Мы не могли спрогнозировать того, что случится в феврале, и того, что последует затем. Однако совершенно ясно, что 2022 год будет сложным для рынка во многих сферах. В полной мере это касается и велорынка, который толком не успел восстановиться после двух ковидных лет. Какие основные бренды и модели все еще имеются в продаже? Что происходит с ценами? Какие проблемы испытывают магазины при доставке велосипедов и комплектующих из-за рубежа? Вместе с экспертами пытаемся оценить текущую ситуацию, а заодно выбираем классный велик (пока это еще можно сделать).
Некоторые компании ставят на паузу работу в России, что в ряде случаев затрагивает и белорусский рынок. В частности, это касается велосипедного сектора. Очень часто белорусский сегмент и вовсе не рассматривался как самостоятельный (например, таким гигантом, как Shimano): что шло на Россию, распределялось и в Беларуси. Соответственно, если поставки остановлены — мы почувствуем это в той же степени.
Сегодня рассмотрим те североамериканские и европейские велосипедные бренды, без продукции которых в силу известных причин мы рискуем остаться в обозримом будущем. Не факт, что это случится, ведь еще никто не заявил, что уходит из региона окончательно и бесповоротно. Все следят за развитием ситуации.
Один из самых прогрессивных, модных и продвинутых брендов велоиндустрии — компания Specialized, эдакий Apple в мире велосипедов. В Беларуси работает официальный дилер, сеть магазинов «Твой велик».
— Отгрузки Specialized временно приостановлены, — рассказали нам в компании. — Это не значит, что бренд вовсе уходит с рынка. По крайней мере, никто не сообщал, что с нами прекращают работу. Речь идет именно о паузе ввиду известных причин.
Но «спеши» пока есть в нашем Каталоге. Что это, остатки запасов?
— Мы со своей стороны, разумеется, готовились к новому сезону, хоть и не могли спрогнозировать такие события. Плановая работа велась, и запас велосипедов у нас есть. Тяжелее будет с моделями под заказ, более дорогими велосипедами, не представленными в широком ассортименте, — вот их привезти какое-то время будет непросто. Но мы надеемся, что в скором времени ситуация выправится, и мы сможем работать с нашими клиентами в полном объеме, — объясняют в «Твой велик».
Дилер отметил, что в последние годы вопросы поставок на будущий сезон приходилось решать за много месяцев до его начала — настолько удлинились логистические цепочки. Причем это не проблема именно 2022 года. События конца февраля скорее усугубили и без того непростую ситуацию.
— Мы выходили на некое улучшение после трудностей с поставками прошлых лет, связанных с ковидом. А с проблемами тогда столкнулись все поставщики без исключения и в особенности поставщики дорогих велосипедов. И вот, только велосипеды стали появляться в наличии на европейских складах, с которыми мы работаем по тем самым единичным поставкам, — и тут на тебе, — говорят в компании.
С этой точки зрения 2023 год может быть даже сложнее 2022-го — держите это в уме. Сейчас дилер продает то, что заказывал год назад. Запасы есть, они должны удовлетворить спрос. На следующий год — 2023-й — по устоявшейся в ковидные времена практике нарабатывать ассортимент нужно буквально сейчас, с апреля по июнь — это время дилерских предзаказов, оформления договоров, оплаты и т. д. Но о каких переговорах сегодня может идти речь, если производитель поставил весь регион на паузу? Уже догадались, чем это чревато? Поэтому тем, кто планировал покупку брендового велосипеда, рекомендуем с этим не затягивать: большой вопрос, когда положение вещей действительно придет к тому, что мы считали нормой.
— Цены наверняка уже выросли?
— Мы можем немного порадовать ваших читателей: стоимость велосипедов, конечно, подросла, но не так, как изменился курс валют в обменниках. И разница значительная — мы наши цены сдерживаем. Другое дело, что ситуация еще до этого февраля осложнилась тем, что с прошлого года производители стали повышать цены в валюте на свою продукцию. С чем в действительности это связано — с ростом цен на металл и материалы или с интересами мегакомпаний, — сказать трудно, но глобальные процессы именно такие.
