Неудобные вопросы о транспортном налоге, который должен заменить госпошлину

UPD
18 декабря 2020 в 8:00

Вчера представитель Минфина заявил о новом предложении: с 1 января отменить госпошлину за выдачу разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении и вместо нее ввести транспортный налог. Обещают, что плата будет меньше, но уйти от нее будет сложнее. Заплатят все владельцы, на которых зарегистрированы авто. Правда, после всей этой информации остались вопросы.

Сколько и кому платить?

18 декабря, в день публикации данной статьи, был обнародован проект изменений в Налоговом кодексе: в нем указаны планируемые ставки налога. Приведем для начала ставки для физлиц. Мы выделили самый распространенный среди автомобилистов сегмент.


Ставки для юрлиц выглядят следующим образом.


Также предполагается, что освободят от налога авто, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск к участию в движении, за выдачу которого была уплачена госпошлина. То есть, если пошлина уплачена до августа, налог будет начисляться с сентября. Для этого МНС обязало МВД и «Белтехосмотр» предоставить им свои базы данных.

Не будут платить лизинговые компании (а лизингополучателю придется), органы госуправления, их структурные подразделения, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы, их подразделения, организации-перевозчики, выполняющие автоперевозки транспортом общего пользования, войска и воинские формирования.

До конца 2025 года не надо платить владельцам авто, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем. Освобождают от налога следующие машины: выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц; используемые для оказания медицинской помощи; выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют; предназначенные для соцобслуживания; специально оборудованные для использования инвалидами. Местные органы власти имеют право полностью или частично освобождать от уплаты налога тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Станет проще?

Утверждение: «Транспортный налог солидарно будут уплачивать все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД. Будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех, кто уклоняется от госпошлины».

Вопросы. По еще действующим законам госпошлина должна быть уплачена физическим лицом или организацией при каждом обращении за выдачей разрешения на допуск к участию в движении. То есть в качестве плательщика может выступать водитель, владелец и даже третье лицо. В случае неуплаты наказание ложится на водителя за управление ТС без разрешения (18.12.5 КоАП) — предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин.


Если дорожный сбор наконец честно назовут налогом, то за неоплату может грозить пеня и исполнительное производство, а может и статья 13.6 КоАП — «Неуплата или неполная уплата суммы налога». Штраф за неуплату физлицом по неосторожности — 15% от неуплаченной суммы, но не менее 0,5 базовой. За умышленное игнорирование физлицом — 40% от неуплаченной суммы, но не менее 10 базовых. Кто-то еще готов продать авто без переоформления?


Минфин предлагает, чтобы налог платил именно владелец машины. Штрафные санкции, соответственно, тоже лягут на него. Если в собственности одно авто - платишь за него, если два, но пользуешься одним, - все равно платишь за оба. С позиции госрегулятора это удобно, не нужно даже выдумывать способы контроля оплаты. Пришли деньги — законопослушный гражданин или компания, не пришли — нарушитель. Но вот насколько будет комфортно автомобилистам? Ведь в жизни не всегда «владелец = водитель».


Владелец — не всегда водитель

Утверждение: «Транспортный налог солидарно будут уплачивать все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД. Налог в 2021 году надо будет заплатить не позднее 15 декабря».

Вопросы. Из-за разницы в понятиях «водитель» и «собственник» вопросов возникает целая масса. Не все собственники ездят на авто, которые им принадлежат. Тем автовладельцам, чьи машины уже давно сгнили на свалке, обещают поблажку на 2021 год — «упрощенную процедуру снятия с учета ТС, по объективным причинам выбывших из движения».

Несложно предположить, что люди будут искать способ платить меньше, экономить. Как можно остановить «перетекание» авто от юрлиц к физлицам (или наоборот), а может даже фиктивное оформление на иностранцев или «переезд» юридического адреса транспортных компаний с большим автопарком в другую страну, где нет налога? С последней задачей в теории может справиться Beltoll, но пока неизвестно, что будет дешевле. Также неясно, как быть каршеринговым компаниям, которые числятся собственниками авто. Как нововведение повлияет на стоимость поездок в такси? Как будут бороться с теми, кто просто не будет регистрировать машину и ездить с транзитными номерами (легально можно только 3 месяца)? Одно можно прогнозировать наверняка — дедушки и бабушки станут автомобильными магнатами. Ведь Минфин предлагает снизить ставки налога для пенсионеров на 50%.


