В Минске одна такая велодорожка: протяженностью более 25 км, вдоль Свислочи она пересекает город практически по диагонали. Это главный магистральный веломаршрут столицы. В августе прошлого года велосипедист сбил на нем пешехода. Оба упали, пешеход ударился головой об асфальт и получил серьезные травмы. Велосипедиста теперь судят по уголовной статье за причинение тяжкого телесного повреждения по неосторожности.
За велопроисшествие в погожий августовский вечер Егору — тому самому велосипедисту — грозит наказание по ст. 155 Уголовного кодекса («Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности»). Санкция статьи предусматривает различные варианты: от штрафа до ограничения свободы на срок до двух лет.
В суде зачитывают обвинение. Если коротко: 10 августа Егор двигался на своем шоссейном велосипеде по велодорожке со стороны аквапарка в направлении центра города. Возле отеля Marriott он, по словам государственного обвинителя, «проявил невнимательность и неосмотрительность к окружающей дорожной обстановке, выбрал скорость, не обеспечивающую постоянного контроля за дорожной обстановкой, безопасного движения управляемого транспортного средства, при возникновения опасности для дальнейшего движения в виде пешеходов, которых он был в состоянии и должен был своевременно обнаружить, своевременно не подал предупреждающего звукового сигнала, не принял меры к снижению скорости вплоть до остановки велосипеда, не учел дистанцию и боковой интервал, в результате чего совершил наезд на пешехода».
Пешеход — мужчина 1967 года рождения — упал, ударившись спиной и головой об асфальт. Полученные им телесные повреждения отнесены к категории тяжких.
Велосипедисту вменяется в вину нарушение ряда требований Правил дорожного движения: пп. 7.2, 7.5, 85, 87 и 87.2. Это означает, что, помимо того чтобы быть внимательным и взаимно вежливым, велосипедист был обязан «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами, стоящими или движущимися по соседним полосам движения» (п. 85 ПДД); при выборе скорости движения учитывать ограничения скорости, а также интенсивность движения, обзорность дороги и все прочие важные факторы; при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, был обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.
Парень 1996 года рождения. Любит велоспорт, увлекается любительскими заездами. Свою вину в суде молодой человек не признал.
10 августа он катался вокруг Минского моря, а около 18:00 вернулся в город, переехал на главную велодорожку, чтобы продолжать движение уже по ней.
— С какой скоростью вы двигались по велодорожке? — задал вопрос гособвинитель.
— Точную цифру я не знаю, но, думаю, около 30 км/ч, — ответил Егор.
Было еще светло, погода ясная, видимость хорошая.
— Кругом было довольно людно, плюс активный трафик на самой велодорожке — велосипеды, самокаты, пешеходы прогуливались.
— Велосипедистов много было?
— Да, достаточно много. Я цифру конкретную не назову, но это час пик был, наверное, на велодорожке.
Дорожка из Дроздов в Чижовку была открыта еще в 2009-м — давно. Для многих минчан это любимый маршрут в погожий летний день.
— Укажите, имелись ли какие-либо знаки на велодорожке, указывающие на то, что она предназначена для движения велосипедистов?
— Она обозначена конструктивно: пешеходные дорожки выложены из тротуарной плитки, а велодорожка — асфальтированная. По краям имеются желтые линии разметки, обозначающие границу велосипедной дорожки, также есть разделительная линия.
— Как вы считаете, для окружающих являлось очевидным, что это именно велосипедная дорожка?
— Да, она отличалась и разметкой и конструктивно, визуально ее легко отличить.
При подъезде к отелю видимость, по словам обвиняемого, ничем не была затруднена. В этом месте есть небольшой изгиб, однако плавный и долгий — ситуация впереди хорошо видна.
— Я увидел пешеходов с двух сторон по краям велодорожки. Когда до них оставалось где-то 15 метров, потерпевший со своей семьей начал движение через велодорожку.
— А куда пешеходы двигались?
— Там примыкает пешеходная дорога под углом к велосипедной дорожке. Соответственно, они хотели перейти велодорожку, как я понимаю.
— То есть вы видели, что семья желает перейти через велодорожку, — констатировала судья.
— Заранее предположить, что они переходят дорогу, я не мог, потому что в тот момент, когда я заранее просматривал территорию, они просто стояли.
— Сколько было человек, вы помните?
— Четверо: две девушки, мужчина и женщина.
Велосипедист отметил, что не фокусировался именно на этих пешеходах, так как и с другой стороны велодорожки, на тротуаре, тоже были пешеходы, но никто велосипедный маршрут не пересекал, люди прогуливались в параллельных направлениях.
— Первой перебежала девушка, за ней двинулись остальные. Секунда — и мы столкнулись.
Велосипедиста спросили о мерах, которые он предпринял, чтобы не допустить столкновения.
