Спецпроект

Сколько времени займет парковка в новых минских кварталах? Эксперимент

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
23 февраля 2022 в 8:00

Давно известно, что в столичных дворах чаще всего трудно найти, где припарковаться. И мы привыкли разводить руками: дескать, раньше было куда меньше машин, дворы проектировали не на перспективу, старые минские «спальники» не отвечают теперешней загруженности на дорогах. Бог с ними, со старыми «спальниками», поехали в новые! В Минске полно современных жилых комплексов повышенной комфортности и соответствующего уровня ожиданий: как там со свободными местами? Мы выбрали несколько модных кварталов и в один из вечеров после напряженного рабочего дня отправились туда ради эксперимента: сколько времени потребуется, чтобы найти там свободное парковочное место?

В каком квартале легче припарковаться?

Мы хотим поставить себя на место человека, который имеет квартиру в современном ЖК, у него есть автомобиль, а также неуемное желание припарковать этот автомобиль где-нибудь недалеко от подъезда.

Катаемся сегодня на Geely Atlas Pro, предоставленном нашим партнером «Атлант-М Боровая». За рулем Марта. Девушка получила права лет десять назад, но, как это часто бывает, активным водителем побыла недолго.

— Сначала я часто ездила. Мне вообще очень нравятся автомобили. Помню, как только сдала на права, гоняла на дедушкиной «Волге». Машина — огонь! Педаль в пол, мотор ревет — кажется, идем на взлет. Смотришь на спидометр — 60 км/ч. Ну, тоже неплохо. А потом родился ребенок, как-то закрутилась в семейных делах — стало не до вождения. Машина в семье есть, но ездит в основном муж. Я вожу теперь редко и в основном за городом: скорость повыше, суеты поменьше, — говорит Марта.

— Узкие дворы, парковочка, «гараж», диагоналка — все это еще не успело забыться?

— Упс... С парковкой опыт сейчас небогатый, — признается девушка.

И это отлично. Люди, которые паркуются в наших дворах, — не всегда асы вождения. Среди них и молодые водители, и те, кто еще не привык к столичной загруженности. В теории им всем должно быть комфортно в современном городе — разве нет?

Но для подстраховки мы пригласили мастера. Павел Галкович — опытный инструктор, водитель с 30-летним стажем. С таким и во дворе парковаться не страшно, а значит, можем ехать.

ЖК «Маяк Минска»

В «Маяк» мы приезжаем ближе к 20 часам. Рабочий день давно окончен, было даже время заехать в супермаркет по дороге с работы домой.

— Так, что именно я должна делать? — с опаской спрашивает Марта, проезжая по периметру квартала и не решаясь свернуть внутрь.

— Знаешь, как проходит экзамен по вождению в Америке? Нужно проехать по кварталу и припарковаться. Причем никто тебе не говорит, где конкретно. Найди удобное место, — предлагает Павел.

Девушка сворачивает вглубь жилого комплекса, а мы включаем секундомер: поиски начались. С самого начала становится понятно, что легко не будет. Автомобили повсюду: они там, где можно, и там, где нельзя. Кажется, что они заполнили двор настолько, что не осталось никакого двора: одни машины в окружении светящихся в темноте окон.

— Эм.. Вообще-то есть проверенный способ: под стекло кладется бумажка с номером телефона — и все, — кажется, Павел, обрекший девушку на невыполнимое задание, уже готов включить заднюю.

Описанный способ действительно активно применяется в столичных дворах, но, что называется, не от хорошей жизни. И с ходу мы к нему прибегать не станем: нам хочется найти полноценное парковочное место, место повышенной комфортности, чтобы потом не бежать сломя голову, дабы выпустить кого-то в 6 утра.

— Кстати, прибегая к такой парковке, нужно быть осмотрительным и оставлять место для проезда не только легковому автомобилю, но и, к примеру, пожарной машине. Пока, судя по тому, что я вижу, с этим могут возникнуть большие проблемы, — отмечает мастер по обучению вождению.