Другое дело, что в будущем взлетевшие цены вряд ли опустятся — ну когда такое было? Соответственно, мы имеем несколько рисков одновременно: бренд может исчезнуть с рынка или модели подорожают еще сильнее.
— В настоящее время мы работаем, как-то будем справляться, надеясь на выправление ситуации. В этом году, конечно, о зарабатывании денег речь не идет, этот сезон мы работаем на то, чтобы сохранить людей, наши магазины, чтобы люди смогли себе что-то купить. Это нормально, ничего ужасного именно в этой проблеме нет на фоне того, что происходит вокруг. Мы работаем не первый год и уже справлялись с разного рода кризисами. Если и теперь нам удастся сохранить команду, магазины и поставщиков — это будет нормально. Не хорошо, но приемлемо, — отмечают в «Твой велик».
Но «спеш» — это топ. Может быть, велосипеды подешевле станут доступнее?
— Ситуация со средним сегментом тоже не до конца ясна. Недавно в России приняли постановление о запрете экспорта некоторых категорий товаров, куда вошли и велосипеды. Сейчас мы, правда, получаем сигналы, что велосипеды из этого перечня удалили, но вопрос все еще остается в подвешенном состоянии. Это касается таких брендов, как Forward, Stinger и прочих. А вот с Китаем все должно быть как прежде: работа ведется, комплектующие мы получаем, — добавляют в компании.
Очень похожая ситуация с другим американским супербрендом Trek. С той лишь разницей, что велосипедов этой марки у продавцов скопилось, похоже, побольше. Прямо сейчас мы имеем в Каталоге 239 моделей (с учетом различных ростовок и цветовых схем) — есть из чего выбирать.
Цены с февраля, конечно, подросли, но не критически. К примеру, практичная городская модель Trek FX1 стоила месяц назад порядка 1,5 тыс. рублей, теперь ее продают за 1,8 тыс. Велосипеды приходят из-за границы, и продавцы оплачивают их валютой, поэтому причина подорожания понятна.
По нынешним временам, возможно, кто-то захочет сэкономить и присмотрит себе один велосипед на все случаи жизни: чтобы и в городе, и по лесу, да побыстрее и поспортивнее. В таком случае рекомендуем обратить внимание на гравелы: это модный (с полным на то основанием) тип велосипеда, который подойдет практически для любой местности и любого типа катания. У Trek есть такая модель — «Чекпойнт».
Ну и разумеется, почитаемые в народе горники — их у любого топового производителя полно. Можно долго спорить о целесообразности этих специфичных великов в городских условиях, но людям нравится, значит, и смысл в них есть.
И наконец, третий легендарный американский велобренд — Cannondale. Его в наличии поменьше — можно сказать, почти эксклюзив. Но пока выбор есть, и этим нужно пользоваться. Пара горников, пара городских гибридов... Кто-то скажет, что эти велосипеды подорожали, другие заметят, что в пересчете на валюту топовые бренды дешевле и не стоили. Есть мнение, что пока магазины действительно могут сдерживать цены для того, чтобы не отпугнуть покупателей в начале сезона. Но то, как долго сохранится эта ситуация, прогнозу не поддается: многое зависит от того, когда в целом разрешится возникший кризис.
С просьбой оценить возникшую на рынке ситуацию мы обратились к Алексею Борисевичу, техническому специалисту компании Borax.
— Кризис на велосипедном рынке настал не сегодня, в 2022 году, он наступил гораздо раньше, еще в начале эпидемии COVID-19. То, что ситуация будет такой же или даже хуже, было понятно в конце прошлого года по отношению поставщиков производителей к белорусским заказчикам: поставки задерживались, приходили не в полном объеме и т. д., — отметил собеседник.