— Я стал тормозить и одновременно с этим выкрикнул что-то вроде «Эй!». Девочка на этот крик посмотрела в мою сторону. Супруга и вторая девочка стали ко мне разворачиваться. А потерпевший в этот момент смотрел в другую сторону. Я зажал два тормоза, чтобы остановиться. Предполагаю, что с учетом энергии мой вес стал смещаться вперед. Мы столкнулись, после чего я слетел с велосипеда и оказался на траве.
В суде уже заслушали четверых свидетелей произошедшего. Трое из них — это семья потерпевшего: супруга и две дочери.
— В тот день мы шли смотреть кино. Припарковались и направились в сторону реки, чтобы немного прогуляться — у нас еще было время до начала киносеанса, — рассказала жена пострадавшего мужчины.
Так они вчетвером и оказались у велосипедной дорожки.
— Как вы для себя поняли: это была зона для пешеходов или зона для велосипедистов? — спросила судья.
— Ну конечно это была зона для нас, для пешеходов, потому что там гуляли люди. Это место за отелем: мы решили, что это дорожка, по которой гуляют постояльцы, — ответила женщина.
— То есть вы не восприняли это как выделенную дорожку отдельно для велосипедистов?
— Нет конечно!
— Как долго вы двигались по этой дороге?
— Мы дошли до нее и пересекли, чтобы посмотреть, можно ли где-то присесть. Там не было ничего, поэтому мы развернулись и решили пройти вдоль дорожки. И буквально в этот момент случилось столкновение с велосипедистом. Дочка мне прокричала: «Мама, отойди!» Я повернулась и увидела велосипед, который буквально на моих глазах столкнулся с моим мужем.
Мужчина упал на асфальт, ударившись спиной и головой. Жена вызвала скорую, вокруг стали собираться люди.
— Было похоже, что он умер, — отметила женщина.
Интересный момент. Отвечая на вопрос гособвинителя, свидетель заявила, что до момента происшествия не видела ни одного велосипедиста, который проезжал бы по этой дорожке.
— Нет конечно. Что вы думаете, у нас бы не закрались сомнения, если бы мы увидели движущийся велосипед? — сказала жена пострадавшего мужчины.
В суде заслушали обеих дочерей потерпевшего: Дарью и Александру.
Дарья, так же, как и мама, указала на то, что в тот вечер им не было известно, что они находятся на велосипедной дорожке. Причем, по словам девочки, кроме них там были и другие пешеходы, а вот велосипедистов она не видела.
— Возможно, я просто не заметила, — уточнила свидетель.
Кстати, с ее слов, и велосипедист, и ее папа пытались в последний момент предотвратить столкновение, но уклонились в одну и ту же сторону.
Александра рассказала чуть больше о том, как именно двигалась семья до происшествия.
— Там была гладкая дорога, из кирпичей, и мы шли чуть правее гладкой дороги. То есть там, где трава и гладкая дорога, — отметила она.
— Чуть правее гладкой дороги — это как? По дороге или по траве? — уточнил гособвинитель.
— По траве скорее больше. То есть мы шли парами: впереди шел папа с сестрой — папа, допустим, шел по гладкой дороге, а Даша шла по траве.
— А по какой причине кто-то шел по дороге, а кто-то — по траве?
— Ну потому что справа еще были кусты.
— Вокруг граждане какие-то находились? Праздно гуляющие или отдыхающие? — спросила судья.
— Да.
— А которые бы двигались на чем-либо: на велосипеде, на скутере, на самокате — были такие? До столкновения вы их видели?
— Ну да. На велосипедах тоже другие люди катались.
— Как далеко они были от вас? Они мимо вас проезжали или были далеко?
— Нет, мимо не проезжали.
Был и еще один свидетель — также велосипедист. Он утверждает, что ехал в направлении аквапарка.
— Оборудованная велодорожка там имеется: она выделена и имеет разделительную полосу. Никаких знаков о том, что это велодорожка или место повышенной опасности, я там не замечал. Более того, примерно в 300 метрах от места происшествия имеется небезопасный участок для движения как пешеходов, так и тех, кто выносит плавсредства: там находится тренировочная база, и когда выносят лодки, то перегораживают движение в обоих направлениях. Но это, к сожалению, нигде не отмечено: ни знаками, ни как-то иначе, — отметил велосипедист.
Мужчина указал на то, что рядом с полотном велодорожки находятся пешеходные зоны, выложенные тротуарной плиткой.
— Как вам кажется, является ли очевидным для окружающих, где именно велодорожка, а где — дорожка для пешеходов?
— Да, безусловно. Покрытия разные.
Скорость, с которой он двигался на велосипеде, свидетель оценивает в 20—25 км/ч.
— Я заметил, что группа людей из четырех человек перекрыла часть велодорожки. Они, скажем так, непонятно себя вели: вроде как не собирались переходить велодорожку, а вроде как и не собирались уходить куда-то в сторону. То есть они просто заняли часть дорожки. И кто-то из них, какая-то девочка, метрах в 10—15 передо мной перебежала на противоположную сторону, а затем стала на пешеходной дорожке. Я про себя отметил, что это очень небезопасное поведение, — рассказал мужчина.