Проезды в «Маяке» расчерчены под линейку, но нагромождение приводит к тому, что ориентироваться внутри квартала очень трудно. Увидеть свободное место невозможно, даже если оно здесь есть: мы передвигаемся на ощупь, в тайне надеясь, что навстречу не вырулит какой-нибудь грузовик — наверное, придется его перепрыгивать, более очевидных способов разъехаться нет.

— Давай попробуем здесь направо, там вроде площадочка побольше, — советует кто-то Марте.

Мы сворачиваем и слишком поздно понимаем, что ошиблись — тупик!

— Единственный способ найти парковку в этом дворе — не выезжать из него, — отмечает водитель, отчаянно глядя по сторонам.

— Все в порядке. Сейчас мы аккуратно сдадим назад и выедем отсюда, — инструктор приступает к привычному делу — учит. — Давай, потихоньку. Смотри по зеркалам, не зависай взглядом, контролируй ситуацию и слева, и справа. Я, кстати, похожим образом застрял как-то в Мадриде на мотоцикле. Навигатор привел вот в такой дворик, и все, говорит, приехали, адьес! И не развернуться — мотоцикл у меня немаленький. Ну я как-то примостил его на тротуаре, ушел. А оказалось, что по вечерам в этом дворе выставляют столики и смотрят футбол. В общем, испанцы меня очень быстро нашли.


Марта вполне успешно справилась с трудной ситуацией, ориентируясь на подсказки парктроника и советы инструктора. Но мы потратили здесь кучу времени: на секундомере уже более 13 минут, а где приткнуться, мы так и не нашли. Градус отчаяния повысился настолько, что брошенный на площадке возле мусорных баков Toyota Land Cruiser уже не вызывает возмущения — ему невольно завидуешь.

— Давай пока не будем сдаваться, может, у соседнего дома будет посвободнее? — просим Марту.

Кажется, она хотела что-то ответить, но лишь тяжело вздохнула. Едем к соседнему дому. И почти сразу попадаем в еще одну непростую ситуацию: узкий проезд, слева его загромоздило нечто с прицепом, а навстречу едет машина.

— Как вы относитесь к тем, кто идет на принцип и не готов уступать в такой ситуации? — успеваем спросить Павла.

— Знаете, я думаю, в любой ситуации нужно оставаться человеком и искать решение проблемы, а не нарываться на конфликт. Марта, давай мы чуть-чуть проедем вперед и прижмемся влево — встречным должно хватить места, чтобы проехать, — говорит инструктор.

После того как секундомер честно отсчитал 20 минут, мы признали эксперимент в «Маяке» провальным. Нам не удалось найти здесь свободное место поближе хоть к какому-нибудь подъезду. Придется вернуться к запасному плану.

— Кого будем подпирать? — Марта явно испытала облегчение от того, что не нужно больше бродить по этим лабиринтам, и теперь озорничает.

— Ну кого? Вон «гелик» стоит — его и подопрем, — весело отвечает Павел.


На самом деле есть еще один вариант. Мы покидаем «Маяк» и отправляемся искать парковочное место где-нибудь в шаговой доступности. Точнее, как покидаем: с трудом ползем к выезду, то и дело разъезжаясь со встречными авто, которым, как мы знаем, тоже не удастся припарковаться во дворе.

— Есть такое джентльменское правило: выключи фары при таком разъезде, не слепи другого водителя, — советует мастер.

Так и не найдя во всем ЖК ни одно-единственное парковочное место, мы вырвались наружу, будто свежего воздуха глотнули. Варианты стали появляться один за другим: пока не закрыты шлагбаумы на площадках у Национальной библиотеки, есть места напротив главного офиса застройщика, нашлись незанятые метры на улице Кирилла Туровского. Нет сомнений, что и здесь скоро все будет занято, после того как те, кто въезжал в квартал на наших глазах, поймут безнадежность этой затеи. Мы сориентировались раньше, и Марта аккуратно исполняет «гараж» на улице Жасминовой — неплохое место, но это не «Маяк». Давайте честно, место было выбрано от безысходности.