— Теперь еще приходится ожидать того, что некоторые топовые бренды покинут местный рынок. Как думаете, мы останемся без Shimano?
— Компании быстро реагируют на то, что происходит в мире. Действительно, некоторые бренды уже заявили о своем уходе, другие делают это по-тихому. Это означает, что о новых поставках речь уже не ведется, по крайней мере на этот сезон точно. Что касается Shimano, то мы пока не располагаем официальной информацией о приостановке работы бренда на нашем рынке. Соответственно, что-то комментировать не возьмусь. Скажу однако, что нехватка продукции Shimano была раньше, остается теперь и сохранится в обозримом будущем.
— Кризис может привнести на рынок что-то новое? Стоит ждать наплыва азиатских брендов?
— Ситуация, которая сейчас складывается на рынке, поистине уникальная. Такого сочетания специфических событий еще не было. Кого именно из игроков это может привести сюда, кому поможет развиться, а кто, наоборот, уйдет — покажет время. Но по примеру китайского автопрома могу сказать, что еще несколько лет назад отношение к нему было совсем иное, нежели теперь. То же, например, и со смартфонами. Допускаю, что с азиатскими производителями велосипедов и комплектующих случится такая же история.
— Как дела у Borant? Отечественный производитель тоже испытывает трудности в нынешней ситуации?
— Жаловаться, думаю, смысла нет. Сложности с поставками длятся уже примерно полтора года, и мы, как покупатель комплектующих и производитель велосипедов, в конечном счете столкнулись с теми же проблемами, что и любой другой материальный бизнес. Хочется верить, что блокировка поставок не продлится долго.
— Цена — это всегда один из самых болезненных вопросов. Велосипеды будут дорожать?
— Буду откровенен: цены продолжат расти и в рублях, и не в рублях. Причин этому несколько: дефицит товара, уход игроков с рынка и в целом существенный рост себестоимости любого товара, который импортируется сейчас в Беларусь или любую другую страну. Подорожала логистика, подорожали сами комплектующие, подорожали металлы, углеволокно и т. д. Поэтому если у вас есть большое желание приобрести велосипед, имеются для этого деньги и вы видите на горизонте модель, которая подходит, — берите не раздумывая!
Скорее всего, мы столкнемся с ограниченным доступом к продукции швейцарского бренда Scott. Пока эти без сомнения качественные велосипеды есть в наличии, но будущие поставки в текущей ситуации не гарантированы. Цены, разумеется, подросли, но что из швейцарской продукции хоть когда-то славилось дешевизной?
В нашем Каталоге традиционной популярностью пользуются MTB-модели Aspect и Scale. Первая более бюджетная и универсальная. Вторая — жесткая и бескомпромиссная, не только для серьезного спорта, но и для серьезного кошелька.
Кстати, Scott выпускает не только велики, но и обширную линейку велосипедного оборудования и экипировки (часть выпускается суббрендом Syncros, например колеса, рули и выносы, подседельные штыри). Также налажено изготовление продукции для лыжного спорта, бега, триатлона, даже просто повседневной одежды спортивного стиля. Рынок потеряет многое, если бренд не удастся сохранить здесь.
Немцы в оценках и суждениях традиционно более осторожны и сдержанны. Их велосипеды Cube традиционно пользовались популярностью в продвинутом сегменте. Можем порадовать тем, что «кубы» пока никуда не исчезли и выбрать свой «самый лучший в мире» велосипед еще возможно.
На практике выходит так, что веломагазины устраивают акционные распродажи скорее к концу сезона, а не в его начале. Поэтому по нынешним кризисным временам выжидание момента для покупки представляется спорной тактикой. Кто его знает, что будет к концу этого сезона и в каком количестве. Приходится соглашаться с экспертами: уж если задумали покупку велосипеда — действуйте. Хочется сказать, что дальше будет лучше, но промолчим и постучим по дереву — чтобы не сглазить.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by