Он проехал этих пешеходов, навстречу ему двигался еще один человек на спортивном велосипеде.
— Я услышал, как он крикнул что-то короткое, а затем раздался звук удара, — отметил свидетель.
То есть он не видел момента столкновения, так как все произошло у него за спиной. Кроме того, этот человек — единственный, кто подтвердил, что велосипедист что-то крикнул пешеходам, трое других свидетелей сказали суду, что они ничего такого не слышали. Мама и дочери и вовсе заявили, что не помнят этого человека на месте происшествия.
Даже потерпевший, хранивший до этого молчание, выступил с сомнениями.
— Я этого человека вообще не видел. Не помню, может, у меня что-то с головой. Перед нами ехал велосипед, и мы четверо слепых перед ним бегали — ну это для меня вообще открытие! Вопросов у меня нет. Я не понимаю просто, о чем говорит человек, — сказал мужчина.
Мужчину зовут Сергей.
— Когда мы выходили от отеля Marriott на дорожку, все посмотрели, естественно... Я иду с детьми, которых люблю больше жизни! Я всегда посмотрю триста пятьдесят раз во все стороны, чтобы детей не подстерегала какая-то опасность, — заявил он. — Когда мы вышли на дорожку, там никого не было. Александра перешла, а мы с Дашей сразу пошли направо, отчего оказались чуть впереди. Саша подошла, она не бегала, там дорожка два с половиной метра — ни о чем! Она вернулась, и мы пошли ровненько, прижавшись к правой стороне, чтобы никому не мешать. Оставили левую сторону, чтобы можно было объехать, проехать. Я не знаю, чем отличается дорожка от велотрека, но когда человек едет по велодорожке — как можно неумышленно сбить его? Я не представляю! Человек ехал — как в боулинге в кегли врезался. Если бы дети не обернулись, мне страшно предположить, что было бы.
Мужчина высказал сомнения, что велосипедист ехал со скоростью около 30 км/ч.
— Я 100 кг вешу, я тоже занимался спортом. Какая должна быть скорость, чтобы сбить стокилограммового мужика и чтобы он улетел головой в асфальт? — задается вопросом Сергей.
Потерпевший упомянул, что имеет 30-летний водительский стаж. Он раскритиковал обустройство главной минской велодорожки.
— При этом я узнал, что это велодорожка, на первом заседании суда, когда подозреваемый раз 35 повторил это слово. Но по всем канонам безопасности: вот дорожка, дальше еще дорожка из кирпичиков (тротуарной плитки. — Прим. Onlíner). Я ничего не хочу сейчас сказать, кто придумал это все, но даже если будешь ехать по этим кирпичикам с коляской — ты не сможешь ехать, потому что будет трясти. То есть любой человек будет по гладкой дороге ехать. Я как водитель перешел на правую сторону, мы заняли половину этой дорожки, прижавшись к правой стороне, мы тихонечко пошли, то есть мы оставили место для маневра с левой стороны. Я соблюдал абсолютно все меры безопасности, я был уверен, что это дорожка для того, чтобы там гулять, — отметил он.
Пешеходную часть, мощенную плиткой, потерпевший сравнил с обочиной.
— Для меня это было как обочина. Потому что она неудобная, чтобы по ней ходить, она как мостовая, — сказал Сергей.
— На данный момент вы понимаете, что это велодорожка? — спросил государственный обвинитель.
— На данный момент я понимаю. Я буду вспоминать об этом всю оставшуюся жизнь.
Потерпевший утверждает, что, когда он с семьей выходил на велодорожку, на ней не было велосипедистов. А вот пешеходы были. Что касается велосипедиста, который выступал в суде в качестве свидетеля, то и на его счет у Сергея есть сомнения.
— Как говорят: ребенок чуть не попал под велосипед. И что, мы просто пошли дальше — пусть следующий собьет? Конечно, мы бы вообще сошли с этой дороги, — говорит мужчина.
— Как вы считаете, свидетель в судебном заседании, оставив подписку по поводу ложных показаний, понимая возможную уголовную ответственность, дал ложные показания? — спросил гособвинитель.
— Это мое личное мнение, субъективное, — ответил потерпевший.
Сергей сообщил суду, что в момент перед столкновением он повернулся к велосипедисту боком, полагая, что парень его объедет.
— Я вижу велосипедиста, и у меня последняя мысль: ну, объедет, — сказал он, а затем добавил, обращаясь к обвиняемому: — Почему ты не тормозил? Как можно ехать на людей и не тормозить? Дальше удар. Очнулся я позже, помню, была скорая.
Мужчина сказал, что до сих пор испытывает частые головокружения и головные боли, так и не избавившись окончательно от последствий полученных травм.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by