— Смотри, слева может быть сугроб, — предупреждает инструктор.

— Ага, если бы я его еще видела, — жалуется девушка.

— Ну воспользуйся нанотехнологиями, у тебя же есть парктроник.

10
Уровень загруженности дворовых парковок «Маяка»
Вечером здесь крайне сложно найти свободное местечко. За 20 минут мы не смогли, а дальнейшие поиски считаем нецелесообразными: проще припарковаться где-то поодаль и дойти до дома пешком. К счастью, найти место в шаговой доступности еще возможно.

ЖК «Мегаполис»

Меняем локацию. Наш путь лежит в «Мегаполис», жилой комплекс в Брилевичах, известный нашим читателям в связи с пробками, которые по утрам и вечерам встречают жильцов квартала фактически под их собственными окнами.

— Павел, какие ошибки чаще всего допускают начинающие водители, паркуясь? коротаем время за беседой, пока Марта вполне уверенно мчит по проспекту Независимости.

— Изначально становятся слишком близко к парковочному месту. Машину лучше выставлять подальше, ведь чем меньше угол захода, тем сложнее парковаться. Плюс необходимо оставить достаточный интервал, чтобы и самому потом выйти из машины, и дать возможность водителю соседнего авто открыть дверь. Я видел случаи, когда человек очень старательно и с большим трудом парковался, затем с облегчением выдыхал — и оба-на! Дверь-то не открыть, стоим вплотную. Все приходится начинать заново, — рассказывает мастер по обучению вождению.

— Еще можно через багажник вылезти, — предлагает Марта.

— Это ты по собственному опыту?

«Мегаполис» в начале десятого вечера кажется уснувшим. Местные проезды заставлены автомобилями, но мы ведь хотим припарковаться с комфортом — пусть и не под самыми окнами, но хотя бы во дворе, а не где-то на отшибе. Поэтому въезжаем в «колодец». Задание то же: найти подходящее место для парковки, секундомер включен.

Двор здесь посвободнее, чем в «Маяке», хотя первое оптимистичное впечатление обманчиво. Просто здесь меньше дорог: одна узкая дуга ведет вдоль всего дома, и, разумеется, она заставлена с обеих сторон.

— Со стороны жилой застройки же нельзя парковаться, — вспоминает Марта, но только она, поскольку больше во дворе это никого не смущает. Свободны от машин только площадки у входов в подъезды, да и то потому, что там стоят мусорные баки.

Мы осторожно продвигаемся вперед, не имея представления о том, что ждет впереди.

— Когда паркуешься — двигайся медленно, иначе можешь просто пролететь свое место, а за тобой уже вон, желающих много, второго шанса они не дадут, — советует Павел.

Но быстро или медленно, а даже намека на незанятое пространство в этом дворе нет. А затем происходит то, чего и следовало ожидать: мы попадаем в тупик, проезд обрывается.

— А развернуться здесь как? — почти хором произносят все.

Задумка проектировщиков понятна: проезд заканчивается небольшой площадкой, которой, однако, было бы достаточно для разворота, будь она свободна. Но в том-то и дело, что весь пятачок занят стоящими машинами. Знак, запрещающий тут остановку и стоянку, еще никогда не выглядел столь бесполезным. «Мегаполис» заманил нас в свою ловушку.

— Марта, не переживай, ведь с нами инструктор, — подбадриваем девушку. — А сама смогла бы выехать задом по всей дуге?

— Если бы так встряла, например, с мужем, то бросила бы машину и ушла пешком, — откровенно говорит наш водитель.

— Чего так сразу? Проехала 20 см, вышла, посмотрела. Потом еще 20 см — и так бы вырулила, — смеется Павел.

