Тайна раскрыта: афробусы МАЗ-131 всплыли в Того под брендом SUB. Рассказываем историю проекта

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, Минпром РБ, lemessager-actu.com, etonltd.ru
31 января 2022 в 8:00

С ноября прошлого года снимки трех явно новых автобусов МАЗ-131 «африканского проекта» гуляли по сети. Но никакой информации или подробностей производитель не раскрывал. Однако в конце концов в век интернета любая поставка техники рано или поздно всплывает. Так и произошло, теперь пазл сложился. Рассказываем.

История эта началась в июле 2016 года. Неожиданно для всех Минский автозавод представил совершенно не свойственный для себя и не похожий ни на какие другие отечественные модели автобус. Речь о МАЗ-131.020. Рынок сбыта для него был обозначен очень четко — Африка. Причем именно та самая — черная, тропическая, где бегает и кушает детей «гадкий, нехороший, жадный Бармалей». За долгие годы в Африке сложились свои собственные традиции автобусостроения. Автобус для этих широт должен быть на шасси грузовика, максимально простым и состоять из максимально дешевых и доступных компонентов.

Краткое описание конструкции: в основе — длиннобазное шасси грузовика МАЗ-5336 c удлиненным задним свесом. Кузов максимально простой и ремонтопригодный. Отсюда и исключительно прямые стекла. Боковое остекление унифицировано с МАЗ-152, а ветровые стекла — оригинальные, разделенные на два элемента. Опять же ремонтопригодности ради. Круглые фары — классические и широко распространенные ФГ-122. Если что — найти такие не проблема даже в Африке. Они устанавливались на многие советские автомобили и бронетехнику. Бампер на автобусе использовали «самый военный», какой только есть в гамме Минского автозавода, — от тяжелого внедорожника МАЗ-6317.

Сзади — мощная сцепка. Автобус должен быть готов прийти на выручку своим коллегам. Двигатель использовался российский — ЯМЗ-236БЕ2, коробка передач китайская — Fast Gear 9JS135A. На крыше предусмотрена площадка для багажа. Ее грузоподъемность — 3 тонны. Поскольку в Африке ездят и на крыше, то для доступа наверх сразу предусмотрели лестницу. Задняя светотехника защищена решеткой.

Именно африканские транспортники прописывали требования к этому автобусу, поэтому столь необычным он и получился. Но первый построенный экземпляр в Африку так и не попал, хранился на заводе и в итоге, по слухам, в качестве безвозмездной помощи был отправлен в Сирию. Казалось, на этом история афробуса МАЗ и закончилась. Но совершенно неожиданно в 2021 году в соцсетях появились фото, сделанные на мобильник. На них фигурировали сразу три автобуса без логотипов марки, но с безошибочно узнаваемыми чертами МАЗ-131. «Что? Почему? И как?» — никакой информации не было, оставалось только гадать.

Затем столь же неожиданно на официальном сайте ООО «ЭТОН», партнера Минского автозавода по производству электротранспорта, появились снимки из цехов в Жодино, где сейчас рождаются на свет троллейбусы МАЗ. На сборочной линии бок о бок с ними находился афроМАЗ, частично покрашенный в тот же цвет, что и минские троллейбусы.

Что за цех в Жодино? Это построенное при участии Минского автозавода и «ЭТОНа» с нуля помещение. Оно занимает площадь 6600 «квадратов» и практически полностью отдано под производство. Сборочный процесс организован по постовому принципу, а вся технологическая линия, от поставленного на колеса каркаса до готового троллейбуса, выезжающего из ворот своим ходом, растянута на 180 метров. Каркасы приходят в Жодино в готовом виде, а все остальное собирается на месте из комплектующих. Эти фото датированы примерно ноябрем 2021 года, в декабре этот цех был торжественно открыт. Тогда же объявили, что сюда выведут и сборку электробусов МАЗ. Но про африканские автобусы на церемонии не было сказано ни слова.

Загадочности добавляли отсутствие эмблемы МАЗ на облицовке, «прифотошопленный» логотип SUB и отказ как-либо комментировать данные снимки на самом предприятии. Скорее всего, бренд SUB был придуман конкретно для этой модели клонов МАЗ-131. Что он означает — точно не известно. Одна из версий гласит, что SUB — это Super Utilitarian Bus, суперутилитарный, суперпростой автобус. Но это только версия, не более. Официального подтверждения ей нет. Также нет уверенности, что SUB собирали именно в Жодино. Возможно, это было в Минске.

