Еще год назад говорили, что рынок новых машин и импорт ввезенных авто (из Европы и США) примерно равны — 50 на 50. В этом году соотношение отнюдь не равное: пока салоны дилеров стоят практически пустыми, а за сентябрь продали всего 374 новых авто, абсолютное большинство машин пригоняют под заказ с Запада. На родине привозных автомобилей цены не сильно выросли, а вот конечный прайс в Беларуси скакнул серьезно — за счет очень больших накруток от перегонщиков и перекупщиков. Стоимость импорта отразилась и на вторичке, так что в осень мы вошли с разогретым рынком. Сейчас, по словам специалистов компании WestMotors, он подостыл. Вместе с тем к концу года машины вновь могут подорожать.
Беседуем о нынешней ситуации и прогнозах на ближайшее будущее с директором компании WestMotors Алексеем Мартыновским. Компания занимается подбором, покупкой и доставкой авто и другой техники из США, Европы, Кореи, Китая, ОАЭ и других стран в Беларусь.
Сентябрь был пиковым месяцем по продажам — ввезли на треть больше, чем в сентябре 2021-го. В минувшем марте, когда стало понятно, что новые автомобили от большинства европейских брендов в страну поступать не будут, что появится дефицит, а следовательно, вырастут цены, резкого скачка прайсов не было. Это был постепенный процесс. Самых высоких значений цены достигли именно в сентябре. Все потому, что россияне готовы покупать машины дорого. Доходило до того, что в Европе модель стоит 20 тыс. (с учетом пригона и растаможки), а в РФ ее продают за 40 тыс. Выгоды для посредников достигали 100% от изначальной цены. Некоторые автовладельцы пригоняли машины для себя, но видя ситуацию, продавали их, чтобы заработать.
На этом фоне у дилеров оставалось все меньше моделей, предложение сокращалось. Усложняли ситуацию растущие проблемы с логистикой, квотами, сертификатами ОТТС, у перевозчиков-автовозов заканчивались «дозволы». Все это увеличивало стоимость товара для конечного покупателя. Как пример, BMW X1 в 2021 году стоил около $20 тыс., а в этом — уже $27 тыс. в той же комплектации. Мы публиковали реальные истории белорусов, которые зарабатывали, перепродавая свои машины в Россию. Выгода для «двухлетки» — в среднем 10 тыс. рублей по сравнению с прайсом из салона.
Цены не один месяц искусственно раздувались перегонщиками — так было до конца сентября. И покупатели согласны были тратить больше. Они встали перед выбором: или покупать то, что уже пригнали (вот стоит перед домом), или же рисковать, занимаясь сопровождением доставки с Запада. А это порой нерешаемые задачи с оплатой и переводами, страх перед тем, что деньги заморозят, что закроют границы и так далее. Сейчас лишь немногие белорусские банки осуществляют SWIFT-переводы за границу, при этом за высокую плату — 2% от суммы плюс $100 (для сравнения, в прошлом году стоимость SWIFT-перевода составляла в среднем всего $25). То есть только для того, чтобы перевести деньги зарубежному продавцу авто стоимостью $20 тыс., банку нужно отдать $500.
А потом в России объявили частичную мобилизацию, и рынок замер. Люди стали активно забирать задатки, оставленные за машины и услуги. Так происходит всегда, когда клиент чувствует неуверенность в завтрашнем дне: мало ли, деньги понадобятся для более важных дел, так что лучше повременить. Поэтому сейчас происходит обратный процесс: автомобили покупают реже, цены поползли вниз. Начался возврат к, так сказать, адекватным ценам. Например, годовалый BMW X5 из Европы в «жирной» комплектации привозили за 80 тыс., а продавали за 110—120 тыс. Сейчас этот пузырь сдувается: цена такого «баварца» опустилась до 90 тыс. Долгое время считался нормальным зазор в 10—15% сверх «закупочной цены». Таким он стал и сейчас, большие навары остались в прошлом. Хотя некоторые продавцы (особенно редких экземпляров) еще держат цену.
Логично было бы предположить, что падение цен продолжится, а следовательно, лучше еще немного подождать. Однако ситуация быстро меняется, вмешиваются непредвиденные факторы (как тот, что привел к снижению прайсов). Тем не менее специалисты видят несколько признаков, на основе которых можно строить прогноз: предложение не увеличивается, дилеры массово не заполняют шоурумы, суперусловия по лизингу и кредиту не вводятся. Поэтому, несмотря на нынешнюю просадку, вероятность повторного подорожания сохраняется.
В предыдущие месяцы был сильный перекос в сторону премиального сегмента — модели за 80—100 тыс. улетали за 15 минут с момента публикации объявления. В итоге на рынке авто «за средний чек» образовалась пропасть. В ближайшем будущем его начнут заполнять. Проявление тенденции видно уже сегодня. Например, традиционно из США не везли модели старше пяти лет, что было связано с высокой ставкой растаможки. Считаем: за двухлитровый экземпляр моложе 2017 г. в. нужно заплатить €2,7 тыс. (с льготой), а за авто старше пяти лет — €9,6 тыс. Сейчас же становится все больше заказов на немолодые машины. Получается, что даже с высокими таможенными платежами выходит дешевле, чем на местном рынке.
В качестве примера специалисты приводят кабриолет Audi A5 2013 г. в. с двигателем 2,0 из Америки — сделку заключили буквально в прошлую пятницу. Из повреждений — только передний бампер и крыло, подушки не выстрелили, известна история обслуживания у дилера. В США такие машины уже не ценятся, владельцы опасаются дорогого ремонта. На аукцион автомобиль выставила страховая — за $1850. В Беларуси со всеми сопутствующими расходами эту машину можно забрать за 11 тыс., в то время как на нашей вторичке такая Audi стоит 25 тыс. Выгода очевидна.
Продолжая тему автомобилей из США, нельзя не упомянуть про отношение местных компаний к покупателям из России и Беларуси. Фактически ни одна из них не желает принимать деньги из наших стран, некоторые отказывают и тем гражданам РБ, которые живут за границей. Тем не менее многие белорусские фирмы, занимающиеся доставкой машин, нашли способы — порой и через посредников в Польше, Литве, Грузии, Турции, которые, конечно, требуют свою маржу. Начиная с весны, примерно за три месяца, им удалось наладить механизмы покупки, оплаты и доставки.
Специалисты уверяют, что сейчас логистика работает лучше, чем в 2021 году. Например, автомобиль из Канады приедет в Клайпеду за месяц, из США — за полтора (из Калифорнии и Западного побережья — дольше). Но потенциальным и уже состоявшимся владельцам стоит помнить про обслуживание: заказать некоторые запчасти из Польши, как было раньше, уже не получится. В этом проявляется еще одна тенденция: стали меньше покупать сильно разбитые варианты — просто негде брать детали и элементы для восстановления.
Для ориентации в ценах приводим список самых популярных для привоза в Беларусь моделей. В таблице указаны реальные ставки, по которым такие машины сейчас играют на аукционах.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by