— Тогда муж бы вышел и пошел пешком. В ЗАГС, заявление писать на развод, — отвечает Марта.


Этот двор выглядел бы вполне благополучным, будь здесь наполовину меньше автомобилей. А так, все, кто находится на разворотной площадке, плюс десятки машин, стоящих на стороне жилой застройки, — с точки зрения ПДД вопросы были бы ко многим. А что на этот счет думают жильцы квартала? Ловим молодую пару у одного из подъездов.

— Пробки здесь действительно бывают: там, где школа, проезд очень узкий, плюс вдоль него также припаркованы машины. По утрам и вечерам, когда детей привозят в школу или забирают домой, заторы образуются постоянно, — подтверждают Владимир и Ольга.

— А паркуетесь вы здесь как? Кажется, на всех места не хватает.

— Как видите, паркуются со стороны жилой застройки. Днем место еще можно найти, а вот вечером, конечно, уже нет. Местные об этом знают и, как правило, в такое время уже ищут места где-то подальше: возле заправки или где-то еще, — уточняет Владимир.

От наших собеседников узнаем, что в доме оборудован подземный паркинг, который почти полностью загружен, несмотря на не такие уж маленькие цены за аренду или выкуп места. И все равно он не решает типичной для Минска проблемы с дворовой парковкой.

— А разъехаться здесь получается?

— Обычно да, — говорит молодой человек. — Конфликтов особых не бывает, хотя ситуации случаются разные. Я сам могу разозлиться, когда кто-нибудь не может уступить. Особенно когда понимаешь, что проще ему это сделать, чем вынуждать 5—7 машин отъезжать назад, потому что по ПДД он прав и на его стороне нет препятствия.

Любопытно, но, похоже, в этом дворе не принято подпирать другие автомобили. По крайней мере, ничего такого мы не заметили. Впрочем, это объяснимо: с большой долей вероятности, рискуешь перекрыть таким образом весь проезд — слишком хлопотный способ оставить машину на ночь.

— А развернуться как? Может, есть какой-то лайфхак? Мы сами встряли немножко...

— Либо сдавать назад до самого въезда, либо, нарушая правила, разворачиваться через тротуар, — разводят руками жильцы дома.

Прощаемся с ними: у них впереди хороший вечер буднего дня, а у нас квест, побег из «Мегаполиса». На секундомер смотреть бессмысленно. За 20 минут мы не нашли свободного места, хоть на непосредственные поиски затратили куда меньше времени, чем на то, чтобы выбраться из тупика.

— Подытожим: здесь мы не нашли где припарковаться.

— Здесь мы даже не нашли, где развернуться, — совершенно справедливо уточняет Марта.

Подавляя дрожь, удаляемся от подпирающих небо многоэтажек и спустя некоторое время находим свободное место у края проезжей части. Что тут скажешь: лишь бы поутру найти, где оставил машину вечером.

— Если хотите припарковаться, то чем дальше от жилого района, тем больше шансов найти местечко, — констатирует Павел.

10
Уровень загруженности дворовых парковок «Мегаполиса»
Так же, как и в «Маяке», мы не смогли найти, где припарковаться во дворе. И, по словам местных жителей, в вечернее время почти не имели шансов на успех. При этом сам двор выглядит посвободнее, но впечатление обманчиво: проезд один, стесненный стоящими со всех сторон автомобилями. Все усложняется тем, что даже развернуться нормально негде. Зато можно отточить умение двигаться задним ходом.

ЖК Vogue

По двум проспектам возвращаемся в другую часть города. Навигатор ведет нас в Vogue — новый жилой комплекс, прислонившийся к ограде парка Челюскинцев.

— Павел, как быть неопытному водителю? В такие дворы лучше даже не соваться?

— Совсем наоборот. Если не хватает опыта, его необходимо приобрести. Помните фразу «Наши люди в булочную на такси не ездят»? Так на такси и не надо, садись за руль и езжай: и в булочную, и куда угодно. Нужно больше ездить, не избегая трудностей. Конечно, это стресс — я понимаю. Но рано или поздно уверенность придет, — рекомендует мастер.