Арифметика

Утверждение: «Ставки налога в сравнении с действующими ставками госпошлины могут снизиться в среднем на 25% для физлиц и 15% для организаций. Годовая сумма налога по так называемым народным автомобилям (масса 1—1,5 тонны) в среднем составит около 60—80 рублей в год. Это почти в 1,5—2 раза меньше действующих ставок и в принципе эквивалентно заправке одного полного бака. Следующий год является переходным для внедрения системы — сумма налога по всем транспортным средствам в 2021 году составит 29 рублей».

Вопрос. Сейчас ставка госпошлины для легкового автомобиля весом от 1,5 до 2 тонн составляет 6 базовых, или 162 рубля. Если верить таблицам из законопроекта, в будущем для этой категории плата составит от 81 до до 102 рублей в год.


Всего в стране, по данным на конец 2019 года, чуть более 4 млн зарегистрированных ТС, далеко не все они эксплуатируются. Но даже если за каждое заплатят как за легковушку массой 1,5-1,75 тонны — по 80 рублей — выйдет 320 млн рублей. Буквально в конце ноября в Минфине заявляли, что сейчас ежегодно собирается около 300 млн рублей, а хотели бы — до 450—500 млн.

Напрашиваются два вывода. Во-первых, либо приход денег не изменится, либо за тяжелые машины (или всем юрлицам) нужно будет платить значительно больше, чем 80 рублей. Правильный ответ очевиден. Во-вторых, если все заплатят по 29 рублей "переходных", выйдет сумма в 116 млн — почти в три раза меньше, чем, как заверяют в министерстве, они получают сейчас. За счет чего покроют разницу? Или во время переходного периода — на протяжении всего года — будут меньше строить дорог, реже их ремонтировать?

Заверяют, система заработает в полной мере в 2022-2023 годах.


А что там про справедливость?

Утверждение: «Налог будет взиматься за год исходя из физических параметров автомобиля и фактического времени владения транспортным средством. Для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств: снижение ставки, льготы, дифференциация ставок для физлиц в отношении легковушек (от 1,5 до 2,5 тонны). Последнее более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля».

Вопросы. Как предлагается, размер налога будет меняться в зависимости от массы и времени владения. Очевидно, что если оформил машину на себя в январе — заплатишь всю сумму, если в июне — половину, если в декабре — одну двенадцатую часть. Однако не о такой справедливости говорили автомобилисты, обсуждая проблемы госпошлины.


Изначальный посыл введения платы (как пошлины, так и налога) — восстановление и обслуживание дорог. Как не раз говорилось, кто чаще ездит, тот и оказывает большее воздействие на покрытие. Тот и должен платить больше, чем дедушка, выезжающий на дачу десять раз за год. Именно в этом автомобилисты видели справедливость, а не в дифференциации платы по массе и времени владения.


Еще одна претензия по поводу справедливости виделась в самом факте налога. НДС, ФСЗН отчисляются как бы незаметно, а потому менее болезненно. То есть большинство людей не видят, как эти денежки уходят. А тут появился сбор, организованный по принципу «вынь из кошелька да положь». При этом нет никакой отчетности о потраченных средствах. Сейчас ситуация повторяется. В Минфине говорят, что «будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры», будто бы специально разводя понятия «расходы государства» и «госбюджет». Последний, напомним, формируется в основном из налогов. И даже не двойное, а многоуровневое налогообложение стало одной из причин непринятия госпошлины в частности и раздражения водителей в целом.


Новый налог требует оплаты от собственника: не важно, как часто ты ездишь на машине, не важно, ездишь ли ты на ней вообще. Оформил ТС на себя в МРЭО — плати. Фактически это налог не на «создание и развитие дорожной инфраструктуры», а на владение авто.

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by