «Водоканал», не держит большой парк таких машин. Вот почему в первые часы в пострадавшие районы города отправили всего четыре цистерны. Вполне вероятно, что это и были все машины для питьевой воды, что имелись в городе. Четыре цистерны на полгорода — это даже не капля в море, это еще меньше.
Посему на помощь созвали всех, кого смогли. Непосредственно в мой двор вечером первого дня приехали военные на автоцистерне АЦПТ-5,0.
Этой точки еще не было ни на одной из публикуемых в СМИ картах, локация не числилась ни в одном списке, но людей все равно пришло много и стояли они в очереди до поздней ночи.
Военнослужащие Автомобильных войск стойко переносили тяготы и лишения во время раздачи воды. Краников у АЦПТ-5,0 всего два, и расположены они, мягко говоря, неудобно. Попробуйте отсидеть на корточках четыре-пять часов, непрерывно наполняя всевозможные сосуды, — это физически тяжело.
Дело в том, что военные водовозы предназначены не для раздачи воды населению, а для доставки воды к полевым кухням. Но это лучше, чем то, с чем пришлось столкнуться дальше.
Наверное, многие обратили внимание, что на второй день «катастрофы» в большинстве точек воду раздавали из машин с надписью «Молоко». В этом нет ничего странного. Молоко, как и питьевая вода, — пищевая жидкость, и перевозить питьевую воду в молоковозах можно без проблем. Перевозить — да, но не раздавать.
Знакомьтесь, это автоцистерна для перевозки пищевых жидкостей АЦИП-7,7 производства Гродненского механического завода. Ключевое слово — «перевозки»... Слова «раздача» в обозначении машины нет, и это не случайно.
Дело в том, что конструктивно молоковозы вообще никак не приспособлены для раздачи воды в бытовую тару. Эти машины рассчитаны на быструю промышленную перекачку больших объемов молока с использованием специальной инфраструктуры приемных станций молокозаводов. Налить воды из молоковоза в бутылку — задача для фокусника. Если в такой цистерне открыть кран на полную мощность, то струя легко собьет с ног взрослого человека.
Тем не менее справлялись. На фото ниже видно, что оператор молоковоза догадался взять с собой свой личный шланг. А теперь представьте — одной рукой надо держать шланг (а он тяжелый и очень плотный, иначе его не насадить на патрубок), а другой — удерживать и регулировать тугой кран, чтобы тот хоть как-то работал с тонкой струйкой воды в совершенно несвойственном для себя режиме. И так три дня на жаре.
Ровно три дня наш микрорайон обеспечивал водой один человек, командированный из Старых Дорог. Три дня он жил в короткой кабине МАЗа-молоковоза, спал в ней же по ночам, питался непонятно как, но пост не покидал. О быте командированных водителей, похоже, вообще никто не думал. Почему командированных? А в Минске ведь нет своего парка молоковозов. Нет молочно-товарных ферм, потому нет и молоковозов. А те, что есть при молокозаводе, были заняты на перевозках молока из колхозов на производство. Потому в столицу присылали молоковозы, которые удалось высвободить в районах.
Воронка из обрезка 1,5-литровой бутылки — уже продукт «улучшайзинга», сделанного на месте. С помощью такого приспособления наполнять пятилитровки чуть проще. В дальнейшем водителю на разливе стали помогать волонтеры из числа местных жителей, потому что у человека элементарно болели руки.
В другом конце района работал уже специализированный водовоз. Там хотя бы имелось четыре крана, и они были похожи на бытовые. Из такого спецавтомобиля набирать воду можно спокойно, без физических страданий. Но все равно бутылки надо ставить на землю, а самому наклоняться. Молодым-то нормально, а старикам? К тому же кранов у машины-водовозки всего четыре, а людей в очереди сотни.
В общем, очевидно, что сценария действий для аварии такого масштаба у властей не было. А если и был, то очень плохо проработанный. Транспорта не хватало. И если просто подвоз воды худо-бедно организовали, то с ее раздачей были сплошные технические трудности. Странно, что в этой ситуации никто не вспомнил об имеющейся у нас в стране организации, которая обладает большим практическим опытом в области массового налива воды населению. Да, речь о Белорусской православной церкви.
Почти у каждого храма есть переносная быстроразборная система с трубопроводом, удобными кранами и столиками. При ее использовании воду могут одновременно набирать сразу несколько десятков человек. Подключай молоковоз к ней — и вперед. Представьте, насколько быстрее стали бы двигаться очереди в пострадавших районах.
Подобный раздаточный трубопровод (возможно, без особой эстетики, но работоспособный) любая слесарно-столярная мастерская любого ЖЭСа способна соорудить за несколько часов. Очевидно, что в суматохе никто об этом даже не подумал. Надеемся, такой опыт в дальнейшем не пригодится, но учесть его однозначно стоит. В тандеме с подобными «раздаточными устройствами» даже молоковозы будут хорошо справляться с обеспечением питьевой водой аварийных районов. Ну и парк специализированных водовозок, пожалуй, есть смысл увеличить.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by