На въезде в жилой комплекс установлен шлагбаум, но стрела поднята. Понятия не имеем, всегда ли здесь так или нам просто повезло. Начинаем вальсировать по кварталу, ищем свободное место.

— Ну что? Как обычно, приедем в тупик? — обреченно говорит кто-то.

— А вон местечко слева. Или нет? — оживляется Марта.

— В смысле местечко? Вот так сразу? Не по сценарию!

Местечко действительно было: совсем рядом с домом, почти у самого въезда в квартал. Такого успешного начала не ожидал никто, поэтому радость граничила с разочарованием — слишком просто.

Впрочем, удивление развеялось, как только мы попытались припарковаться. Какой бы угол ни брала Марта, заскочить на этот свободный пятачок, расположенный на повороте дороги под 90 градусов, не удавалось:

— Теперь понятно, почему это место никем не занято.

Водитель раз за разом пыталась выполнить упражнение, бесконечно пищал парктроник, время шло. Затем в проезде появилась еще одна машина: уровень напряжения стал зашкаливать.

— Хорошо, что там за рулем тоже женщина, отметили мы. Мужчина уже пришел бы скандалить.

В конце концов, потеряв здесь более 3 минут, Марта отказалась от идеи припарковаться на этом свободном месте и резко вывернула обратно в проезд, чтобы попытаться найти что-то получше. Показательно, но следующий водитель, оценив наши мучения, сделал то же самое, не став даже пробовать разместиться на том пространстве.

— Близок локоток, да не укусишь, — утешались мы поговорками, разглядывая стройные ряды автомобилей на дворовой парковке.

— О, вон еще одно! — вдруг воскликнула Марта.

Радость была тщетной: место было предназначено для людей с ограниченными возможностями. Мы, разумеется, не стали туда соваться, но отметили про себя, что в достаточно загруженном дворе места для инвалидов даже на ночь остаются незанятыми — респект.

Проезд по двору тоже оказался проще, чем в других ЖК, которые мы посетили за этот вечер. Возможно, Vogue, как самый свежий комплекс, еще не успел обрасти хроническими болячками прочих столичных дворов.

Спустя 5 минут безуспешных поисков было принято коллегиальное решение вернуться на исходную и попытаться таки решить задачу со звездочкой, припарковавшись там, где никто не стал.

— Попробую-ка я с другой стороны, — решила наш водитель.

— Нет, оттуда ты точно не запаркуешься, — услышала она в ответ, но женское упорство осталось непоколебимым.

И знаете что? Спустя еще 3 минуты и 8 выворотов руля машина вполне аккуратно заняла полагающееся ей пространство. Это не было легко, и в общей сложности мы потратили здесь почти 15 минут. Но это существенно лучше, чем везде, где мы побывали до этого.

— Как впечатления, Марта?

— Иногда это было посложнее, чем экзамен в ГАИ. 

7
Уровень загруженности дворовых парковок Vogue
Этот ЖК не выглядит столь же хаотичным. Машин здесь много, свободных мест почти нет, но ведь «почти» не считается, верно? Приехав сюда после 22 часов, мы быстро нашли, где оставить машину, и (пусть и с трудом) неопытный водитель все же справился с заданием. Возможно, потратив больше времени на изучение всех закоулков, мы смогли бы даже найти местечко получше.

«Атлант-М Боровая» — официальный дилер Geely. Международная компания с 30-летним опытом на рынке Беларуси. Дилер оказывает весь спектр услуг по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей. Для клиентов действует бонусная программа, кешбэк за каждый визит на сервис, свободный доступ в ремзону, мобильное приложение с историей обслуживания. За Вами будет закреплен персональный менеджер и сервис-консультант. Планируете покупку автомобиля или ищете выгодный сервис? Вам в «Атлант-М Боровая».

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by