На фоне новостей об остановке продаж автомобилей в России и вынужденной паузы в импорте машин из США и Европы потенциальные покупатели стали искать новые возможности. Внезапно окном привоза стала Грузия. По словам представителей компании, специализирующейся на доставке автомобилей в РБ, там продолжают работать, заказы не прекращают поступать, логистика не нарушена. Мы попросили рассказать, можно ли в Грузии найти легковушку по более низкой цене, нежели в Беларуси, и будет ли сделка выгодной с учетом таможенных и других платежей? Уверяют, что действительно есть модели с ДВС, на которых можно выиграть. А вот электромобили, как говорят, привозить невыгодно.
Раcсказать о новом рынке вызвались представители компании Dasmotors. Они работают с белорусскими клиентами.
— На рынке Грузии, который разместился в Рустави (пригород Тбилиси, столицы страны), большой выбор автомобилей — на площадке стоит более трех тысяч машин на любой бюджет. Местные предпочитают Toyota, Kia, Hyundai, то есть «японцев» и «корейцев». Россияне сюда не приезжают, привыкли закупать в Беларуси. А сами белорусы наиболее часто заказывают проходные для растаможки модели от трех до пяти лет с объемом до 1,5 литра. Именно на таких вариантах можно сэкономить до 20—30%, если везти их из Грузии. Также популярностью здесь пользуются BMW возрастом около десяти лет. Стоимость таких авто примерно равняется низу рынка РБ, но здесь машины с меньшим пробегом, а следовательно, и в лучшем состоянии.
Примеры проходных популярных моделей рассмотрим чуть ниже. А для начала определимся с главным — финансовым вопросом.
— Растаможка машины из Грузии точно такая же, как при покупке авто из Европы или США (зависит от года выпуска и объема двигателя ТС). Очевидная выгода для белорусских покупателей возможна при льготной растаможке. К цене машины на местном рынке нужно добавить таможенную пошлину, утильсбор и сумму за доставку. Но мы будем говорить о конечных цифрах для белорусов.
При загрузке на один автовоз восьми машин доставка из Рустави в Минск (около 2500 км) обойдется в 1000 у. е. с автомобиля. Возникает логичный вопрос: за счет чего живет бизнес? Почему схема с такой сложной логистикой может быть выгодна белорусу?
— Во-первых, сроки доставки восстановленных авто из Грузии в РБ составляют ориентировочно 10—14 дней, в то время как доставка из США в Минск занимает три-четыре месяца, после которых еще один-два месяца тратятся на ремонт. Стоимость доставки из Штатов в грузинский порт дешевле, чем в Прибалтику. Так выстроена морская логистика.
— Во-вторых, цены на многие машины ниже, чем в Беларуси, на 20—30% — в зависимости от модели и года выпуска. Это объясняется более быстрыми сроками доставки авто из США в Грузию (1,5—2 месяца). Также стоимость восстановительного ремонта здесь гораздо ниже. Например, за покраску одного элемента просят $30—40 (в РБ — до $100). За счет этого грузины берут оборотами и не завышают цены в отличие от белорусских продавцов, которым приходится вкладывать деньги на шесть месяцев и ждать конечного результата. Тут все происходит в три раза быстрее — соответственно, можно продать в три раза больше авто.
— Начало процесса стандартное. На американском аукционе покупается битая машина с некритичными повреждениями. Затем она приезжает в грузинский порт. После этого автомобиль не сразу попадает на стоянку таможни. По местным законам, первые три месяца им можно пользоваться без растаможки и с транзитными номерами, и только по истечении этого срока машину нужно поставить в терминал (то есть дается время на восстановление). А терминал — это и есть рынок в Рустави. Покинуть эту площадку спустя три месяца после привоза уже нельзя — только с документами. Для реэкспорта (наш случай) растаможивать в самой Грузии не надо.
— После поступления заявки мы обсуждаем с клиентами характеристики авто и степень его повреждения до восстановления. Перед осмотром обязательно проверяем CARFAX и высылаем его клиенту, чтобы показать, какой машина была до восстановления. Затем осматриваем кузов, замеряем толщину лакокрасочного покрытия и оцениваем качество ремонта. Делаем компьютерную диагностику. Смотрим, установлены ли подушки безопасности, если они открылись. Осматриваем авто на подъемнике. И уже после всего этого высылаем клиенту фото- и видеоотчет. Если просят — указываем, какие запчасти установлены: оригинал или условный «тайвань».
К слову, в этом процессе заключается еще один плюс заказа машин из Грузии. Потенциальный покупатель имеет возможность осмотреть авто поближе, а не по фото с аукционов США, где не видно скрытых дефектов. Кроме того, наши работники проводят тест-драйвы и фиксируют поведение машины на дороге, в движении.
Рассмотрим предложения из Грузии на примере нескольких конкретных вариантов.
Вот этот Volkswagen Jetta (2017 г. в.) с 1,4-литровым двигателем и АКПП, пробегом в 44 тыс. миль (70,8 тыс. км) готовы привезти в Беларусь за $9,9 тыс. (с учетом льготной растаможки). У нас такая машина обойдется в $12—13 тыс.
А вот проходной и популярный для ввоза Chevrolet Malibu. Этому экземпляру также около пяти лет. Объем двигателя — 1,5 литра, коробка — «автомат». Машина успела пробежать по американским дорогам 69 тыс. миль (или 111 тыс. км). Конечная цена для белоруса — $11,5 тыс. (с учетом льготной растаможки). В Минске похожие восстановленные экземпляры отдают за $14 тыс.
По какой-то причине в Грузию ввозят совсем мало электромобилей. В сравнении с нашей страной в Рустави продается значительно меньше электрокаров. При этом местные продавцы сильно накручивают цены на них, если сравнивать с изначальной стоимостью на американском аукционе. В итоге цены на EV либо идентичны белорусским, либо выше.
Например, Tesla Model S (2012 г. в.) в Грузии стоит $30 тыс. В Беларуси похожий экземпляр можно купить уже за $25 тыс.
Также мы побеседовали с представителями белорусских компаний, занимающихся привозом авто из США. Вот что нам сказали: «Действительно, рынок Грузии появился достаточно неожиданно в белорусском инфополе. Нередко можно встретить рекламу в соцсетях, в частности в Instagram. Мы считаем это расширением рынка конкурентов. Пока относимся к привозу из Грузии с долей скепсиса. Есть сомнения по поводу качества ремонта автомобилей, который выполняют за довольно короткий срок. Одно дело — увидеть восстановленную машину здесь, в Беларуси, и совсем другое — на фото или видео, присланных из другой страны. До сих пор нельзя однозначно спрогнозировать развитие логистики по схеме Грузия — Беларусь и будущее денежных переводов из-за санкций».
По большому счету сейчас на авторынке сложно спрогнозировать в принципе всё. Поэтому покупатель выбрал выжидательную позицию, сделки поставлены на паузу. В условиях дефицита машин для кого-то Грузия может стать спасательным кругом, другие же предпочтут не рисковать.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by