Затем в соцсетях проскакивали сообщения, что шесть автобусов видели на погрузке в питерском порту, а дальше опять полное молчание, никакой официальной информации или комментариев. Словно речь не об автобусе, а о перспективном ракетном комплексе. О SUB с «прифотошопленной» эмблемой уже стали забывать, как 26 января молчание, опять неожиданно, прервал Минпром, опубликовав на своем сайте заметку с заголовком «Изготовленные для Того автобусы лично передал Министр промышленности Беларуси».

Цитируем: «В городе Ломе (Тоголезская Республика) состоялись торжественные мероприятия по передаче двадцати двух автобусов белорусского производства тоголезской стороне. Согласно контракту автобусы были направлены заказчику в конце прошлого года. При изготовлении данной продукции были соблюдены все требования к технической части, а также учтены местные условия ее эксплуатации. Совместные тоголезско-белорусские проекты станут важным шагом в расширении сотрудничества между нашими странами в части поставок востребованной в Того современной техники и оборудования». Примечательно, что самих автобусов Минпром не показал. Но догадаться, конечно, было несложно.

Тоголезская Республика — это вообще где? Знатоки географии сразу скажут, что это между Ганой, Буркина-Фасо и Бенином. Но большинству от этого легче точно не станет. В общем, Того — это очень маленькая страна в Африке, всего 100 км в ширину и порядка 500 км в длину.

Того — бывшая французская колония, входит в десятку беднейших стран мира. Жители Того в среднем живут на $830 в год. Население — порядка 6,5 млн человек. Столица — Ломе, город с населением около 800 тыс. человек, расположенный на берегу океана, порт.

А ведь в Того должна существовать пресса. Может быть, она что-то писала про упомянутое событие? Гуглим — и точно! Одна из главных тоголезских газет Le Messager вывела новость о передаче автобусов на первую полосу. Вот они, родимые! Те самые «загадочные SUB». И эмблема уже не «прифотошоплена», а настоящая.

В выпуске от 26 января 2022 года Le Messager посвятила событию большую статью на целую страницу. Здесь много слов про нерушимую белорусско-тоголезскую дружбу, комплиментов нашей стране, дифирамбов прочности и надежности белорусской техники и т. д. Также из этой статьи мы узнаем, что автобусы приобрело правительство Того для местного перевозчика, компании SOTRAL. Данная фирма обслуживает маршруты протяженностью 256 км и ежедневно перевозит до 12 тыс. пассажиров. С учетом белорусской поставки автопарк предприятия теперь насчитывает 82 единицы. Здесь же озвучивается и сумма контракта — $2 276 000.

Ого! Это получается, что один автобус стоит больше $100 000? Не такой уж он и дешевый... На самом деле не совсем так. В сумму контракта помимо самих автобусов включены «контейнеры с запчастями и оборудование для ремонтных мастерских», а также шестимесячная обучающая программа для персонала SOTRAL с белорусской технической помощью. Да и доставка 22 автобусов в Африку тоже, безусловно, стоила денег.


Стоит отметить, что даже в эпоху «всевидящего ока» фотокамер в мобильниках белорусскому производителю удалось до последнего удержать в тайне объем поставки. То, что в партии не три и не шесть автобусов, а более двух десятков — сюрприз для всех. Вообще, вся эта история — довольно любопытный прецедент. Автобусы подобной конструктивной схемы — норма для Африки, но никогда прежде их не поставляли из Европы. Похожие конструкции существуют, например, на шасси MAN, Mercedes-Benz, но все они строились прежде исключительно силами местных африканских кузовных фирм и, как правило, на шасси, собираемых в Африке же. Да-да, на Черном континенте существует своя автомобильная промышленность, причем разнообразная. А здесь типично африканская конструкция, но спроектированная и произведенная в Европе. И, похоже, будет продолжение. По сообщениям тоголезской прессы, до 2025 года правительство Того планирует приобрести 150 автобусов. Всего 150 или еще 150 — не понятно. Не факт, что речь именно о белорусских SUB-131, но, возможно, и о них. В любом случае одной транспортной достопримечательностью белорусского происхождения в Африке стало больше.

зеленый, хетчбэк, бензин 2.4 л, механическая, полный привод
черный, внедорожник, бензин 2.4 л, механическая, полный привод
зеленый, пикап, бензин 2.4 л, механическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by